Изменился ли «Краснодар» после ухода Кононова?
Александр Дорский – о том, как «быки» пережили смену тренера.
Действительно ли «Краснодар» стал меньше владеть мячом?
Бывший главный тренер Олег Кононов после своего ухода из клуба дал всего одно развернутое интервью. На вопрос о том, следит ли он за играми своей бывшей команды, Кононов ответил: «Несколько игр удалось посмотреть полностью. Пока перемены незначительны. Разве что больше начали играть в обороне». Так ли это на самом деле?
В прошлом сезоне «Краснодар» был лидером премьер-лиги по проценту владения мячом (57,4%). Сегодня мяч у него держится чуть хуже (56,6%, третье место в лиге после «Зенита» и «Спартака»). Тем не менее, после отставки Кононова «Краснодар» не только не стал меньше владеть мячом, но и начал улучшать свою игру в данном компоненте.
Очевидно, что выборка по Кононову (6 матчей, без учета квалификационных игр Лиги Европы) и Шалимову (11 матчей, с учетом игр группового этапа ЛЕ) несколько различается, но определенные выводы сделать можно. «Краснодар» не стал чаще отдавать соперникам мяч, все так же предпочитая действовать первым номером.
Пожалуй, одним из самых ярких для «Краснодара» на данном отрезке сезона стал матч в Гельзенкирхене, где он уступил «Шальке» – 0:2. Несмотря на счет, «быки» владели инициативой (владение мячом 53% - 47%), больше били по воротам (17 – 8), чаще отдавали передачи (432 – 328), точнее пасовали (88% - 86%). Практически по всем показателям краснодарский клуб стал одним из самых неудобных соперников в сезоне для «Шальке» – больше в играх против них мячом владели только «Бавария» и гладбахская «Боруссия», а чаще, чем на игроках «Краснодара» они нарушали правила только на футболистах Дортмунда (20 и 21 нарушение соответственно).
По среднему количеству передач команда Шалимова незначительно опережает команду Кононова (528 пасов против 520). При прежнем тренере в среднем в матчах «Краснодара» 23,6% времени игра проходила на своей трети поля, при Шалимове этот показатель остался почти на прежнем уровне – 23,4%. После отставки Кононова краснодарцы стали чуть больше внимания уделять игре в середине поля (47,7% времени против 45,5% раньше), с чем и связано небольшое увеличение количества передач.
При Кононове краснодарцы в нынешнем сезоне всего однажды уступили во владении мячом. Минимальный проигрыш в данном компоненте «Спартаку» в гостевой встрече (которая еще и пришлась между играми в квалификации ЛЕ) легко объясним. После смены тренера «Краснодар» в трех случаях владел мячом меньше соперника (ЦСКА, «Ницца», «Анжи»), но каждый раз не опускался ниже показателя 40%. Преимущество Шалимова исходит из нескольких аномальных матчей, в которых черно-зеленые крайне редко расставались с мячом. В первую очередь выделяется матч против «Арсенала», в котором «Краснодар» владел мячом 77% игрового времени и выполнил 736 передач, из которых 634 оказались точными.
Таким образом, после отставки Олега Кононова «Краснодар» не стал менее атакующей командой, принципы построения игры, декларируемые Сергеем Галицким еще в начале десятилетия, остались неизменными. По цифрам (владение мячом, среднее количество передач) Шалимов даже опережает предшественника, однако, на дистанции, скорее всего, у «Краснодара» будут показатели, аналогичные тем, что были в прошлом сезоне.
Качество стандартов и новая жизнь Ари с Жоаозиньо
После назначения на пост главного тренера Игоря Шалимова у краснодарцев существенно выросло количество ударов, нанесенных из чужой вратарской. Не в последнюю очередь это связано с улучшением качества исполнения стандартов, но свою роль играют и действия многочисленной атакующей группы, даже с учетом довольно серьезных травм Мамаева, Смолова и Перейры.
Неожиданным оружием «Краснодара» стали подключения к атаке центрального защитника Александра Мартыновича. Белорус, игравший за «Краснодар» еще в ФНЛ, а в прошлом сезоне уходивший в аренду в «Урал», уже трижды при Шалимове наносил удары из вратарской соперника. Один из них – в ворота «Оренбурга» в минувшее воскресенье – стал голевым.
