«Будешь меня дразнить — тебя не опознают даже родители». История большого футбольного путешественника
Карьера Колина Казима-Ричардса похожа на кардиограмму: умопомрачительные взлеты, а потом тухлые отрезки и стыдные разборки. Еженедельник «Футбол» рассказывает историю турецкого нападающего с английскими корнями, который начинал играть в английских подвалах, затем сменил дюжину клубов в нескольких странах, перессорился с половиной Европы, а теперь пытается оставить о себе хорошую память хотя бы в Бразилии.
Англия, кока-кола, драки
— Эй, еще раз назовешь меня газировкой — и ты пожалеешь об этом!
История простая. Болельщик «Брайтона» Аарон Берри купил бутылку кока-колы с конкурсом на этикетке, решил поучаствовать и выиграл в нем 250 тысяч фунтов. Берри с самого начала хотел правильно потратить деньги, поэтому и решил финансово помочь любимому клубу. На эту сумму «чайки» приобрели молодого и перспективного нападающего Колина Казима-Ричардса из «Бери», за которым на тот момент следили многие английские топ-клубы. В Брайтоне Колин задержался всего на один сезон. Там он забил 6 голов в 43 матчах, истерично засмеялся на одной из пресс-конференций после вопроса журналиста о возможном переходе в «Челси» и смотался помочь «Шеффилду» в Премьер-лиге.
Жест аристократа. Что произошло между Диего Костой и Антонио Конте
«Мальчишка очень талантливый. У нас в распоряжении есть два сильных центральных защитника, но на тренировке они просто не знают, что делать с Колином. Это настоящий бриллиант. Вот только характер у него сильно хромает: слишком высокомерный, жесткий, грубый», — жаловался на неугомонного юношу Стюарт Маккол, тогдашний ассистент тренера «Шеффилда». Колин-Ричардс был действительно слишком резкий. В «Бери» его почему-то называли Цыпленком. Потом к этому прозвищу добавилось еще одно – Кока-Колин. Все это его бесило. На одной из тренировок он услышал, как пара болельщиков дразнит его, после чего вышел за пределы базы и устроил драку. «Еще раз услышу такое — тебя не опознают даже родители!» — кричал Колин, когда его оттаскивали одноклубники. Другая история: Казим-Ричардс начал потасовку прямо на тренировке, когда партнер по команде жестко подкатился под него, а потом с улыбкой на лице спросил: «Что такое, Цыпленок?»
Вспыльчивый характер легко объяснить. Казим-Ричардс рос в Восточном Лондоне, одном из самых опасных районов столицы Англии. «Мы играли в футбол. Игра заканчивалась в тот момент, когда начинался какой-то спор – дальше в дело шли кулаки», — как-то рассказывал нападающий. Любовь к дракам Колин перенял от отца, обычного темнокожего рабочего с берегов Карибского моря, который в молодости часто защищался от скинхедов. Мать, турчанка, не одобряла насилия, поэтому умоляла сына избегать потасовок. Она знала, о чем говорила: по словам Колина, один из его друзей отбывает восьмилетний срок в тюрьме, другой – пожизненное заключение.
Англия так и запомнилась Казиму-Ричардсу тяжелой и неукрощенной: он выживал в Конференции с «Бери», сражался в Чемпионшипе вместе с «Брайтоном», помогал продлить удовольствие от АПЛ «Шеффилду». И даже в 2013-м переживал кризис с «Блэкберном», но кроме драк и резких заявлений на британских островах он так ничем и не запомнился.
Турция
«Знаешь что? … [вали куда подальше]! Не трогай меня!» — На второй родине, в Турции, журналисты не давали Казиму-Ричардсу прохода. За это им часто доставалось. В Стамбуле обиженного на всю Англию нападающего приютил «Фенербахче», но даже там форвард умудрился накосячить: попал в сексуальный скандал. Он, Сантос, Фабио Балика и Ведерсон периодически устраивали секс-марафоны в одном из отелей города, пока однажды их не сдала прессе горничная. Тогдашний главный тренер «Фенербахче» Кристоф Даум был настолько потрясен ситуацией, что даже не пытался защитить своих футболистов: «К сожалению, я должен подтвердить, что эти слухи – правда. Я абсолютно этим шокирован. Никогда не думал, что игроки «Фенербахче» могут быть в замешаны в чем-то подобном. Клуб уже выставил на трансфер этих футболистов. Они покинут команду в зимнее трансферное окно».
Слово сдержали. Сначала Казима-Ричардса отдали в аренду «Тулузе», а потом разорвали контракт и отправили на все четыре стороны. Но Колин от этого решения руководства «Бахче» особо не расстроился: вместо рассмотрения возможных вариантов продолжения карьеры в Англии и Ирландии он выбрал «Галатасарай».
«Выходи из своего дома, если не боишься умереть, ублюдок!» — угрозы со стороны болельщиков вскоре стали нормой. Руководство «львов» предлагало своему нападающему бронированную машину, частную охрану, вооруженное сопровождение до тренировок, матчей и обратно. Но Казим-Ричардс отказывался. На все оскорбления в социальных сетях он улыбчиво отвечал: «Я родом из Восточного Лондона. Вы думаете, мне страшно? Я привык к этому. Я не должен поддаваться на провокации, так как сделал выбор, перешел в другую команду и ни капельки не жалею сейчас».
