12 мин.

Чего я жду от 2017 года

Виталий Суворов загадывает желания. 

Хочу, чтобы Алан Дзагоев перешел в АПЛ

Ну, хорошо: в первую очередь я, конечно, надеюсь на переход Федора Смолова в «Боруссию Дортмунд» – верю, что это произойдет, и, как и любой добропорядочный пользователь Sports.ru, готовлюсь нанести на новенькую футболку «Боруссии» фамилию Smolov. Кроме того, я понимаю, что если ЦСКА потеряет еще хотя бы одного игрока, Гончаренко придется выпускать на поле Михаила Грушевского.

И тем не менее...

Просто вспомните, какие надежды мы возлагали на Алана Дзагоева семь лет назад. Во-первых, он был действительно хорош с первого дня (гол и два ассиста в дебютной игре в старте, три голевых передачи в матче со «Спартаком», и так до самого конца сезона... ну и когда мы в последний раз видели что-то подобное?). Во-вторых, он громом ворвался в основу большого и тогда-еще-богатого клуба и мгновенно стал там своим, хотя ему еще и восемнадцати не было. Ну и в-третьих, он моментально наладил контакт с Вагнером Лавом, что позволило нам около года наблюдать за одним из пяти-шести ярчайших дуэтов на моей памяти, и, несомненно, самым необычным из всех: серьезно, кто вообще мог представить, что 17-летний шкет из Беслана, стесняющийся собственной тени, окажется идеальным партнером для развязного и карнавального Вагнера? Ребята просто искрились.

В конечном счете все это привело к тому, что Валерий Газзаев вырыл вокруг Дзагоева ров и обмотал беднягу колючей проволокой, так как журналисты бросались на юного полузащитника ЦСКА как на сэндвич в пресс-центре. Дзагоев был будущим сборной России, и это будущее казалось нам светлым и солнечным... вот только прошло уже восемь лет, а оно так и не наступило.

Алан почти ежегодно цепляет трофеи и стабильно выдает достойные цифры (6+7 в прошлом сезоне, 5+6 годом ранее, и так далее), несмотря на большое количество травм, но разве такого мы ждали от него в 2008-м? Разве это мы имели в виду, когда называли его наследником Андрея Аршавина? За восемь сезонов Алану так и не удалось выйти на следующий уровень и стать лучшим игроком чемпионата России – или хотя бы лучшим из тех, кто носит в штанах правильный паспорт. Больше того, он никогда не был лучшим даже внутри ЦСКА – сначала был Вагнер, потом Думбия, потом Вернблум, Муса, Акинфеев или Еременко... а Дзагоев так и крутился где-то неподалеку, не совершая ничего выдающегося. Ну и что мы имеем сейчас? Алану уже 26, а его первый сезон в ЦСКА – по-прежнему, лучший в его карьере.

По-хорошему, Дзагоев должен был уезжать из России еще в 2010-м или же сразу после Евро-2012, на котором он положил три, – говорят, в том году за Аланом активно следили европейские скауты. Уехать тогда было бы круто. Уехать сейчас – необходимо, потому что еще пара лет, и уезжать будет некуда. Если верить британским газетам, «Саутгемптон» и «Эвертон» были бы рады подкинуть деньжат ЦСКА и подписать Дзагоева уже летом. И если это действительно так, я готов лично приехать в Ватутинки, собрать ему чемодан и подбросить до Шереметьево.

С богом.

Хочу, чтобы «Спартак» стал чемпионом

Итак, давайте-ка быстро пробежимся по итогам года в российском футболе:

– Лучший игрок чемпионата России уехал заколачивать бабки в Китай. Самый известный тренер чемпионата России – и один из немногих, у кого яйца на месте, – уехал туда же.

– На место Андре Виллаша-Боаша в «Зенит» пришел Мирча Луческу и за несколько месяцев заколебал своим бесконечным нытьем более-менее ВСЕХ.

– Самый талантливый русский тренер провалился со сборной, а теперь согласен бежать хоть куда, только бы не работать в России.

– Лучший плеймейкер чемпионата ПОПАЛСЯ НА КОКСЕ.

– Евгений Гинер вот-вот согласится на участие в каком-нибудь реалити-шоу, чтобы заработать хоть что-то.

– Станислав Черчесов пришел в сборную, и никому нет до этого вообще никакого дела. 

– Мы посмотрели отличное шоу в Екатеринбурге.

– Павел Мамаев до сих пор пытается догнать Аарона Рэмзи в Тулузе.