«Краснодар» – лидер нынешнего сезона по количеству голов после розыгрыша стандартов (5), в прошлом чемпионате их было 10. Однако опасность несут не только угловые и штрафные, и неприятности соперникам может создать не только высоченный прыжок Мартыновича. В игре с «Ростовом» при счете 0:1 на 87-й минуте в чужую штрафную пришел Налдо и сумел добить мяч в ворота Джанаева после удара Смолова. Гранквист пока в рамках премьер-лиги в этом году не отличался, но в Лиге Европы (гол «Биркиркаре») и в Кубке России (дубль в ворота «Оренбурга») капитан «быков» уже забивал.
Комада вполне могла посыпаться после травм Смолова, Мамаева (двух лучших игроков прошлого сезона по части создания моментов) и Перейры, но этого не произошло. Лидеры позапрошлого года – Ари и Жоаозиньо, вновь вышли на первые роли, участвуя в подавляющем большинстве опасных атак «Краснодара». Новоиспеченный россиянин поучаствовал в 12 голевых атаках, а бразильский форвард – в 15. Жоаозиньо находится на одном уровне со Смоловым (также 12 участий в результативных атаках), при этом Федор провел на поле на 50 минут больше. Жо, как его называет Сергей Галицкий, гораздо чаще участвует в первоначальной стадии наступления, поэтому его роль и не так заметна (5 голов в сезоне – все в Лиге Европы).
Отсутствие Смолова сказалось на голевом потенциале команды (в среднем 1,9 гола за игру при Федоре, 1,2 – без него), и нападающий сборной России, безусловно, остается одним из главных футболистов команды, но все не так однозначно. Во-первых, на том отрезке, где Смолов пропускал игры из-за повреждения, не было «Биркиркары» и «Партизани», а, во-вторых, в тех матчах, где краснодарцам не удавалось распечатать ворота соперников (например, против «Арсенала» и «Шальке» в гостях) они создали немало моментов и серьезно превзошли оппонентов по xG (1,07 – 0,5 и 1,84 – 1,36 соответственно). То есть травма Смолова сказалась на двух компонентах: 1) реализация; 2) количество ударов (при Федоре 15,3; без – 12,1).
Прессинг и контрпрессинг
«Отбирали мяч на чужой половине поля. Показалось, что в этом плане мы правы, ведь проще пробежать 5 метров вперед при отборе, чем 60 метров назад в оборону», – сказал Игорь Шалимов после домашнего матча с «Ниццей». Жесткий прессинг на чужой половине поля и попытка отбора сразу после потери мяча – те основы, которые новый тренер пытается привить своей новой команде.
Конечно, прессинг «Краснодар» применял и при Кононове, однако, раньше он не носил системный характер, выглядел скорее ситуационным. Сейчас все иначе. «Быки» неплохо выглядят как при прессинге соперника у его штрафной, так и при контрпрессинге на чужой половине поля. Важно, что удачные подвижки в данном направлении у «Краснодара» происходят не только в матчах против середняков и аутсайдеров премьер-лиги, но и в матчах Лиги Европы, а игра с «Ниццей» и вовсе стала эталоном, к которому и стремятся нынешние краснодарцы.
Ахмедов неудачно принимает мяч после передачи Куасси. Игроки «Краснодара» тут же пытаются вступить в отбор. У Бельханды есть, по сути, лишь один вариант, при котором можно без проблем выйти из сложившейся ситуации: пас назад на Данте. Остальные возможные предложения перекрыты футболистами хозяев: Подберезкин способен перехватить мяч и после паса на Сери (№6), и после передачи на Козьелло (№26), Ахмедов перекрывает направление возможной передачи на Сарра. Развернуться самостоятельно для Бельханды проблематично: Куасси уже бежит на него из центрального круга.
После нескольких отскоков мяч отходит к Сери, на плечах которого висит Подберезкин. Данте может просто выбить мяч в район центрального круга, но это не совсем вписывается в игровой стиль «Ниццы». Все адресаты для короткой передачи перекрыты: Подберезкин по инерции продолжает движение вперед и может перехватить пас на Сарра, к нему же направляется Ахмедов, Каборе и Жоаозиньо готовы сместится вправо для отбора мяча у Козьелло и Эссерика соответственно. Эпизод заканчивается новыми отскоками из-за нежелания игроков «Ниццы» сделать длинную передачу, и мяч оказывается у Каборе.
