«Я был на отдыхе и не брился. Решил все так и оставить». Рафаэль Бенитес отвечает на вопросы болельщиков
В архивном интервью 2011 года Рафаэль Бенитес дает откровенные ответы читателям FourFourTwo.
Это правда, что ваша мать – болельщица «Реала», а отец поддерживал «Атлетико»? Как вы сделали свой выбор?
Все верно. Но это был простой выбор – отец привел меня на просмотр в «Реал», и те меня взяли.
Как вы себя охарактеризуете в качестве игрока? Есть, с кем сравнить из современного футбола?
В мадридской академии я сперва играл на фланге, затем сместился в центр, потом стал либеро. Думаю, либеро – моя лучшая позиция, но обычно я играл опорника. Тяжело себя сравнивать с кем-то из действующих игроков, ведь футбол изменился. Я был в отличной форме, мог хорошо отдать пас любой ногой, выигрывал верховые единоборства. Но я не был самым быстрым, и это, в моем случае, было разницей между тем, чтобы быть обычным игроком и игроком топ-уровня.
Когда вы играли в «Парле», то помогали одноклубникам общаться с британскими девушками на Майорке во время отпуска…
Как об этом мог кто-то вообще узнать? Забавно! Правда, это было на Тенерифе, а не на Майорке. Когда мне было 20, мы с ребятами из «Парлы» отправились туда на четыре дня. И я был единственный, кто мог хоть как-то говорить по-английски, так что был участником всех разговоров.
Карьера тренера – это то, к чему вы стремились всегда, или это было спонтанное решение после травмы, завершившей игровую карьеру?
Тогда я не задумывался, но теперь, оглядываясь назад, понял, что это всегда было моей страстью. В далеком прошлом мы с напарниками выбирались на каникулы в горы в окрестностях Мадрида. У нас была команда для парней от 16 до 18 лет. И к тому моменту, как мне стукнуло 18, я тренировал так же хорошо, как играл. Я был уже игроком молодежного состава «Реала», так что мой уровень был неплох. То же самое было в университетские годы: я играл и наставлял других, организовывал командную игру со своей позиции либеро.
Вы девять лет тренировали разные составы «Реала» вплоть до «Реал Мадрид B». Насколько важным был этот период ученичества?
Главным фактором моего тренерское развития был менталитет победителя, которым обладает «Реал Мадрид». У меня было много учителей, и каждый год работы давал мне огромный опыт. К моменту, когда я принял в качестве тренера профессиональный клуб, у меня накопился большой багаж знаний. Оказалось, что я научился множеству вещей, о которых даже не подозревал! Но, разумеется, у каждого тренера и менеджера должен быть свой путь.
Вы неожиданно оказались на должности тренера основы «Реал Вальядолида», но были уволены после первого же сезона. Какие ощущения вы испытывали после этого? Или после того как в «Осаcуне» вас уволили после 9 матчей? Не возникало мысли: «К черту, с меня хватит!»?
Напротив – придало решимости на пути к успеху. «Вальядолид» находился в очень странной ситуации, ведь в Примеру клуб пробился 15 августа из-за финансовых проблем «Севильи» и «Сельты». А сезон начинается 1 сентября, у нас просто не было времени на подготовку. В конце концов, босс «Реала» сказал, что я недостаточно опытен. И я был огорчен, ведь, несмотря на позицию на дне таблицы, мы играли в симпатичный футбол и развивались. То же самое произошло и в «Осасуне» – руководство хотело глобальных перемен в течение одного года вместо двух. Менеджеры были приятными людьми, но новичками в футбольном мире, отсюда и возникли четыре тренера за один сезон.
Правда, что вы разъезжаете на MINI цвета британского флага? Вы же можете приобрести что-нибудь побыстрее?
Мы приобрели MINI в Италии и перевезли ее вместе с нами обратно. Это отличная машина, мы ее обожаем!