– «Томь» и «Кубань» продолжают строчить письма в Москву и зачем-то продолжают играть.

– Новым владельцем «Анжи» стал мужик, за которым следит ФБР.

– Мы так и не выяснили, кто же все-таки кричит в микрофон на матчах «Терека» в Грозном.

К счастью, были и хорошие новости: Федор Смолов был КРУТ, «Ростов» грохнул «Баварию», а наши любимые игроки отлично бухнули в Монако.

А еще был «Спартак».

Можете называть меня пессимистом и параноиком, но вот, что я обо всем этом думаю: если российский футбол и можно вывести из состояния комы (хотя бы на время), то сделать это может только «Спартак» – потому что, ясное дело, ничего более выдающегося, чем победа этих парней, случиться уже не может. И что волнует меня еще больше: если блистательный Массимо все-таки совершит невозможное, будет ли это «то» по версии Дмитрия Аленичева? Или все же «не то»?

Есть над чем подумать, друзья. Есть над чем подумать.

Хочу, чтобы олимпийские виды спорта исчезли

Во-первых, есть ли вам хоть какая-нибудь разница, кого там на этот раз поймали с горсткой таблеток, пятью упаковками кислоты и целым множеством транквилизаторов всех сортов и расцветок? Во-вторых, ничего, кроме допинга, в этих видах в любом случае не происходит уже давно. В-третьих, Усэйн Болт при таком раскладе точно окажется где-нибудь в «Манчестер Юнайтед» или «Боруссии» – и это будет то еще шоу. Ну и в-четвертых, я тут соорудил небольшой список слов, которые пора запретить, – потому что читать об этом уже невозможно:

WADA

Русада

Допинг

Мельдоний

Проба

Анализ

Санкции

Препарат

Подозрение

Отстранение

Макларен

Мутко

И рааааз уж мы о Мутко...

Хочу, чтобы Виталий Мутко тоже исчез

Нужно ли мне говорить что-то еще?

Разве что: леди и джентльмены, наша следующая композиция звучит для особого гостя – заместителя председателя правительства Российской Федерации по вопросам спорта, туризма и молодежной политики, что также известно как самая длинная секретная фраза для описания ничегонеделания в истории человечества, Виталия Леонтьевича Мутко.

 

Хочу яркого Кубка Конфедераций

Яркого – это такого, чтобы на стадионах было удобно и весело, чтобы не было потасовок, чтобы не было международных конфликтов, чтобы было красиво и правильно, что бы это ни значило... чтобы на матчи хотелось ходить, чтобы о них хотелось читать, чтобы вокруг были приятные люди, чтобы не было Шпрыгина, чтобы футбол не обсуждали в Госдуме, чтобы Черчесов не хамил в интервью... чтобы не было цирка на «России» и «Первом» после каждой игры... чтобы было много голов, сэйвов, финтов и всех тех вещей, которые нам хотелось бы обсуждать и смотреть, и смотреть, и смотреть... в общем, чтобы было действительно, по-настоящему хорошо.

Хочу, чтобы люди вроде Лукомского, Палагина и Васюхина пришли на ТВ

Мы еще поболтаем об этом в отдельном посте, так что сейчас просто несколько слов.

Для тех, кто не в курсе: Вадим Лукомский, Вячеслав Палагин и Никита Васюхин – главные звезды тактического разбора в стране. Вадима вы регулярно читаете на Sports.ru, Васюхина и Палагина – возможно, почитываете на «Евроспорте». За несколько лет ребята на чистом энтузиазме сделали так, что в России узнали о существовании Майкла Кокса, xG, Monday Night Football, WhoScored, тепловых карт и ложных фуллбэков... короче говоря, тех самых штук, которые вроде как необязательно знать, чтобы наслаждаться футболом, но которые действительно помогают нам разбираться в игре, объясняют ее и делают интереснее и веселее.

Российская спортивная журналистика до сих пор живет в мире штампов – там, где игра идет от ножа, а глаза, горящие пламенем, приносят победы. Вместо того, чтобы рассказать нам хоть что-нибудь новое, журналисты, комментаторы и эксперты кормят нас одной и то же бодягой, которая не объясняет вообще ничего и порождает тоску и невежество. И если газеты не нужны уже никому и писать в них можно практически что угодно, телевизор по-прежнему смотрят – и каждый божий раз там происходит одна и та же хренотень. За 14 месяцев «Матч-ТВ» разродился одним человеческим шоу и одним хорошим экспертом. Ах, да, еще был Mannequin Challenge в прямом эфире. О, оно того стоило.