Матч против лидера текущего чемпионата Франции стал образцом воплощения идей Шалимова. «Ницца» явно была не готова к подобной игре «Краснодара», о чем после матча рассказал и Люсьен Фавр. 14 отборов и 7 перехватов на чужой половине поля – лучшая сумма для краснодарцев в этом сезоне. Больше перехватов на половине поля соперника было только в Зальцбурге и Гельзенкирхене, больше отборов за последние два сезона не было никогда.
При Шалимове «Краснодар» не использует прессинг до вратаря. Атака соперника начинается сразу, как только мяч получает один из центральных защитников соперника. Если в матче с «Ниццей» они показали свой максимум на данный момент по части контрпрессинга и количеству отборов на чужой половине поля, то один из лучших в плане прессинга, приведшего к потерям мяча соперником, стал гостевой матч с «Шальке».
Фэрманн отдает передачу на Хеведеса, который должен начать атаку своей команды. Жоаозиньо выдвигается на капитана хозяев, при этом российский бразилец скорее мешает отдать передачу на Кайсару, так как Петров чуть припозднился с движением вперед. Прямая передача на Кайсару из-за грамотного движения Жоаозиньо не проходит, Подберезкин плотно опекает Налдо, Ахмедов в любой момент готов рвануть к Настасичу. У Хеведеса остается два предложения: отыгрыш со Стамбули (который может и не пройти, за французом бежит Перейра), или пас назад на вратаря. Передача на Стамбули становится не слишком перспективной из-за того, что в таком случае Петров успевает накрыть Кайсару (как одного из вариантов для выхода из обороны), а Ахмедов – Настасича. Тем не менее, Хеведес отдает передачу на Стамбули, тот в одно касание возвращает мяч капитану, которому не остается ничего, кроме как выбить мяч к середине поля. Там «Краснодар» забирает его себе, он оказывается у Каборе.
Этой осенью очень модно критиковать Вячеслава Подберезкина. 24-летний хавбек действительно стал меньше принимать участие в голевых атаках своей команды, дальних ударов в его исполнении также в нынешнем сезоне немного. Однако Подберезкин играет очень важную роль при прессинге на чужой половине поля, и, судя по его игровому времени в октябре, полностью устраивает Игоря Шалимова.
Важно, что каждый игрок атакующей и средней линии «быков» способен выполнять задания главного тренера, у «Краснодара» нет явного лидера по числу отборов и перехватов в непосредственной близости от штрафной соперника. Шарль Каборе несколько превосходит своих партнеров по обоим показателям, но его преимущественно не носит подавляющий характер. Отбирать и перехватывать мячи в «Краснодаре» способны и Измайлов (лучший по отборам на чужой половине поля в игре с «Анжи»), и Лаборде («Оренбург», «Ницца»), и Газинский («Арсенал»), и Окриашвили («Ростов»).
Не смущают краснодарцев многочисленные травмы лидеров атаки и насыщенный график. У них был некоторый спад в начале-середине октября (4 отбора, 3 перехвата с «Рубином», 5 отборов, 3 перехвата с «Амкаром», 6 отборов, 4 перехвата в домашней игре с «Шальке», игра против «Арсенала» – аномальная не только по проценту владения мячом, но и в плане успешности прессинга на данном отрезке). После этого дела выправились и краснодарцы показали уже совсем иные цифры перед ноябрьским перерывом на матчи сборных (12 отборов, 4 перехвата с «Анжи», 7 отборов, 8 перехватов в гостевой игре с «Шальке», 8 отборов, 3 перехвата с «Оренбургом»).
