Из волшебника в циркача. История падения самого дорогого футболиста в мире
Летающий по флангу со скоростью света, с мячом на кончиках пальцев ног и самбой, играющей в голове, Денилсон был типичным бразильским вингером. Лучшим типичным бразильским вингером своего времени.
Любой, кто имел удовольствие наблюдать за игрой Денилсона вживую, мог легко обмануться мыслью о том, насколько гениальный игрок пинает мяч перед ним. Но первоначальное ощущение было ошибочным.
Вам наверняка знакомо чувство, возникающее, когда особенный игрок получает мяч и вы ждете чего-то необыкновенного: разрезающая передача Андреса Иньесты, рабона Куарежмы или дальний удар Дениса Колодина, способны покрыть вашу кожу мурашками в считанные секунды. Особым навыком Денилсона был молниеносный переступ, моментально дезориентирующий соперника:
Если раньше подобный скилл вызывал восхищение даже у футбольных спецов, то сейчас похожие действия признаны неэффективными. На смену переступам Денилсона пришел скоростной слалом с мячом в стиле Лионеля Месси – минимум красоты и максимум результата. Именно из-за своей манеры игры бразилец не смог заиграть даже в Испании начала 2000-х. Но давайте начнем с самого начала.
Парнишка из Диадемы, индустриального муниципалитета Сан-Пауло, дебютировал за местный клуб в 17-летнем возрасте, а уже через 2 года вовсю играл за национальную сборную. В 1997 году Денилсон последовательно взял вместе с “Селесао” сразу два значимых трофея – Копа Америка и Кубок Конфедераций. Несмотря на то, что во Франции Денилсон забил всего один гол, он удостоился звания лучшего игрока Кубка Конфедерации за невероятно яркую игру.
Следующий год стал определяющим для Денилсона. Вместе с остальными звездными бразильцами, он стал ключевой фигурой в рекламном ролике Nike, ежегодное появление которого становится одной из самых обсуждаемых тем в футболе. Бразильцы из той рекламы решили поиграть в футбол под легендарный аккомпанемент самбы Mas Que Nada в аэропорту: Денилсон финтил, Карлос лупил с левой, Ромарио водился, а Роналдо решал. Одно только появление игрока в подобном ролике сходу приравнивает его к статусу легенды мирового футбола.
Ну а незадолго до начала Чемпионата Мира-98, Денилсон сделал шаг, окончательно перевернувший всю его карьеру. Подписав контракт с испанским "Бетисом", бразилец побил прошлогодний рекорд своего соотечественника Роналдо, став самым дорогим футболистом в истории – севильский клуб отдал 42 миллиона долларов за то, чтобы увидеть немного бразильской уличной магии на футбольных полях Европы.
Как показало время – разница в трансферах двух бразильцев была слишком велика. Если зубастый феномен целиком и полностью отбил свой ценник, демонстрируя высочайший уровень на протяжении многих лет, то технарь Денилсон не смог повторить и десятой части того, что делал в Европе его соотечественник.
Умопомрачительное выступление за сборную, статус живой легенды и бесконечные нули в ценнике привели к тому, что весь мир лежал у ног 20-летнего игрока сборной Бразилии. Ну, по крайней мере, у его левой ноги. За игрока всерьез боролись "Лацио", "Реал" и "Манчестер Юнайтед", а фаворитом в этой гонке считалась "Барселона", успевшая обговорить условия контракта с бразильцем, но встретившая проблемы в виде налоговой службы Испании. Именно в этот момент на горизонте появился силуэт президента "Бетиса". Для того, чтобы вы осознали все безумие этого человека, достаточно всего нескольких фактов: перед началом переговоров с Денилсоном, президент провел несколько часов в церкви, моля господа о трансфере, через два года Мануэль Руис де Лопера переименует домашний стадион “Бетиса” в свою честь, а в 2007 году попадает под подозрение в деле об отмывании денег.
Трансфер Денилсона должен был ознаменовать начало новой эры в чемпионате Испании – де Лопера хотел сделать максимально громкое заявление и заставить весь мир говорить о том, что в Испании появился еще один сильный клуб. Пиар-кампания сработала просто великолепно и раскрученное имя Денилсона с того момента стало синонимом для всего “Бетиса”.
"Я засыпал, думая о том, как подписал с "Барселоной", но проснувшись обнаружил, что подписал контракт с "Бетисом" – их предложение стало слишком привлекательным с финансовой стороны как для меня, так и для “Сан-Пауло" – позже сказал бразилец в интервью Don Ballon.
Проблемы у Денилсона начались еще до переезда в Европу, ведь всего за год он трансформировался из перспективного юноши в мировую звезду, имя которой в СМИ упоминалось даже больше, чем имя Роналдо – давление извне на Денилсона возрастало с каждым днем.
Дров в костер подкинул главный тренер сборной Бразилии Загалло, который не видел Денилсона в своих тактических построениях. На чемпионате мира во Франции Бразильцы потерпели сокрушительное поражение в финале от хозяев турнира, а сам Денилсон выходил на поле с лавки, пусть даже и очень удачно.
Скомканный для бразильца Чемпионат Мира не остудил градуса тех ожиданий, которые разгорелись на юге Европы. Двадцать тысяч болельщиков пришли на презентацию Денилсона, состоявшуюся после мундиаля – все ожидали увидеть игрока, который должен был в одиночку вывести их клуб на вершину турнирной таблицы. Андалусия замерла в ожидании.
