Побуду Кассандром
Вот и закончилось наше межсезонье. А только что, вроде бы, команда отправлялась на первый сбор, и казалось – впереди немеряно времени, а оно – раз и утекло. И вот уже последний контрольный, а потом домой и подготовка к бою…
Матч с Будё-Глимт не произвел на меня сильного впечатления в плане организации игры, ее интенсивности и темпа. Да, опять достигнут крупный счет, мы победили, но… С первых же минут, когда с близкого расстояния промазал по воротам Ионов, у меня в голове крутилась мысль: подготовка закончена, а все крупные недостатки – на месте. В матче против команды второй по силе норвежской лиги за весь первый тайм было организовано считанное количество конструктивных атак, и еще меньше тех, что завершились ударами по воротам, но для их отражения от канадского голкипера Будё никаких героических подвигов не потребовалось.
Опять долгая тягучая перекидка в средней линии, попытки обострить вертикальным пасом заканчивались в ногах норвежских защитников, а если все-таки удавалось подвести армейских бомбардиров на дистанцию убойного выстрела, снаряды летели ужасающе далеко от цели. К сожалению, в первом тайме лидером в этой неприятной номинации оказался мой любимый Алан Дзагоев, лупивший в небо с ужасающей последовательностью…
Территориальное превосходство армейцев было абсолютным, но при этом дважды в первом тайме угрозы норвежцев были более опасны, чем наши. Позитив состоит в том, что Игорь Акинфеев продемонстрировал неувядаемое мастерство и самоотверженность. Едрена вошь, как полуторамесячная предсезонка пролетела в один миг – понятно, но как же так: только что этот 17-летний парнишка отбил пенальти от Крылышек, и вот ему уже за тридцать, да и мне самому – не за пятьдесят, а за шестьдесят…
Обрыв трансляции в начале второго тайма, во-первых, напомнил, что это еще не календарный матч, и мы смотрим его по интернету, а не по телевизору, а во-вторых, напугал тем, что единственный до того стоящий момент игры прошел мимо нас. Комментатор побожился, что отнятое злой судьбой и некачественным интернетом Ла Манги будет возвращено широкой армейской публике, но на ночь с 25-го на 26-е февраля этого еще не произошло. А из сбивчивых объяснений Ляховенко я так и не понял, кто и как забил гол: то ли норвежский защитник с подачи Феди Чалова, то ли Федя сам справился… Это было особенно обидно, потому что большая часть второго тайма никаких надежд на продолжение банкета не подавала. Остроты и стройности стало еще меньше, а темп упал до скорости броуновского движения.
Выход на поле наших запасных поначалу никаких изменений не внес, хотя мне показалось, что Витиньо на этот раз начал действовать намного агрессивнее, прессинговал защиту, лез к воротам. И вдруг бодро и храбро державшаяся оборона норвежцев рухнула. Можно спорить, это потому, что у наших соперников кончились силы, или стремительность армейских атак тому виной, но факт остается фактом: сначала Дзагоев, Головин и Витинью организовали стремительный прорыв по левому флангу, и Витя снабдил Ионова настоящим голевым пасом, а потом быстрая и тонкая перепасовка Кучаева и Витинью вывела последнего на ударную позицию, которую он использовал правильно. Вот этот факт можно считать главным положительным итогом матча – не столько с точки зрения организации игры, сколько в качестве большого морального стимула для нашей бразильской проектируемой звездочки. Оба раза он, наконец, действовал лихо, смело и точно, а, следовательно, в принципе способен на такую творческую деятельность.
И все же, все же, все же…
Полуторамесячные наблюдения за родной командой и сравнение ее состояния с очевидными конкурентами позволяют сделать некоторые, пусть и предварительные, выводы. Не хочу портить никому настроения, а потому тем, кто не очень любит правдивые и жесткие оценки, дальше лучше не читать - кто ж любит этих горевестников-правдорубов. Вон и Кассандру в Трое просто поедом ели, а ведь тетка знала, что предсказывала, и вон чем все закончилось… Тем не менее, побуду-ка я немножко Кассандром, должен же кто-то сказать правду, чтобы потом хоть нельзя было про нас подумать, что мы смотрели на мир через розовые очки и не ведали, что говорим. Пока шла подготовка я старался проявлять максимум оптимизма, тем более, что наши молодые давали к тому некоторые поводы. Просто сейчас закончен подготовительный этап, и надо оценить реальное положени дел.
