‘Спартак' и право на презервативы 'Спарта'
Довольно любопытное судебное дело 2014-го года. Футбольный клуб ‘Спартак' узнал, что не сможет производить презервативы под своим названием. Летом 2014 года Президиум Суда по интеллектуальным правам (СИП) РФ поддержал решение первой инстанции, которая досрочно сняла правовую охрану товарного знака ‘Спартак' по средствам контрацепции.
Маркетологи ЗАО ‘Стиль Фарма' (аптечная сеть А5) собирались продавать презервативы ‘Спарта'. А в итоге пришлось пройти с московским клубом ‘Спартак' две инстанции в Суде по интеллектуальным правам (СИП). Роспатент отказал в регистрации обозначения ‘Sparta'. Якобы оно сходно до степени смешения с товарными знаками клуба ‘Спартак'. В 2000-х гг московский футбольный клуб закрепил за собой практически все классы товаров и услуг МКТУ (международной классификации товаров и услуг). ‘Стиль Фарма' подала судебный иск против ФК ‘Спартак-Москва' с требованием о досрочном прекращении правовой охраны его товарного знака по 10-му классу МКТУ (презервативы). Ст. 1486 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что прекратить охрану можно, если правообладатель за 3 года с даты регистрации не использовал товарный знак. Фармацевты доказывали суду свою заинтересованность в товарном знаке, представив в дело договоры изготовления и поставки пробной партии презервативов, транспортные документы и образцы товара.
Первая инстанция СИП в итоге сняла охрану с товарных знаков ‘Спартака' по данному классу товаров МКТУ. Но клубу это не понравилось, и он продолжил борьбу, подав кассационную жалобу. Раз уж в уставе ‘Стиль Фармы' не значится производственная деятельность, а значится лишь торговая, то заинтересованности фирмы в товарном знаке это не доказывает? При этом доказательств использования товарного знака в спорном классе сам 'Спартак' не представил. В уставе ‘Спартака' нет какой-либо записи, что клуб производит презервативы под своим товарным знаком. Да и нужно ли оно ‘Спартаку'? Это был просто вопрос принципа для клуба – защитить свои права (и не важно на что?) на гипотетическую возможность, если очень захочется, кроме сувенирной и футбольной атрибутики, взять, да и начать производить красно-белые презервативы?
При этом, в компании ‘Стиль Фарма' не видят сходства названия своей продукции со ‘Спартаком', на которое почему-то указал Роспатент. Надуманные претензии? Какие могут быть реальные ассоциации с футбольным клубом ‘Спартак'? Спарта - мужская сила? В итоге президиум СИП после недолгого совещания оставил решение первой инстанции СИП без изменений.
См http://kad.arbitr.ru/Card/3692990f-cdd6-4fd9-bdb3-a90d873ec022
См также https://www.artlebedev.ru/sparta/