Что опять не так со «Спартаком»? Реплика Романа Трушечкина
Комментатор «Матч ТВ» Роман Трушечкин - о логике и странности сегодняшнего решения руководства «Спартака».
В этой новости ничто так не удивляет, как Массимо Каррера. Потому что это и есть ключ к пониманию, зеркало, отражающее суть управленческой работы в «Спартаке». Главным тренером огромного клуба, хозяином, пусть и временным, большого и не знакомого ему толком хозяйства, становится приятный, по всей видимости, мужчина, о котором мы в России пока не знаем приблизительно ничего. Да, исполнял какую-то роль в сборной Италии. Да, безукоризненный вкус к деловому костюму. Да, солнцезащитные очки с очень редким и красивым фильтром.
Исполняющий обязанности главного тренера ФК «Спартак-Москва». Массимо Каррера. Вчера, ну, хорошо, - позавчера - с самолета.
«Спартак», клуб, хозяина которого мы знаем по имени, фамилии и отчеству не первый десяток лет, сейчас выглядит не как частная собственность, а как общественная зона. Каждый может зайти, зачекиниться и стать его «мэром».
Хорошее начало российского этапа карьеры для итальянца. Начало в стиле приключения, как в кинокомедии. Но финал может наступить быстро: найдется новый постоянный тренер, который Карреру в своем штабе не увидит, и – «Шереметьево». Сейчас этот сценарий выглядит наиболее вероятным. Если, конечно, постоянного тренера тоже не выпишут из Италии – в компанию к Каррере и тренеру вратарей Риомми.
Но все-таки дико, что «Спартак» вынужден доверяться первому попавшемуся человеку.
В ответ на недоуменный вопрос нам скажут: ну а чего? Сборная Италии! Уровень? Уровень. И не придраться к слову. Хотя продолжит что-то беспокоить. Потому что в «Спартаке» это обычное дело: высокому, достойному уровню соответствуют вообще все люди, приходящие в этот клуб. Все. В «Спартак» приходят футболисты, точно соответствующие его амбициям. Тренеры, которые считают его частью своей души. И те, и другие до и после «Спартака» вели и ведут здоровый образ футбольной жизни, выигрывают трофеи и гремят ими на всю Европу.
Я верю в то, что Леонид Федун искренне не понимает, как еще ему следует действовать. Был рядом с каждым решением, комментировал каждое движение команды и тренера – дело не ладилось. Решил «доверить профессионалам» - лучше не стало, да и выдержал в таком режиме недолго. Подбор, а, точнее, перебор фигур в управлении клубом идет постоянно, конвейерным методом. Такая ротация не снилась даже Рафе Бенитесу.
Еще раз, последний, вернусь к фигуре Карреры. Он стал желтой карточкой Аленичеву. Итальянца взяли на место Дмитрия Ананко, и это частая в футболе история: предбанкротное состояние тренерского штаба можно угадать по тому, что главного заставляют расстаться с одним из своих помощников.
«Красную» Дмитрию Анатольевичу показал кипрский клуб на три буквы, и тут как раз сенсации нет. Остаться после такого было нельзя. Остался после вылета из кубка от «Кубани», остался, когда не одержал трех побед в конце 2015-го. Он всегда вел себя спокойно, и после поражений это, конечно, здорово напрягало. Он и теперь брал на себя вину, но не горячился с отставкой.
Вот то, что Леонид Федун точно научился делать красиво, убедительно, хладнокровно, - произносить: «Вы уволены». Возможно, когда-нибудь нам будет доступна эта нарезка крупных планов, монтаж этих многочисленных фраз.
Аленичеву было нечего возражать. Он не сработался с футболистами прежнего набора, и они ушли. Не сумел сделать игрока из Зе Луиша. Потерял Попова как футболиста стартового состава. Совершенно не убедил, что знает, как использовать Мельгарехо. Запутал нас резкими переходами между схемами обороны. Доверил первый номер Реброву, потом забрал свое доверие обратно и снова доверил Артему место в старте.
Его последняя пресс-конференция поймала его на противоречии. Вину взял на себя, но, перейдя к подробностям, возложил ее на игроков. В частности, атаки.
Спарковец у спарковского руля – схема, к которой в клубе возвращаются снова и снова. Сколько их уже приходило? И каждый был уверен, что он справится, потому что он носитель правильной традиции. Удивительно: от «Спартака» на трофейном уровне осталось одно название, но каждый из его бывших игроков, становившихся его тренером, не соответствовал даже самому базовому уровню клубных амбиций – взять хоть какой-то приз. Да, ясно, что это не только их проблема. Завышенная самооценка приходящих тренеров принималась на веру структурой клуба и порождала необоснованные ожидания.
Но есть ли вообще в спартаковском наследии годный человек? Найти его, если он существует, - это как копнуть картофельный куст. Сейчас, кстати, уже сезон. Там, в земле, есть россыпь привлекательных клубней. И есть один невзрачный. В пищу не годится, но зато только он, упав в землю, способен дать новый урожай.
Продолжим же копать.
Я просто представляю себе эту картину: приезжает Бердыев в Тарасовку, а там Федун. И говорит: "Курбан Бикеевич, знакомьтесь, это Массимо, Ваш новый помощник, он научит Вас выстраивать игру в защите. Выгнать его нельзя, это имиджевое для клуба приобретение. А в опорной зоне у Вас будут играть Глушаков и этот очаровательный пухляш, зовут Фернандо. Вам нужны игроки другого плана? Денег нет, но Вы держитесь там, здоровья, счастья, всего хорошего. А в следующее трансферное окно, мой зять Вам нового опорника подберет, травмированного там, или растренированного.