Ждать пришлось очень долго. Находящийся с самого начала под колоссальным прессингом со стороны как журналистов, так и игроков соперника, Денилсон с большим трудом проявлял себя на футбольном поле. Болельщики находили отмазки и продолжали верить. В конце концов, Денилсону требовалось время для восстановления от проигранного финала, нужно было привыкнуть к команде, к испанской лиге.
Лето сменялось осенью, осень – зимой, а Денилсон все никак не мог забить свой первый гол в чемпионате. Чудо произошло в день святого валентина – самый дорогой футболист в истории наконец-то забил свой первый гол на европейской земле. Стоит ли говорить о том, что первый сезон с Денилсоном в составе, выдался для “Бетиса” ужасающим – “Лос Вердибланкос” закончили свое выступление во второй половине турнирной таблицы, а сам бразилец забил лишь дважды. Но настоящая катастрофа была только впереди – в следующем сезоне “Бетис” вылетел из высшей лиги.
Все неудачи “Бетиса” происходили на фоне продолжающейся битвы Денилсона с давлением извне. Да, уже в следующем году он перестал быть самым дорогим футболистом в истории – Кристиан Виери перешел в “Интер” за $48 миллионов, но на смену разговорам о ценнике пришло недовольство со стороны вечно ждущих болельщиков. Окончательно замкнувшись в себе, игрок не мог демонстрировать те качества, за которые он подписал рекламный контракт с Nike – изящный дриблинг футболиста не действовал на соперника так, как это было в Бразилии, а другой легендарной карты в колоде Денилсона не оказалось.
Пока "Бетис" готовился к старту сезона в сегунде, Денилсон был отправлен на родину – клубу нужно было разгрузить зарплатную ведомость, а самому игроку необходимо было быть в форме, чтобы попадать в сборную. Подобное развитие событий явно не входило в планы де Лоперы 2 года назад.
Из-за высокой зарплаты бразильца, “Фламенго”, новый клуб Денилсона, не смог потянуть уровень выплат и игрок отправился обратно в “Бетис” уже в январе 2001. Бразилец помог клубу вернуться в высшую лигу, но так и не нашел необходимой стабильности, ведь клуб сменил аж восемь главных тренеров за последующие три года.
В “Бетисе” Денилсон провел 7 лет и сыграл более 200 матчей в зелено-белой футболке. Несмотря на то, что в 2005 году клуб вышел в Лигу чемпионов и выиграл кубок Испании, Денилсон не был главной причиной успеха – на противоположном фланге уже вовсю играл Хоакин Санчес, а у самого бразильца начались проблемы с травмами. Ну а главным событием испанской карьеры Денилсона, безусловно, стала обводка, усадившая молодого Карлеса Пуйоля на задницу:
Ах да, бразилец все же смог попасть в сборную на ЧМ-2002 и стать чемпионом мира. В финале Бразилия обыграла Германию благодаря двум голам Роналдо, а сам Денилсон появился на поле лишь в компенсированное время, заменив феномена на поле собой. За весь мундиаль бразильский циркач не совершил ни одного результативного действия, зато успел отметится бессмысленным, но невероятно запоминающимся моментом в матче со сборной Турции:
После того, как Денилсон и “Бетис” расстались, игрок отправился во Францию, чтобы попытать удачу в “Бордо”, но выдал еще один ничтожный сезон. Обычно в возрасте 28 лет атакующие игроки только выходят на пик формы и показывают свой лучший футбол, но бразилец уже давно прикупил подводную лодку, собрал вещи и готовился к погружению на самое дно.
После неудачи во Франции, Денилсон устроил настоящий международный тур и за 4 года успел поиграть в 6 клубах из самых разных стран – США, Саудовской Аравии, Бразилии, Вьетнама и Греции. В среднем, Денилсон проводил в футболке новой команды по 9 игр, а в своем последнем клубе, греческой “Кавале” и вовсе ни разу не коснулся мяча своей грациозной левой ногой.
К сожалению, слоган Joga Bonito даже 10 лет назад подходил исключительно для рекламных кампаний. Современные топ-клубы выбирают строгий стиль, в котором прагматичность и владение мячом вытесняют любой азарт и креативность. По этой причине, вингеры подобные Денилсону давно занесены в футбольную красную книгу и делят страницы с такими редкими зверями как плеймейкеры или либеро.
В те времена, когда техничные вингеры еще существовали, Денилсон был альфа-самцом среди них. Уже упомянутые переступы были первоклассно дополнены обжигающей скоростью и темпом, несчетным количеством отыгрышей пяткой и поворотами Кройфа.
Но даже испанцы, никогда не брезговавшие красивой игрой, не смогли сделать из Денилсона современного футболиста. В то время, как его соотечественник Роналдо поразил болельщиков своей результативностью и техникой, Денилсон оказался лишь отсылкой к уходящей эпохе. Как Гарринча из 60-х годов, он мог обмануть даже самого топового защитника дриблингом, финтами и движением. Но в отличие от времени, в которое играл Гарринча, футбол не остановился в своем развитии и попросту не позволил Денилсону выезжать исключительно на трюках легендарного хромого 40 лет спустя.
Если вы хотите видеть больше подобных материалов – подписывайтесь на блог «одиннадцать» и разбивайте в хлам кнопку, отвечающую за плюс!
Наверное, ему надо было заниматься фристайлом, а не футболом. Результативных действий у него всегда было мало