Относительно новая тактическая фишка (при Кононове прессинг использовался куда меньше) неизбежно влечет и определенные проблемы. Если «Краснодар» не забирает мяч себе, а лишь заставляет соперника выбить его в район центрального круга, жизненно необходимо выигрывать в этой зоне верховые единоборства. И Гранквист, и Налдо, и Мартынович, и Каборе неплохо чувствуют себя вверху, однако, провалы случаются у всех. Так проигрыш борьбы вверху Гранквистом в центре поля в гостевом матче с «Шальке» вместе с невозвращением Петрова после попытки прессинга в свою зону привели к тому, что Кайсара получил много свободного пространства. Бразильский защитник отдал передачу на Коноплянку, с ударом украинца Крицюк справился, но помешать Чупо-Мотингу отправить мяч в уже пустые ворота вратарь не сумел.
Проблема флангов
Эта проблема возникла не при Шалимове, и даже не на последнем этапе правления Кононова. Олег сознательно отказывался от игры флангами, предпочитая действовать через центр, где у «Краснодара» собраны и технически, и физически сильные игроки. Когда пробиваться через центр не получалось, «быки» испытывали трудности не только с проникновением в чужую штрафную, но и даже с подходами к ней. Так «Крылья Советов» в третьем туре выдавили хавбеков краснодарцев очень близко к центру поля, разрыв между полузащитниками и Смоловым становился большим, и вся опасность у ворот Лории возникала лишь тогда, когда Федору удавалось цепляться за среднюю или длинную передачу и пытаться что-то предпринять за счет индивидуальных действий.
Шалимов пытается найти выходы из сложившейся ситуации, но пока успеха это не приносит. Больше игрового времени стал получать Жоаозиньо, который гораздо в большей степени привязан к флангу, чем, например, Мамаев, однако, на правом краю подобного игрока в «Краснодаре» сейчас нет. Ни Подберезкин, ни Измайлов в его нынешнем состоянии и стиле игры, ни Ахмедов, который порой оказывается именно справа, не способны растягивать оборону соперника, освобождая пространство в середине. Кононов пытался это делать за счет появления Быстрова (либо справа в обороне, либо по ходу вторых таймов), но отсутствие игрового тонуса явно сказывается на возможностях Владимира, который вспыхивает лишь эпизодически.
Фланговые защитники «Краснодара» – одно из самых слабых мест в команде. Калешин уже не молод, Петрову непросто «работать» левой ногой, Енджейчик – лучший крайний защитник команды по игре в обороне, но в атаке поляку явно недостает скорости. Также слева уже второй сезон пробуется Дмитрий Торбинский, но это выглядит скорее поиском от безысходности, чем осознанным решением тренеров.
На прошедших выходных Сергей Галицкий заявил о необходимости трех-четырех приобретений в зимнее трансферное окно. Конечно, его очень сковывает финансовый фэйр-плей, но усиливаться «Краснодару» очень нужно. Покупка крайнего защитника – одно из приоритетных направлений для нового спортивного директора клуба Алексея Зинина. Сейчас краснодарцы чуть застопорились, без новых футболистов дальнейшее развитие команды, скорее всего, уже невозможно.
Фото: fckrasnodar.ru (1,4); РИА Новости/Виталий Тимкив (2,3)
Про Уфу, например (я её болельщик просто)). У них очень сильно поменялась игра, по сравнению с прошлыми двумя сезонами.
зря галицкий не ищет тренера. больнее потом будет осколки собирать.
Переход на два (иногда и три) оборонительных опорных, как раз один из шагов по развязыванию рук фланговым игрокам. Про то что Калешин в возрасте, только я уже писал раз пять, но он все равно лучший из того что есть для увеличения ширины атаки справа. Лаборде, увы, слишком импульсивен для 90 минут)). Слева считаю появления Жоаозиньо, также вынужденная мера, в центре он более полезен.
Из плюсов от прихода Шалимова выделю улучшение игры в обороне и конечно большую тактическую гибкость, теперь не удивлюсь даже если увижу "быков" в схеме 3-5-2, чего при Кононове невозможно было представить.
Что касается Подберезкина не факт, что его игра устраивает тренера, просто половина созидателей травмирована, а у парня подозреваю неплохой контракт. Думаю Батютин играл бы не хуже, Окриашвили пришедший позже и то выглядит более адаптированным.
Соглашусь и пишу об этом уже давно, левоногий профильный защитник очень пригодится Краснодару. Также требуется лидер (звезда) в группу атаки. Спасибо за текст и аналитику!