«Плюс-минус» после первой трети сезона
«Спартак» уже сыграл 14 матчей из гарантированных 39, что ждут его в этом сезоне (30 в чемпионате России, 1 на Суперкубок, минимум 2 на Кубок и минимум 6 в еврокубках). Давайте рассмотрим показатели «плюс-минус» всех игроков, выходивших на поле в этом сезоне.
Первое, что на себя обращает внимание, — это, конечно, какие-то космические по сравнению с общесезонными показателями цифры Зе Луиша. Да, забивали при нем, как говорится, «редко, но метко», но зато пропускали всего раз в 172 минуты — считай, почти ровно раз в два матча. Более того, все спартаковские упущенные победы, которых в этом сезоне набралось уже слишком много, были упущены, когда Зе Луиша на поле не было. Второй гол от «Динамо» пропустили именно после замены Зе Луиша, 1:2 от ЦСКА состоялись опять же после его замены, ну а во всех дальнейших матчах он просто не играл.
«Плюс-минус» Джано Ананидзе, конечно, выглядит еще более невероятным: в чемпионате России, например, с ним на поле «Спартак» в этом сезоне вообще еще не пропускал. Но всерьез называть лидером команды игрока, который не проводит за нее и четверти игрового времени, к сожалению, нельзя.
С обратным знаком «удивляет», конечно, Ивелин Попов. Он выходит… и «Спартак» не забивает. Потом выходит… и «Спартак» опять не забивает. Один командный гол за два часа игрового времени — это для футболиста группы атаки, извините, приговор. И ладно бы пропускали при этом так же редко (именно так было до злополучной травмы с Артемом Тимофеевым) — так нет, пропускаем мы с Поповым вдвое чаще, чем забиваем.
То, что у обоих наших лидеров-опорников, Дениса Глушакова и Фернандо, а также примкнувшего к ним Сальваторе Боккетти, плюс-минус отрицательный — тоже симптом, мягко говоря, неприятный. Минус, конечно, небольшой, всего -1, но когда в прошлом сезоне у первого этот показатель был +11, а у второго и третьего вообще +12 — это, скажем мягко, провал. И, учитывая, сколько они играют, не спишешь даже на статистический выброс, как у попавшего под «Локомотив» и получившего 1:4 за 45 минут Мельгарехо.
Квинси Промес и Дмитрий Комбаров закономерно занимают место в середине списка — ну а где им еще быть, если они практически не пропускают матчей и редко участвуют в заменах?
Ну а закончить все-таки нужно на хорошей ноте. Как ни парадоксально, лучше всего у «Спартака» работает атака в присутствии ругаемого многими Александра Самедова (46 минут на один забитый гол), а также Сердара Таски (хотя, конечно, влияние защитников на атаку, как и нападающих на оборону, весьма косвенно); оборона, впрочем, при них не блистает, пропуская чуть чаще, чем в среднем за сезон. У Луиса Адриано и Андрея Ещенко плюс-минус тоже, так сказать, с креном в атаку, но не такой хороший.
Наконец, более-менее работает оборона при Георгии Джикии и Марио Пашаличе (около 80 минут на пропущенный гол, по сравнению со среднесезонными 68 минутами даже прилично), а также при редко играющем Илье Кутепове и — вот только не смейтесь — Марко Петковиче. Подозреваю, именно что-то такое и имел в виду Каррера, когда говорил, что «вы запоминаете только ошибку и не замечаете, что все остальные 90 минут он нормально играл». Впрочем, в точном соответствии принципу из старой сказки «нос вылез — хвост увяз», оборонительные успехи скрадываются не очень успешной игрой команды в атаке.
И напоследок — еще один парадокс. «Спартак» в этом сезоне забивает чаще, чем в прошлом (это к вопросу об «отсутствии атакующей игры»). А вот пропускать стал вместо одного гола в 99 минут — один гол в 67. Тридцать две минуты за раз сбросил.
Ну а делать-то со всем этим что? В первую очередь, конечно, ждать выздоровления хотя бы Зе Луиша. Слишком уж он важное, как оказалось, звено в команде. В чуть более долгосрочной перспективе — ждать также Зобнина. Ну, и, может быть, лелеять призрачные надежды, что Ананидзе сможет проводить на поле хотя бы 50, а не 25 процентов игрового времени сезона.