«Чтобы на сборную ходили, она должна нормально играть». Россия Черчесова одержала первую победу
Репортаж Евгения Маркова со стадиона «Локомотив».
Последний раз перед своими зрителями сборная России играла в марте против Литвы, и тогда на «Открытие» пришли 35 тысяч человек. Цифра для Москвы очень приличная, но легко объяснимая. Болельщики по-прежнему открывают для себя новый спартаковский стадион, и тогда они, подогретые неспортивными СМИ, очаровались командой Слуцкого.
Сейчас такого отношения к сборной в России нет, и на матч против Ганы собралось не так много зрителей. Мы все же нефутбольна страна? Посещаемость товарищеского матча на «Локомотиве», кажется, ответила на этот вопрос. За два года до чемпионата мира, во время реальной подготовки (это не теплые «товарняки» времен Фурсенко поближе к морю и пальмам) у нас собирается только половина стадиона.
«Чтобы на сборную ходили, она должна нормально играть», — вот так просто все объясняли мне болельщики за час до игры. Несмотря на прагматичное объяснение в стиле Капелло, один из них привел на футбол сына, и здесь на стадионе «Локомотив» начался путь нового футбольного болельщика по имени Марк. А может и не начался, хотя папа был уверен, что сборной по силе влюбить в себя тех, кто раньше почти не интересовался футболом.
Если Марк сейчас только определяется с любовью к родной сборной, то болельщики гостей это уже давно сделали. Все ганцы, которые пришли на «Локомотив», живут, учатся и работают в Москве. «Россия очень хорошая страна», — по-русски рассказал мне один из них. Из команды Черчесова ганцы смогли назвать только Акинфеева («Ваш вратарь очень крутой!»), но это их никак не смутило. Веселые африканские парни фотографировались со всеми желающими и гордо поднимали над головой двойные шарфы России и Ганы.
Для гостей это не было чем-то экзотическим. Две чернокожие девушки, явно пришедшие на стадион не для того, чтобы посмотреть на большой паровоз, прошли мимо танцующих соотечественников и даже не посмотрели в их сторону. А они тем временем били в барабан, затем вокруг него шаманили и исполняли народные песни. За их плясками следили многие, а кто-то в них даже участвовал, влезая в танцующую толпу ради редкого для России кадра.
Африканские выступления продолжились на трибунах, и они были настолько колоритными, что российские болельщики при входе на трибуну спрашивали: «Мы что, попали на гостевой сектор?». У меня же складывалось ощущение, что я попал в мультфильм «Король Лев» с его неудержимыми африканскими ритмами и напором дикой природы.
Студенты РУДН и просто переселенцы в Россию зажигали на центральной трибуне «Локомотива», и все — болельщики, стюарды, журналисты — были рады такому соседству. С сектора на свободные места никто не уходил, и многие объективы смотрели только на танцующих весельчаков. И если бы у операторов трансляции была возможность, они бы снимали не футбол, а то, что его окружало.
Так было до 7 минуты, пока Федор Смолов не вышел на ударную позицию и не создал первый опасный момент. Только тогда наши футболисты вспомнили, что они играют дома и за них здесь кто-то болеет. Хотя «Русские вперед» и «Косово — Сербия» после плясок с барабаном выглядели как августовский матч РФПЛ после чемпионата мира.
Все это окружало первый домашний матч сборной Черчесова, которая сильно изменилась после турецкого путешествия. Акинфеева и Василия Березуцкого мы всегда держали в уме, а теперь к ним нужно запомнить атакующее трио Жирков-Смолов-Самедов. Последние двое как раз и создали первый гол сборной при Черчесове.
Фланги не всегда понимали друг друга (Жирков сильно ошибся с поперечной передачей на Самедова), но в целом атака, поддерживаемая Дзагоевым, напоминала именно атаку, а не заболоченную опорную зону. Видимо, в этой сборной Алан будет плеймейкером, а не опорным полузащитником, как у Слуцкого. Он много бил по воротам, снабжал передачами Смолова и иногда даже выбегал за него. «Мы освободили Дзагоева от оборонительных действий, чтобы его креатив помог команде», — скажет после матча Станислав Черчесов.
Также он добавит, что сборная «часто использовала быстрые выходы, и после одного из них как раз забил Смолов».
Без Тарасова центр поля (сегодня там играли Газинский и Зобнин) больше не задыхался, а вместо этого здорово взаимодействовал с Дзагоевым и часто оттягивающимся назад Смоловым.
Сборная, которая, по словам Авраама Гранта, собирается выйти в полуфинал ЧМ-2018, не смогла забить России ни одного гола. Даже после перехода на схему с четырьмя защитниками, где в центре с Березуцким весь матч отыграл Андрей Семенов, а на левом фланге в сборной дебютировал Сергей Петров.
Его первый матч запомнится ему звуками африканских барабанов, потому как гостевой сектор гудел и заряжал своей музыкой все 90 минут. Команде она придавала нужный ритм игры, а болельщикам — забытые эмоции. Ведь под конец оказалось, что «Локомотив» неплохо заполнился (диктору все же пришлось объявлять порядок выхода с трибун), а маленький Марк наверняка порадовался победе России.
После хита «Биби такси» ребята из Ганы затянули, что «все будет хорошо». Действительно, все будет хорошо, ведь сборной впервые за долгое время аплодировали ее болельщики.
Возвращение Дзагоева и плохой второй тайм. Как Россия обыграла Гану
Фото: РИА Новости/Владимир Песня (топовое); Евгений Марков