Томские страдания. Каким будет окончание сезона для «Томи»
Лозунг «В Томске должен быть футбол» уже давно стал нарицательным. Вместо Томска можно подставить какой-нибудь другой город (Самару, Пермь и т.д.), но принципиально от этого ничего не изменится. Российская футбольная провинция из года в год ведёт отчаянную борьбу за выживание, сталкиваясь с тяжелейшими финансовыми проблемами. Отдельные клубы с разной степенью успешности эти проблемы преодолевают, но от этого общая картина не становится менее печальной.
Загибание футбольных клубов для России отнюдь не новость. Причём не только на периферии, но и в столичном регионе – «Сатурн», «Торпедо», ФК «Москва», «Химки»… Но от этого подобные эксцессы не перестают казаться каким-то нонсенсом, не укладывающимся в голове. Можно понять, когда такие вещи происходят, например, в сегодняшней Украине, где за последние годы исчез целый ряд клубов, а те, что остались, по большей части влачат жалкое существование. Так там война, которая даже крупнейших олигархов вроде Игоря Коломойского изрядно подразорила. В такой ситуации не до футбола, уцелеть бы. Но и в России картина выглядит не намного лучше. Даже в премьер-лиге, по большому счёту, кроме «Зенита», «Рубина», «Терека» и московских клубов, все остальные живут в крайне скудных условиях, буквально считая каждую копейку, а про низшие лиги вообще нечего говорить. Долги по зарплатам и премиальным, отсутствие денег на трансферы и обновление инфраструктуры, да даже просто на обеспечение текущей жизнедеятельности – всё это в порядке вещей и никого не удивляет.. Даже тот же «Ростов», сотворивший фурор в прошлом сезоне, и то был на грани коллапса, от которого удалось спастись благодаря проходу в Лигу чемпионов. Но ростовская сказка – это всё же эксклюзив. Остальным приходится затыкать финансовые дыры иными, более примитивными методами. В частности, продажей ведущих игроков. Не от хорошей же жизни пермский «Амкар» продаёт чуть ли не главную свою звезду – вратаря Александра Селихова. Понятно, что, даже будь финансовая ситуация в Перми чуть лучше, его, скорее всего, всё равно бы продали – от предложений таких клубов, как «Спартак», не принято отказываться. Но в данном случае именно денежный вопрос в этом трансфере играл главную роль, что признают и руководители пермской команды, и сам Селихов.
В российском футболе есть три основных формы финансирования футбольных клубов – госкомпании («Зенит», «Локомотив»), региональные бюджеты (почти все провинциальные команды), а также частные владельцы («Спартак», «Краснодар»). В Европе первые две формы почти напрочь отсутствуют при тотальном доминировании третьей. Ни госкомпании, ни местные бюджеты там клубы не содержат. Зато там нередки случаи, когда местное фанатское сообщество организуется и вносит свои собственные средства в бюджет клуба. Особенно подобная практика распространена в Испании, где маленькие местные команды зачастую выживают только за счёт помощи своих болельщиков.
У нас же подобное представить невозможно. Единственное, на что могут сподобится местные болельщики – обратиться за поддержкой к президенту страны. Что, кстати, неоднократно практиковалось в Томске. Иногда помогает, но по большому счёту это не панацея. Понятно, что не самых богатые региональные бюджеты не в состоянии тянуть уровень затрат, требующихся для клуба премьер-лиги. В лучшем случае этого хватает для жалкого прозябания с ежегодной борьбой за выживание. По сути дела, это бессмысленная растрата денег налогоплательщиков, которые могли бы пойти совсем на иные нужды.
Вообще, главная проблема в том, что футбольное хозяйство в России устроено абсолютно противоестественно. Футбол здесь не бизнес, а некая социальная функция, которая зачастую исполняется в отрыве от потребностей её потребителей. По сути, наш футбол – это вещь в себе, имеющая малопрезентабельный вид и мало зависящая от внешних факторов. Во многом этим объясняется то, что наши клубы почти полностью лишены двух очень существенных в Европе источников доходов – от телеправ и от продажи билетов и атрибутики. Наш футбол как в смысле качества самого зрелища, так и в смысле его подачи с маркетинговой точки зрения товар абсолютно безнадёжный. В отличие от той же Англии, которую смотрит весь мир и где даже клубы типа «Сток Сити» или «Борнмута» получают от телетрансляций деньги, достаточные для безбедного существования. Да и на болельщиках у нас разжиться невозможно, учитывая довольно низкую в среднем покупательную способность населения, да и интерес к футболу у нас в стране невелик – по средней посещаемости РФПЛ далеко позади даже второй бундеслиги. Как говорится, комментарии излишни.
Очень не хотелось бы, чтобы такая весьма самобытная команда, как «Томь», исчезла с российской футбольной карты. Сибирский регион должен быть представлен в элите, хотя погодные и инфраструктурные условия там далеки от идеальных. Какой-то выход, несомненно, должен быть найден. Но есть стойкое ощущение, что отдельными паллиативными мерами глобально ситуацию не изменить. Как говорилось в одном анекдоте, систему менять надо. Наше «датское королевство» уже давно подгнило и нуждается в коренной реформации. Но кто, как и когда её будет проводить, пока вопрос.