Бюджетные рейсы в Европу. Почему «Арарат» так тянет в чемпионат Армении
Последний серьезный кризис армянский клубный футбол пережил в 2016 году: уже летом в Армении фактически оказалось всего 6 клубов на все 2 дивизиона профессионального футбола страны.
И вдруг...
Спустя всего полтора года пресса стала активно писать о возрастающем интересе к чемпионату Армении. Сначала поступила информация о том, что армянский миллиардер Самвел Карапетян, который после Олимпийский игр в Рио завязал с борьбой, намерен вкладывать деньги сразу в два клуба, а в какие именно – в уже действующие, или новые, не сообщалось.
Созданный весной 2017 года московский «Арарат» принадлежит именно Карапетяну. Вскоре чемпион Армении «Алашкерт» на своем официальном сайте сообщил о спонсорском соглашении с группой Ташир, которая намерена сделать большие инвестиции в армянском футболе. Детали и конкретные шаги стороны не разглашали, но последний визит в Бразилию и партнерские соглашения президента «Алашкерта» Баграта Навояна могут быть именно результатом сотрудничества с Самвелом Карапетяном.
За это время в Армении появилось сразу 4 клуба. Если в случае «Эребуни» и «Аван Академии» речь шла лишь о юношеских командах, участвующих в Первой лиге страны лишь для набора опыта, то «Арцах» и «Лори» имеют четкие и вполне реалистичные планы на выход в Высшую лигу, а через пару лет – даже в еврокубки. Дует лидирует в Первой лиге, и ради достижения цели не жалеют даже денег на легионеров. Местный бизнесмен, хорошо известный также футбольным болельщикам – Товмас Григорян финансирует «Лори», представляющий город Ванадзор. Что касается «Арцаха», здесь информация о реальных акционерах чуть запутана и ведет в Европу, в частности - в Чехию.
Но касательно «Аван Академии» мы немножко просчитали. Клуб тот оказался не совсем юношеским, а своеобразным футбольным стартапом, ждущего ангела-инвестора. Он и пришел к Новому году: 28 декабря президент Федерации футбола Армении Рубен Айрапетян заявил, что клуб «Аван Академия» переименован в «Арарат Москва» и уже в следующем году может выступать в Высшей лиге. Кто этот ангел-инвестор – Вы уже догадались.
То, что «Арарат Москва» может перебраться в Армению, говорили около 2 недель. Первым об этом сообщил Матч ТВ. По данным источника - руководители «Арарата», просчитав ситуацию, пришли к выводу, что в российском чемпионате достижение высоких целей связано с слишком большими финансовыми затратами. Они несоизмеримо выше, чем требуются для победы в чемпионате Армении c последующим выходом в квалификацию Лиги чемпионов.
В чемпионате, где бизнесмены отчаянно твердили, что футбол – не прибыльный бизнес (а где он вообще прибыльный?!), вдруг стали охотно говорить об инвестициях, и в основном – заработанным армянами иностранном капитале. Чемпионат всего из 6 команд каким-то чудом зарекомендовал себя как бюджетный рейс в еврокубки, где легко можно эти инвестиции окупать. Азербайджанцы бросятся в раздел комментариев чтобы сказать, что это все из-за зависти к «Карабаху», но мы же знаем – за всем этим должен быть и холодный и рациональный расчет.
Он и есть!
В этом году на групповом этапе Лиги Европы сыграли несколько клубов с годовыми бюджетами в размере от 3 до 5 млн евро. В маленьких странах с неразвитым футболом расходы на футбольные клубы несравнымо низки, учитывая низкую зарплату, а также отсутствие расходов на перелеты и проживание. Сегодня армянские клубы за год тратят на главную команду не больше 1 млн евро, и почти половину окупают за счет участия в квалификационных раундах еврокубков. 5 млн евро и правильный подход к делу – это гарантированный выход в групповую стадию Лиги Европы. А потом посмотрим...
А вот в России все дороже. После полгода проведенных в ПФЛ, владельцу «Арарата» стало ясно, что пора собирать чемодан на ФНЛ. А здесь все не так уж просто, даже с Измайловым и Павлюченко и с уважительной даже для уровня ФНЛ фанатской базой. Для того, чтобы хоть на что-нибудь претендовать в ФНЛ, нужен годовой бюджет в размере минимум 500 млн рублей или 8.6 млн долларов.
Победители ФНЛ, которые получают право выступать в РФПЛ, обычно тратят за год около 1 млрд рублей. С учетом того, что у «Арарата» еще нет ни формированной клубной структуры, ни опыта, ни постоянного тренера со слаженной футбольной философией и видением игры, ни стабильного состава, где все идут в отпуск не по своему решению, а по разрешению тренера, то можно твердо заявить, что даже эти 1 млрд рублей не гарантируют выход «Арарат» в РФПЛ.
Вот и сформируем вопрос, на который должен был ответить Карапетян – оставить «Арарат» в Москве лишь на радость местных армян, без акцента на спортивный результат, но обязательно с армянами в составе, или же строить профессиональный футбольный клуб с четко сформированными спортивными задачами, а также с соответствующим финансированием. Первый вариант подразумевает небольшой, но стабильный бюджет, без всяких бизнес-интересов. Второй вариант более по душе бизнесмену, но деньги здесь нужны огромные, риск слишком большой, а неудача в бизнесе Карапетян обычно допускать не прывик.
Добавляем к этому просьбу или желание самого Карапетяна помочь армянскому футболу, и решение приходит сразу – вместо того, чтобы вложить в клуб 20-30 миллионов долларов для выхода в РФПЛ без какой-то ощутимой выручки, в том числи не денежной, можно вложить в клуб всего 10 миллионов в Армении и гарантировано сыграть в Лиге Европы, добавить еще кое-что и даже можно попасть в Лигу Чемпионов, получив статус национального героя Армении, а также окупив часть сделанных вложений. Конечно, Карапетян сумеет капитализировать этот результат также в разных политических целях.
Открытым остается лишь один вопрос – будет ли «Арарат» в Москве? С этим пока не все ясно. В теории, на ряду с ереванским «Арарат Москва» можно оставить и московский, который с небольшим бюджетом может порадовать болельщиков-армян своими выступлениями в ПФЛ, а иногда ненадолго заходить и в ФНЛ билетом туда-обратно. Но если бы у Карапетяна была такая идея, то для чего называть свой клуб в Армении «Арарат Москва», когда есть версия получше - «Ташир», чтоб сразу поняли – чей это клуб. С именами у Карапетяна всегда была путаница, но с деньгами он обращаться умеет. Остается надеяться, что эти деньги помогут армянскому футболу, а не выстроят очередную монополию.
Твиттер: @karafayelyan