На телевидении полагают, что тактика никому не нужна, но в интернете думали так же – а теперь на блоги Вадима Лукомского и друзей подписаны тысячи, и их тексты еженедельно врываются в список самых читаемых на сайте. Слава Палагин занимается тем же самым на «Евроспорте», а Никита Васюхин уже несколько месяцев покоряет YouTube. И знаете что? Что-то подсказывает мне, что Александр-последние-года-три-я-не-очень-внимательно-слежу-за-российским-футболом-Мостовой разбирается в теме ну буквально чуть-чуть хуже Никиты.

Хочу чемпионат Испании на «Матч-ТВ»

И еще немного о телевидении...

Можно сколько угодно говорить об экономической неэффективности Ла Лиги для телеэфира, но вот что мы знаем наверняка:

1) 6 из 6 лучших футболистов мира играют в Испании.

2) 3 из 5-6 самых могущественных клубов мира играют в Испании.

3) Два лучших футболиста в истории человечества тоже играют там.

Таким образом: нет никакого смысла затевать спортивный канал – и делать это с таким апломбом – чтобы затем впаривать нам корпоратив Рамзана Кадырова вместо главного матча на свете.

Хочу больше компетентности в российском футболе

Я не требую многого: меня не смущают зарплаты, не трогает ложь и не парит лимит. Ну, то есть, все ровно наоборот, но понятно, что тут уже ничего не поделать – остается лишь наблюдать за всей этой веселушкой со стороны. Мне хотелось бы лишь одного: чтобы хоть иногда люди, отвечающие за российский футбол, делали что-то с умом, приходили к правильным выводам и двигались в нужную сторону. Чтобы осень с весной не тасовали до бесконечности, а в Сибири не играли в футбол в декабре. Чтобы клубы-банкроты расформировывались, а не просили денег у президента. Чтобы мужик, ЗА КОТОРЫМ СЛЕДИТ ФБР, не мог так просто взять и заграбастать целый футбольный клуб.

Давайте начнем с малого и посмотрим, что из этого выйдет. В любом случае, мы все катимся прямиком в ад, так разве нам есть что терять?

Хочу, чтобы Денис Романцов издал книгу

Тут даже не надо ничего объяснять. Ну, разве что: надеюсь, мы все понимаем, кто должен получить коллекционное издание после такого-то пункта?

Хочу богатой и разнообразной журналистики

В середине прошлого года ESPN в течение месяца рассказывал увлекательную историю двух друзей-рестлеров, один из которых стал наркоторговцем, а второй – агентом по борьбе с наркотиками. Проект назывался Pin Kings и включал в себя 16 подкастов, миллион трейлеров, документальный фильм, текст в журнале и красочную веб-версию – с первоклассным лонгридом, комиксом, фотографиями и видео. К чему это я? К тому, что Борис Корчевников скорее получит «Эмми», чем в России появится хоть что-нибудь, напоминающее Pin Kings.

Журналистика в нашей стране может стать лучше, только если у независимых медиа появятся деньги, а это вряд ли случится в ближайшем будущем. И все-таки раз я и так провел половину этого текста в утопии, ничего не мешает мне загадать и такое желание – так что в новом году лично я жду еще больше новых форматов, мощных колонок, запоминающихся интервью, красочных репортажей и впечатляющих спецпроектов, а также чего-нибудь совсем неожиданного вроде первого по-настоящему популярного подкаста о спорте или тех же мультиплатформенных фичеров, которые одним своим видом приводили бы нас в восторг.

Хочу, чтобы Лео Месси сделал (еще) что-нибудь великое

И, пожалуй, для этого даже необязательно приезжать в Англию. В конце концов, великим может быть не только сольный проход или гол, но и попытка вернуться на поле, несмотря на тяжелую травму в стиле Криштиану Роналду в Париже и Кобе в игре с «Голден Стейт», или матч, на который ты выходишь больным вроде «Гриппозной игры» в исполнении Джордана, или нечто совсем странное и неожиданное типа «Жаркого матча» летом 1984-го, когда Ларри Берд разделался с «Лейкерс» при температуре воздуха +36 в задыхающемся «Бостон Гарден». Короче говоря, хочется, чтобы Лео выдал ЛеБрона в финальной серии с «Уорриорс» или еще что-нибудь в этом духе – и таким образом, окончательно развеял все наши сомнения.

Фото: Gettyimages.ru/Michael Regan (1,4); РИА Новости/Антон Денисов, Александр Вильф; REUTERS/Marcos Brindicci