По-настоящему – центральный. Пятнадцать лет Василия Березуцкого в ЦСКА
У Василия, как и у его брата, карьера складывалась далеко не просто. Во многом, из-за общественного давления. Клубных мытарств, может быть, он и не изведал, поскольку прочно обосновался в ЦСКА уже в двадцать лет, но безостановочный поток жёсткой критики болельщиков и специалистов это лишь провоцировало. Ещё бы! Эта пара деревяшек - тогда модно было применять именно такое словцо по отношению к Березуцким – играет за московский ЦСКА. Как тут удержишься?
Но братья продолжали прогрессировать. Неторопливо, из сезона в сезон, - но верно. Алексею повезло меньше, его подкосили травмы, после которых на свой прежний уровень он так и не смог вернуться, а Василий вырос в основную (и незаменимую по сей день) фигуру обороны сборной. И это лишь заставляет уважать Василия гораздо сильнее. Ведь его история не про удивительный дар бога или природы, не про талант, обнаружившийся в детстве, распустившийся без лишних усилий. Это история о кропотливой работе, о целеустремленности и мотивации, о преодолении льющейся грязи. Тяжёлая история трудолюбивого игрока.
Извините, но без пафоса в случае с Василием тяжело. Особенно учитывая его недавние слова том, что этот сезон может стать последним.
Конечно, братьям очень повезло с Газзаевым. И невозможно теперь сказать, что было бы с Березуцкими без встречи с этим талантливейшим тренером и не слишком уважаемым чиновником. Он поверил в братьев, он их раскрыл и полностью сделал как футболистов. О том, как Газзаев влюбился в Алексея и Василия, очень интересно рассказывал в своем блоге Алексей Зинин:
Уже не помню, с кем на Стрельцова играл «Торпедо-ЗиЛ». Валерий Георгиевич указал на краснощекого парня, и мы принялись наблюдать разминку. Когда футболисты делали длинные передачи, краснощекий объект нашего внимания всякий раз запускал мяч метров на десять в сторону. Непосредственно в игре в первых двух эпизодах обрезал, в третьем – танком врезался в спину соперника, заработав нелепый штрафной. Признаться, многие специалисты после этого прониклись бы предубеждением, а то и вовсе бы ушли, но Газзаев, наоборот, с каждым новым эпизодом наполнялся дополнительной долей оптимизма. После финального свистка у нас состоялся такой разговор:
– Что скажешь? – спросил Газзаев.
– Не боится игры, злой в единоборствах, сконцентрирован, ответственен, хорошие физические данные.
– Согласен. Просто машина!
– Валерий Георгиевич, но у него же жуткие минусы.
– Давай разбирать.
– Очень сырой, совсем слабый тактически.
– Здорово, что сырой. Значит, из него можно вылепить что угодно. Учить заново легче, чем переучивать. Буду лепить то, что мне нужно. А тактику подтянем. Через четыре года будет в первой сборной на ведущих ролях!
– Он же не координирован совершенно. С мячом деревянный. Фолы на ровном месте.
– Технику подточим за два года. На первых порах запрещу ему мудрить с мячом: отдай ближнему или выбей подальше! Наберется уверенности, набьет шишек, только потом выход из обороны начнем отрабатывать.Тактически за три года выведу его на уровень ведущих защитников в чемпионате. Буду долбить каждый день, часами, чтобы тактика из ушей лезла, чтобы перестроения по ночам снились. А придет тактическое понимание – уйдут фолы.
И еще он, что очень важно, стрессоустойчивый. Ты видел, как он плохо начал, но как сам себя взял в руки?!
И помнишь эпизод, когда его минуте на тридцатой справа обыграли при входе в штрафную? Будь он паникер, попытался бы исправить положение, прыгнув сзади. Все молодые прыгают. А этот наперерез потенциальной траектории подачи побежал и покатился уже под мяч, а не под игрока. Этот парень в заварухе голову не потеряет!..
Так что увидеть в молодом футболисте будущего защитника ЦСКА и сборной было удивительно сложно. Что ж, тем больше честь и хвала Валерию Газзаеву за то, что вывел двух братьев в большой футбол.
Несмотря на то, что Василий производит впечатление лёгкого человека, навряд ли это так. Он балагур и весельчак, но точно уж никакой не лёгкий. У лёгких и сплошь приятных людей не бывает такого отношения к делу, позволяющего преодолеть общественное неприятие. Лёгкость не свойственна ледоколам, прущим вперёд, расшибающим собой же бесконечные льдины . А Василий Березуцкий самый настоящий ледокол. И это не вялая шутка о сравнении внешности крупного Березуцкого и остроносого судна. Нет, Василий ледокол по своей сути.
Лучшим показателем того, что Василий никакой не лёгкий, является история, как Березуцкий сорвался. Сорвался глупо и немного постыдно. ЦСКА играл в Астрахани против местного «Волгаря» и уступал 0:1. Игра из разряда «когда не прёт». «Армейцы» старались и бились, но счёт к последним минутам так и не изменился. Василий психанул и со всей злости зарядил ногой по голове лежавшего на газоне Алана Чочиева. Березуцкий был моментально изгнан с футбольного поля, но после финального свистка зашёл в раздевалку к соперникам и извинился.
Впрочем, жёстко сыграть Василий умел всегда. Иногда, естественно, это выходило боком.
У Василия Березуцкого удивительная статистика в ЦСКА. Он наиграл практически полтысячи матчей – до юбилея осталось всего семь встреч. Выиграл шесть чемпионатов и семь кубков, а также первый для российского клуба кубок УЕФА. Ну и самое поразительное – за пятнадцать лет Василий успел оказаться на поле со 105 разными партнёрами.
За сборную Василий уже не выступает. По его словам, не хватает силёнок. Но вот клуб, будем надеяться, ещё несколько сезонов Березуцкий позащищает. Играет ведь Игнашевич, который на три года старше. Сможет и Василий. Если, конечно, будет желание и обойдётся без травм.
Потому что вообразить без него ЦСКА и всю нашу лигу уже невозможно.