Дух года. «Спартак», который путешествует с багажом
Комментатор «Матч ТВ» Роман Трушечкин – о том, что в 2016 году вернулся амбициозный «Спартак», который уже к середине сезона кое-что выиграл.
Давно не было такого, чтобы к этому стоило относиться всерьез. Причем, не первые три-пять туров, а до самого Нового года. Или относиться всерьез не стоит до сих пор? Вот вице-президент Измайлов говорит, что чемпионства в планах «Спартака» на этот сезон не значится, хотя внеплановой победе в команде будут рады. Тут все ясно, это для отвода глаз. Не бывает в команде, которая давно без трофеев и каждый год нацеливается на чемпионство, таких надежд – не стать чемпионом в этом году, чтобы стать в следующем.
Главное уже случилось: «Спартак» с серьезными чемпионскими амбициями существует, и он перестал прятаться. Вот он, на первой строчке таблицы за тринадцать туров до финиша. И в этом явлении стоит отделить внутренние причины от внешних. А потом разобраться с тем, что для всех нас значит эта новая ответственная роль «Спартака».
Внутри феномена – фигуры тренера и футболистов. С Массимо Каррерой вышло занятно, ведь это классический третий путь, который часто кажется утопией. Потому что «вилка» всегда проще: физика или лирика, кружева или счет на табло, ехать или шашечки. «Спартак» отказался от тренера, который обещал и чемпионство, и классический красивый футбол. Потом отказался от тренера, который по большей части молчал, но и молча, всей своей предыдущей работой в Казани и Ростове-на-Дону, обещал суховатый, но верный результат. А взял «Спартак» неизвестно кого.
Не надо дуть щеки, объясняя, что бывший помощник Антонио Конте – это ого-го. Ведь даже эта автоматически всплывающая ссылка на его бывшего патрона показывает, что о нем самом в профессиональном отношении пока сказать нечего. Кроме того, что с ним на этом этапе просто угадали.
Нельзя даже верно утверждать, что он не прикасался к багажу Аленичева. В этом деле впору снимать отпечатки пальцев, и пусть этот Штирлиц потрудится достоверно объяснить, откуда взялись его следы на чемоданчике. Или почему их там нет. Кстати, это был бы не менее интересный поворот – если бы выяснилось, что итальянец все выстроил с нуля. И тогда нам нужно будет изучить его опыт, это пригодится на будущее. Потому что багаж Аленичева – объективная реальность, и одинаково интересно понять, и как его использовать, и как преуспеть, отказавшись от его использования.
В багаже, кстати, мы в первую очередь обнаруживаем набранную еще Аленичевым и для Аленичева команду футболистов. И тут важно отметить, что свою надобность и уровень подтвердили привычные лидеры – Ребров, Комбаров, Глушаков. Что сохранили и грамотно вылечили Промеса. И, конечно, то, что попали в цель с новичками: Фернандо, Ещенко и Зобнин – игроки, которые сразу стали помогать «Спартаку».
Внешние обстоятельства лидерства «Спартака» – это синхронные перестройки в «Зените» и ЦСКА. Но самих по себе их было бы недостаточно и прямого отношения именно к красно-белому рывку они не имеют. Потому что за счет их торможения прибавил не только «Спартак», но и как минимум «Амкар» с «Тереком».
Но это не все. Главный внешний эффект спартаковского лидерства – реакция и восприятие этого прессой и болельщиками. Журналисты удивительно быстро прошли через этап насмешек и скепсиса. Хотя недоверие у части говорящих сохраняется и ждет весны, когда, встрепенувшись и усилившись, якобы должны прибавить конкуренты «Спартака». А болельщики, причем, и спартаковские и антиспартаковские, легко поверили в неминуемое чемпионство. Это понятно и объяснимо в отношении тех, кто за команду. Эти люди верят в лучшее каждый год, и к ним вполне применима формула известной английской песни про 30 лет боли, которая все-таки не убила мечту.
Удивительнее то, как легко приняли возможность спартаковской победы болельщики конкурентов. Они всегда знали, что «Спартак» способен быть чемпионом, но у них часто находился убедительный повод это отрицать. Сегодня же «Спартак» перестал быть смешным, и этого им оказалось достаточно, чтобы хотя бы выдерживать нейтралитет.
Что дает нам прямо сейчас сильный «Спартак»? Теплое чувство живой истории. Как футбольная Шотландия дорожит своей «старой фирмой» даже в те сезоны, когда один из величайших клубов проваливается едва ли не до любительского уровня, так и мы ощущаем внутреннюю справедливость того, что исторические лидеры нашего футбола – на своих местах, понимают свою ответственность перед своим зрителем и борются за высокие места.
Сильный «Спартак» с его 30-тысячной посещаемостью не позволяет упасть ниже уровня приличия аудитории российского футбола. Это важно в тот сезон, когда ЦСКА не выполняет собственных планов по заполняемости нового стадиона, а «Зенит» забыл об аншлагах на «Петровском».
Сильный «Спартак» – это Глушаков, а Глушаков – это известно что. Роды! Капитан красно-белых проводит сильнейший сезон в карьере, и даже отпуск проводит так, как не очень принято у футболистов. У него в семье пополнение, поэтому Глушаковы – в своем доме, в заснеженном Подмосковье. Когда запускался символический поезд метро в честь Кубка Конфедераций, это оказалось очень кстати. Кроме Глушакова сборников в стране для участия в церемониях почти не отыскать, все где-то греются на песке и прыгают со скал.
«Спартак» может не стать чемпионом в этом сезоне. Главное, что к его победе все уже принципиально готовы.
Текст: Роман Трушечкин
Фото: Getty Images
Спасибо тебе, Массимо!
Сильная фраза / +
Финала гонки.
"Журналисты не нужны" (с).