Три сезона в «Валенсии» – два чемпионства и Кубок УЕФА. Возможно ли сейчас добиться такого в испанской лиге с командой аналогичного уровня, или «Реал» с «Барселоной» слишком недосягаемы?
Да, сейчас они далеко впереди. Если посмотреть на таблицу сейчас – они очков на 20 опережают остальных. В то время хороших команд было больше, чем две – и моя «Валенсия» находилась среди таких амбициозных команд.
«Мне был нужен диван, а они купили лампу». Гениально – сколько времени ушло на изобретение этой фразы?
Так я пытался объяснить ситуацию болельщикам «Валенсии», так как Каноббио – очень хороший игрок, но мне был необходим вингер, а не второй форвард. Я не хотел проявлять неуважение, но это было не то, что нам нужно. Так вышло случайно.
Как удалось вам победить в Лиге Чемпионов во время первого сезона с «Ливерпулем» - какие детали были ключевыми? Все мы слышали версию игроков, но, все же, что было сказано в Стамбуле тогда, в перерыве?
У нас был невероятный командный дух – мы чувствовали, что можем побить кого угодно, так как легко тактически приспосабливались и могли играть в футбол двух совершенно противоположных команд. Если ты пересмотришь финал, то поймешь, что я подразумеваю под «духом».
Во время перерыва главным было не то, что я сказал, а то, как мы изменили игру. Мы выбрали схему с тремя защитниками и поставили Дитмара Хаманна в центр, где он мог контролировать перемещения Кака. Я сказал игрокам: если мы забьем один гол, то вернемся в игру. Это и произошло. Но все случилось только когда мы видели соперника на поле после перерыва – после всего, что произошло в первом тайме – и мы начали верить в себя.
Вернемся мысленно в английский сезон-2008/09, когда «Ливерпуль» финишировал на втором месте, были ли вещи, которые вы могли сделать иначе, если бы могли? Например, купили бы форварда после ухода Робби Кина в январе?
Мы всегда вынуждены действовать в соответствии с ресурсами, которые имеем. Непросто думать о множестве вещей, которые тогда можно было сделать по-другому, особенно, учитывая тот факт, что за весь сезон мы проиграли всего в двух матчах. В прошлом сезоне чемпион АПЛ финишировал с 80 очками, мы же в 2009-ом набрали 86.
Что заставило вас отрастить эту козлиную бородку? Говорят, это кризис среднего возраста…
Это произошло только потому, что я был на отдыхе и не брился, и, в конце концов, решил все так и оставить.
Что вы ощущали, когда Гарет Барри выбрал «Ман Сити» вместо «Ливерпуля»? Ваш интерес к игроку мог стать одной из причин, по которой Хаби Алонсо покинул команду?
Как тренер, ты должен видеть более глобальную картину: в этом случае есть Барри, который мог сыграть на ряде позиций. С новыми правилами (прим.переводчика: обязательная регистрация в заявку восьми футболистов с английском паспортом) нам нужен был футболист-англичанин. Я думаю, все это было неплохой попыткой, так как Алонсо уже не играл на том же уровне, что раньше.
Какими были ваши отношения с Томом Хиксом и Джорджем Джиллеттом? Вы бы хотели поработать с новым руководством?
Нелегко, когда владельцы клуба находятся в другой стране, и у вас нет постоянного диалога – и я должен был с этим смириться. Думаю, все понимали, что происходит: как было тяжело и как мы прикладывали все возможные усилия в этих обстоятельствах. Особенно в прошлом году, когда мы остались без любой поддержки со стороны руководства. Теперь разница состоит в том, что все мы «приклеены» друг к другу и совместно работаем в клубе. Здесь нет тех, кто бы преследовал только собственные интересы.
Как вы относитесь к периоду работы в «Ливерпуле»? Это довольно неоднозначное время, ведь хотя вы и выиграли Лигу чемпионов и Кубок Англии, но не смогли победить в АПЛ.