Наверное, как говорит Овчинников, «выполнен большой объем работы» и игрокам, и тренерскому штабу не в чем себя упрекнуть. Возможно, разучены новые схемы и действия, сколько было возможно – команда сыгрывалась и встраивала новичков. Но! Элементарно объективное сравнение нашей игры с тем, что показали Зенит (в последнем матче), в меньшей степени – Краснодар и в большей – Ростов, с очевидностью показывает наличие у конкурентов намного более активной, агрессивной и результативной игры в атаке. И это – против соперников, даже сравнимых с которыми у нас на этих сборах не было.
Кстати, о соперниках. Пожалуй, за последние годы у нас не было такого слабого набора спарринг-партнеров, как нынче. Такое может быть по двум причинам: когда необходимо наигрывать новую линию нападения, и хочется создать для этого более комфортные условия, или когда чувствуется общая слабость команды, и не хочется раньше времени у нее подрывать уверенность в себе и своей способности конкурировать. Практически ни разу мы не встретились с командой, способной создать систематические проблемы для нашей обороны. Даже с командами вторых-третьих лиг наша атака справлялась с трудом, без суперрезультативности и, как в последнем матче, предварительно измотав не очень хорошо физически подготовленного соперника.
Проблемы в атаке неудивительны – эта линия перестроена ПОЛНОСТЬЮ. Ионов, Чалов, Жамалетдинов, Оланаре и Витинью обладают набором разных достоинств и недостатков, но никто из них еще в конце прошлого года не был стабильным игроком основы. Все эти ребята старались, как могли, несмотря на всякие препятствия, в том числе, объективные – в виде травм, но, с моей точки зрения, никто из них не достиг уверенного уровня, достаточного для борьбы в первенстве России. Существенно, что пара Витинью – Оланаре, которая по умолчанию считалась перед началом сборов основной, реально таковой не стала, по той простой причине, что эти игроки восстановились для работы в общей группе только на последнем сборе, но Арон тут же добавил на старые дрожжи, и в матче против Будё-Глимт не получил даже такого куцего времени, как Витинью. Думать, что за оставшиеся дни эту связку удастся отшлифовать до годности к матчу с Зенитом, было бы огромной и опасной наивностью.
Встреча со злыми и уже назабивавшимися зенитовцами будет для нашей новой обороны ПЕРВЫМ серьезным испытанием в этом году. Ей-богу, стоило бы хотя бы раз попробовать «уплотненный центр при пустых флангах» против агрессивного и умелого соперника перед тем, как выходить на питерских. Единственная линия, которая не претерпела радикальных изменений – полузащита – при том, что «пациент, скорее жив, чем мертв», не восстановила оптимальной формы и огорчала очень большим количеством брака и в передачах, и в ударах по воротам.
Исходя из изложенного, я призываю просто спокойно и честно посмотреть в глаза правде. Наша команда заканчивает цикл, в котором случилось немало побед, в том числе и таких, на которые не рассчитывали даже самые большие оптимисты и самые наивные болельщики. Так или иначе уже сейчас команда очень сильно и по составу, и по игровым принципам отличается от прошлогодней. Не стоит и забывать справедливой приметы первенств России, что команда, сменившая тренера в ходе розыгрыша, в первенстве не побеждает.
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО, что в этом году надежды на победу – минимальны, а то и меньше… Не бывает команд, которые абсолютно ровно проводят чемпионаты года за годом без провалов. Объективно, мы сейчас слабее нескольких команд, и нас ждет трудная весна, и лучше заренее напружинить мышцы живота, чтобы удар в солнечное сплетение не свалил с ног. Собственно, для этого я и решил побыть Кассандром – предупредить…
Источник YBS