Лишь однажды нападающему по-настоящему стало страшно. Его семья оказалась в самом центре столкновения болельщиков «Фенербахче» и «Галатасарая» на площади Таксим в Стамбуле. Пришлось просить полицию сопроводить такси с родственниками до дома.
В 2008-м Турция подарила Казиму-Ричардсу замечательную возможность поучаствовать в крупном международном турнире. Тогда Фатих Терим внезапно поверил в нападающего и взял его на Евро-2008. В Австрии и Швейцарии футболист отыграл 5 матчей, помог своей сборной взять бронзовые медали, но не забил ни гола. Через три года Терим пытался спасти Колина от аренды в «Олимпиакос», но не сумел, обиделся и пообещал больше не вызывать его в национальную команду. В интервью FourFourTwo нападающий назвал это личной обидой Терима, но под конец согласился с тем, что был неправ: «Мой переезд в Грецию был неверным решением. Я звонил Териму, чтобы сказать, что я хочу вернуться, но он ответил мне, что я сделал свой выбор»
«Фейеноорд»
13 сентября, арена «Де Кейп», домашний стадион «Фейеноорда». «Южане» стыдно «горят» «Виллему II» со счетом 0:2. Поэтому за 27 минут до конца матча главный тренер хозяев Фред Рюттен выпустил Колина Казима-Ричардса. На 75-й минуте нападающий откликнулся на длинную передачу Люка Уилкшира и головой переправил мяч в ворота Константиноса Лампру. «Красивый гол? Да, определенно! Но в моей жизни были и лучше. Важный ли это мяч? Вряд ли! Но один из важнейших в моей жизни!» — говорил после этого форвард.
Голландия подарила Колину возможность отдышаться и попытаться переписать карьеру с чистого листа. В первом сезоне за «Фейеноорд» нападающий забил 11 мячей в 27 играх, помог команде подняться на второе место и получил целый сундук положительных отзывов в свой адрес.
Первый сезон в Эредивизие был стабилен во всем: Казим-Ричардс забивал, развозил в кровавый майонез обороны соперников, постепенно избавлялся от статуса бэдбоя, примерял образ примерного спортсмена и старался обходить неприятности стороной. Но через год все поменялось: Рюттена на посту главного тренера «Фейеноорда» сменил Джованни ван Бронкхрост, команда где-то в середине сезона выпала из борьбы за чемпионский титул, а Казим-Ричардс получал все меньше игрового времени и практически не забивал. Неудачи в игровом плане провоцировали нападающего на необдуманные поступки. Например, на одной из пресс-конференций футболист заметил журналиста, написавшего, что руководство и спонсоры команды недовольны его выступлениями. «Урод, я найду тебя! Я покажу тебе, какой я на самом деле!» — Казима-Ричардса вывели из зала за оскорбительные выкрики. А чуть позже стало известно, что «Фейеноорд» отстранил скандального игрока за обещание найти и расправиться с работником СМИ.
«Фред Руттен оказал большое влияние на меня в «Фейеноорде». При нем я попал в команду, он дал мне место в составе и, по сути, позволил стать одним из лидеров в раздевалке. Ван Бронкхорсту это не нравилось, он молодой тренер. С Джованни были ребята возрастом по 16-17 лет, а рядом с ними сидели тридцатилетние мужики. Ван Бронкхорсту это не нравилось, он хотел быть единственным авторитетом, в итоге возникли трудности. Каждому свое», — подводил итоги своих выступлений в Голландии Казим-Ричардс.
Бразилия
Штрафы за угрозы журналисту заставили Колина молчать в Шотландии. За полгода в «Селтике» он выиграл чемпионат, ни разу не засветился в скандальной хронике таблоидов и принял решение о том, что ему нужно освежить свою карьеру. «Когда в прессе появилась информация о моем переезде в Бразилию, телефон начал разрываться от огромного числа звонков. Все хотели узнать, почему я принял такое решение, что происходит в моей голове, какие у меня планы на будущее. Это приключение, еще один новый опыт и, пожалуй, одно из лучших футбольных и жизненных решений, которые я когда-либо принимал. В Бразилии футболиста оценивают в первую очередь по его футбольным способностям», — делился с журналистами своим решением Казим-Ричардс.
Тихие полгода в «Куритибе» — и Колин переходит в «Коринтианс». Казим-Ричардс мог бы еще пару лет поиграть в Европе, а потом сгонять в МЛС, ОАЭ или Китай на заработки. Сейчас он все больше времени проводит с семьей, отдыхает на пляжах Сан-Паулу, периодически жалуется на больное колено и больше не отбивается от назойливых журналистов. Единственная цель Казима прямо сейчас – ловить кайф от футбола и помочь нынешней команде выиграть Кубок Судамерикана. Мечты вернуться в Европу потихоньку отходят на второй план. Большой футбольный путешественник, в карьере которого было 13 клубов, наконец-то решил осесть в одной стране на более долгий срок, чем один сезон.
Текст: Илья Егоров
Фото: Global Look Press