Необходимо смотреть на вещи в позитивном свете: мы достигли многого. Сейчас для «Ливерпуля» оказалось невозможным финишировать в «большой четверке», но, когда мы там были – всегда проходили квалификацию ЛЧ. Не думаю, что все понимают, насколько это было сложно. Каждый раз ключевой целью была победа в лиге, но это нелегко, когда ты соперничаешь с «Арсеналом», «Челси» и «Манчестер Юнайтед» – лучшими европейскими клубами того времени. А мы делали все, что в наших силах.
Какие у вас отношения с Фергюсоном? Жалеете о пресс-конференции в 2009 году, когда произнесли фразу об «играх разума» сэра Алекса?
Мы находились в прекрасных отношениях, пока не начали соперничать. Что касается моей фразы, то я ни о чем не сожалею. Об «играх разума» говорили болельщики, и я сказал об этом в правильный момент, когда мы находились под сильным давлением. Единственное – у «МЮ» было еще две игры в запасе и много заработанных очков, но болельщики это воспринимают как ошибку, хотя это не так.
Самый талантливый футболист, с которым работали, кто он? Фернандо Торрес? Самюэль Это’О? Джими Траоре?
В этом плане мне очень повезло. В молодежных составах «Реала» у меня были Рауль и Альфонсо, затем такие игроки, как Рубен Бараха, Это`О, Торрес и Стивен Джеррард… трудно выбрать. Вот Джими был профессионал! Многим нам помог.
Давид Сильва утверждает, что в Манчестере можно отыскать приличные тапас. А вы бывали в Ливерпуле там, где дают классную паэлью?
Все испанские игроки похожи, когда впервые приезжают в Англию. Сначала видят только различия обеих стран, а потом, мало-помалу, обзаводятся любимыми местами. Если Сильва приедет в Ливерпуль, я ему покажу, где можно попробовать испанскую кухню.
Должно быть, ваша главная амбиция - как у болельщика «Реала» - когда-нибудь возглавить мадридский клуб? Рассмотрели бы вариант со сборной Испании - или даже Англии? Или, может, вас сейчас занимают мысли о каком-нибудь клубе АПЛ?
Считаю себя хорошим специалистом, и предложение из «Реала» будет в приоритете. Но я буду рассматривать варианты любых клубов c хорошими опциями и амбициями. Прямо сейчас в приоритете – АПЛ, так как, думаю, я понимаю стиль лиги.
В новой книге Брайана Рида «An Epic Swindle: 44 Months With A Pair Of Cowboys» говорится, что после афинского финала в 2007 году вы гуляли по городу, так как не имели своего гостиничного номера. Это правда?
Да, так и было. Ситуация была сложная: было поздно, семьи игроков жили в нашей гостинице, а комнат было немного.
Назовите самого великого футбольного тактика
Все зависит от конкретного периода. Первый, кто приходит в голову, – Ариго Сакки. Но также мне импонирует Франсиско Матурана, работавший со сборной Колумбии.
Вы завоевывали трофеи в Англии, Испании и Италии, и, все же, Стамбул – главный успех?
Верно! Каждый раз, когда я общаюсь с болельщиками практически все они говорят о том, что стамбульский финал Лиги чемпионов был самым великим. Быть к этому причастным и одержать победу – очень особенный момент.
Переведено автором телеграм-канала «Футбольный дайджест» – ежедневные подборки самых качественных материалов о футболе на русском и английском языке и регулярные переводы лучших англоязычных текстов.
А ведь в том сезоне был еще какой-то матч с аутсайдером в концовке, который он то ли слил, то ли не стал выигрывать. Там была еще инфа о том, что Беня специально слил АПЛ, но она как-то быстро затихла.
Но несмотря на это - его Ливерпуль, самый, на мой взгляд, любимый, из всех периодов.
Крутая полузащита была у Ливерпуля. Маскерано, Хаби Алонсо, Джерард,