Мераб Мегреладзе – виртуоз атаки!
Первым же касанием мяча Мераб Мегреладзе влюблял в себя трибуны стадионов. Откликнувшись на продольный пас со своей половины поля и взяв на себя сразу двух защитников соперника, он, вместо обычного приема мяча и вступления в неравный бой, абсолютно неуловимым движением одной только стопы увёл мяч в свободную зону на самых подступах к штрафной прямо на себе ногу...
Таких невероятных финтов в карьере Мегреладзе будет несметное количество. Болельщики всегда с нетерпением ждали выхода любимого форварда на поле, потому что с этой минуты начинался настоящий футбольный праздник. Он играл для себя и для всех нас. Мераб Мегреладзе просто играл и получал удовольствие от игры, заражая настроением всех вокруг.
Спустя несколько лет после смерти отца Георгий Мегреладзе, сам в недавнем прошлом форвард ряда ведущих грузинских команд и национальной сборной Грузии в беседе с Виктором Хохлюком рассказал о нём, легендарном форварде советской эпохи, добившегося в карьере ошеломляющего результата – 343 гола в 665 матчах чемпионатов СССР, Грузии и Швеции.
– Георгий, спустя много лет после начала карьеры твоего отца можешь вспомнить, где он начинал играть в футбол?
– В ДЮСШ небольшого грузинского города Озургети (бывший Махарадзе). По словам его старых друзей, он уже в юные годы забивал фантастическое количество голов за местную команду «Мерцхали» и неудивительно, что в 1977 году его пригласили в профессиональную команду «Гурия» (Ланчхути).
– Несмотря на то, что он выступал в нескольких клубах, он всё равно стабильно отличался высокой результативностью. Раскрой секрет: как ему удавалось исправно забивать большое количество голов?
– Секрета здесь нет. У него Божий дар был и он пахал, как на тренировках, так и во время каждого из матчей несмотря на важность того или иного поединка. Как нападающий он был всегда нацелен на ворота, умел убежать от защитников противоборствующей команды и вовремя открыться для получения передачи от партнёра по команде.
Ни для кого не секрет, что голевой рекорд моего отца – 41 забитый мяч в команде «Самгурали» из Цхалтубо в сезоне 1992/1993 до сих пор остаётся рекордным по забитым мячам в чемпионатах Грузии.
– Мераб Нодарьевич играл за несколько команд, а какую из них он считал своей наиболее близкой в футбольном плане?
– Для него наиболее близкими по духу и ритму игры были «Гурия» (Ланчхути) и кутаисское «Торпедо». За эти команды он провёл наибольшее количество лет в своей футбольной карьере и забил за каждую из них более ста голов.
– У отца были выгодные предложения из более сильных на то время команд?
– Мне известен только факт, что отца в 80-х приглашали в тбилисское «Динамо». Но ему нравилось находиться в «Гурии» или «Торпедо», так как в них он получал удовольствие от игры. Отец мне рассказывал, что в начале-середине 80-х прошлого столетия в «Динамо» (Тбилиси) в атаке играл легендарный Рамаз Шенгелия, с которым мало кто из нападающих тех лет выдерживал конкуренцию за место в стартовом составе, а «греть лавку» было не в характере моего отца…
– Мерабу Нодарьевичу было больше сорока лет от роду, а он продолжал играть, забивать и восторгать своей игрой трибуны стадионов. Как ему удавалось долгие годы поддерживать свою форму?
– Объяснение простое – он не мог без футбола. Он жил и был отдан игре 11 на 11. Ему нравилось играть, забивать, а главное – приносить болельщикам радость от популярнейшей игры. После неудачных матчей он очень расстраивался, делал выводы и к следующему поединку был ещё агрессивнее и по-футбольному злее на поле. На поле не щадил ни себя, ни соперников.
Мы дважды устраивали ему торжественные проводы из футбола. Затем он дважды менял своё решение и возвращался на ставший для него родным зелёный газон футбольного поля.
Мне посчастливилось полтора года вместе со своим отцом, который мой и подсказать, и «напихать», если что-то не так делал во время игры, но без зла, а всё по делу. После матчей детально обсуждали игровые эпизоды, настраивались на следующие поединки. В начале моей игровой карьеры советы отца были огромным плюсом.
– Он успел и в новосибирском «Чкаловце» пару сезонов отыграть…
– В 1998-м мы были на сборах. Отец уже было закончивший с карьерой, тоже с нами находился. В одном из тренировочных матчей его и меня увидели представители новосибирского «Чкаловца», которые затем пригласили нас в команду. Отец согласился на переезд в Сибирь и хотел, чтобы я с ним вместе уехал. Но я отказался, так как для себя видел больше перспектив, играя в высшей лиге чемпионата Грузии.
– Получалось, чтобы вместе голы забивали в одном матче?
– Бывало и такое. Иногда, когда я сидел на лавке, а отец играл, пробегали мысли, чтобы он быстрее закончил карьеру… Мне очень хотелось играть.
– Задам необходимый для уточнения неприятный вопрос: в англоязычной, грузинской и других версиях Википедии указана дата смерти 25 января 2012 года. Когда на самом деле умер твой отец, Гия?
– Я знаю, что в Википедии стоит неверная дата смерти моего отца. Папа умер 24 января 2012 года. Получилось так, что кто-то из журналистов первоначально распространил неправильную информацию, другие не проверили и теперь такое неприятное недоразумение… Для нашей семьи его смерть стала было большим ударом. Он не дожил два дня до своего 56-летия. Надеюсь, что теперь исправят.
– У тебя также карьера неплохо сложилась. Несколько лет играл в сильных командах, был чемпионом и призёром чемпионатов Грузии, Азербайджана и зарекомендовал себя забивным форвардом. Бомбардирская наследственность от отца по генам передалась?
– Думаю, что так оно и есть. Многое взял из опыта наблюдений за игрой своего отца, других выдающихся форвардов. На тренировках отрабатывал и конечно же вносил всегда своё, чтобы не быть копией кого-то.
Мой сын, которого я назвал в честь отца Мерабом, стал профессиональным футболистом. Так что он не имеет права не забивать и помнить о своих предках. Играет в нападении кутаисского «Торпедо». Ему только 18 и он только в начале своего футбольного пути.
– Игра отца «заразила» сына футболом?
– Футбол – пятое поколение в нашей семье. А «заразил» нас голами мой отец – Мераб Мегреладзе. Он самый результативный футболист из нашей семейной династии.
– А когда сам решил закончить карьеру?
– Так получилось, что после смерти отца.
– В футболе остался?
– После завершения игровой карьеры работал помощником тренера в «Торпедо» Кутаиси. Сейчас отдыхаю и наслаждаюсь просмотром футбола в исполнении сын, в качестве болельщика.
– В честь Мераба Надарьевича проводятся футбольные турниры?
– Да. Причём, ежегодно. Организатор турнира среди юношей Федерация футбола города Кутаиси.
Светлая и вечная память легендарному футболисту!
Автор: Виктор Хохлюк
Фото: Юза Кацитатдзе, «Мой футбол»