9 мин.

8 историй, которые нужно знать о Марион Бартоли

Бартоли очень необычная теннисистка

В теннисном мире Бартоли известна своеобразной техникой и манерой держаться на корте. Она с обеих сторон бьет по мячу двумя руками, что по нынешним временам большая редкость. Легенда гласит, что двуручные удары Марион по идее отца переняла у Моники Селеш, и первый же форхенд, выполненный таким образом, оказался куда лучше прежнего. Необычное у Бартоли и движение на подаче – чтобы придать мячу дополнительную скорость, она использует кисть. Впрочем, больше всего вопросов вызывает именно поведение француженки во время матчей – только ступив на корт, она неизменно начинает скакать почище мячика, между розыгрышами имитирует удары, распугивая болбоев, и даже стоя на приеме маячит как неваляшка. И болельщики, и соперницы уже привыкли (хотя периодически все же подшучивают), но для неподготовленного зрителя зрелище диковатое.

Бартоли создал ее отец

Как это часто бывает у девушек, Бартоли с детства тренировал отец. Именно благодаря доктору Вальтеру Марион в шесть лет начала заниматься теннисом, и именно он стал ездить с ней по турнирам, оставив медицинскую практику, когда пришло время. Доктор Вальтер поставил дочери ее теперь уже знаменитую неконвенциональную технику и разработал авторскую программу тренировок, которую до сих пор в лучшем случае зовут эксцентричной.

«У меня свой подход, потому что я не теннисист. Большинство тренеров в прошлом игроки, и они пытаются усилить своих подопечных за счет движений запястий, рук. Но я смотрю на это по-другому, особенно когда речь идет о Марион, которая всегда играет двумя руками. Для нее особенно важны физподготовка и скорость, которую она развивает на корте за счет ног. Я покупаю много научных книг, читаю их и составляю на их основании собственный режим. Иногда, если мне кажется, что та или иная схема подойдет для Марион, я заимствую ее».

Между тем, отношения отца и дочери не всегда складываются гладко. И хотя Марион никогда не ведется на провокации и всегда защищает папу от журналистов, позапрошлым летом она не сдержалась и на «Уимблдоне» даже выгнала его со своего матча. А прошлой осенью стало известно, что отец и дочь больше не работают вместе, и теннисистка ищет нового специалиста, потому что «пришло время принимать самостоятельные решения». С тех пор Марион уже успела сменить не одного тренера и пару раз вернуться к папе, но последнее время в ее команду входили Амели Моресмо и бывший спарринг-партнер Бернарда Томича Томас Друэ. Доктор Вальтер даже на «Уимблдон» приехал только к финалу и утро перед решающим матчем провел, «прогуливаясь по деревне». Конечно, все хорошо, что хорошо кончается, но все же немного грустно, что после стольких лет совместного труда Марион одержала свою Большую Победу на первом мэйджоре, который провела без папы.

Федерация тенниса Франции не пустила Бартоли на Олимпиаду

Марион много лет состояла в молчаливом конфликте с Федерацией тенниса Франции. Теннисистка отказывалась выступать за национальную команду, поскольку игрокам не разрешается приезжать на сборы с личными тренерами, а Федерация не хотела делать для нее исключение и создавать прецедент. В результате за девять лет Бартоли сыграла в Кубке Федерации лишь однажды – в 2004-м. И все бы ничего, но в теннисе регулярные выступления в составе сборной – обязательное условие отбора на Олимпиаду.

До олимпийского сезона этот вопрос стоял не слишком остро, и казалось, что уж ближе к делу здравый смысл восторжествует. Но нет: как Бартоли в предыдущие годы отказывалась идти на уступки, так и FFT уперлась и в момент истины не номинировала ее для участия в Играх. Даже Николя Саркози в последние дни своего президентства вступился за спортсменку, но бесполезно. В результате единственная француженка в Топ-40 мирового рейтинга пропустила Олимпиаду, которая прошла на кортах «Уимблдона» – единственного турнира «Большого шлема», на котором она доходила до финала. Когда обратной дороги уже не было, Бартоли, девушка очень спокойная, буквально объявила FFT войну:

«Они 15 лет меня ущемляли, и я ничего не говорила. Но после Олимпиады начнется настоящая война – поверьте мне».

Войны, к счастью, не случилось – вскоре капитаном сборной стала Амели Моресмо, которая провозгласила возвращение Бартоли в сборную своей целью №1, и уже в этом сезоне Марион наконец выступила под национальным флагом. Другое дело – теперь это все уже неважно.

Бартоли гений

Как-то давно в разговоре с журналистами Марион обмолвилась, что тест на уровень интеллекта, который она прошла еще в детстве, дал очень высокий результат – IQ 175. Это выше, чем у Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса (по 160) и Софьи Ковалевской (170). Разумеется, такое откровение в теннисном мире стало хитом, а Марион сразу с известной долей иронии прозвали Гением (считается, что коэффициент выше 145-ти – показатель гениальности). Впрочем, совершенно не нужно вникать в тонкости измерения интеллекта, чтобы распознать в Бартоли приличного человека. В своих словах она всегда вдумчива, открыта и корректна, а после выхода в финал «Уимблдон» на вопрос «как вы себя чувствуете?» ответила:

«Я хочу еще раз поздравить свою соперницу, потому что она провела великолепный турнир, и она большая молодец. Я обняла ее после матча, потому что очень тяжело выйти на полуфинал «Большого шлема» с травмой, но она все равно справилась и достойна огромного уважения».

После чего в эфире ESPN эффектно осадила ведущих, невозмутимо продолжив последовательность Фибоначчи.

Ничто девичье Бартоли не чуждо

Хобби Марион – рисование. Поклонники не раз просили ее показать свои работы, и недавно она это сделала:

 

Еще Марион признается в своей слабости к высоким каблукам, но об этом и так было нетрудно догадаться по убийственным лубутенам, в которых она прошлой осенью засветилась на итоговом турнире WTA в Стамбуле, а в прошлом месяце – на балу чемпионов «Уимблдона».

BBC пришлось извиняться за слова своего комментатора о Бартоли

Во время репортажа с уимблдонского финала комментатор ВВС Джон Инверсдэйл, наблюдая за триумфальными объятиями Бартоли с отцом, сказал:

«Как вы думаете, доктор Вальтер говорил своей маленькой дочери: «Слушай, тебе никогда не быть красоткой, ты не Шарапова, так что тебе нужно быть цепкой и упорной»?»

Дальше ведущий подчеркнул, что «Бартоли потрясающий образец для подражания для всех, кто не является спортсменом от природы», но это тоже не очень-то было похоже на комплимент и вызвало возмущение многих слушателей. В итоге корпорация выпустила официальное заявление, в котором извинилась за некорректные высказывания Инверсдэйла. Марион, впрочем, как умная девочка не огорчилась:

«Ей-богу, мне все равно. Да, я не блондинка. Это факт. Мечтала ли я когда-нибудь о карьере модели? Нет. Уж извините. Мечтала ли я о победе на «Уимблдоне»? Да, всегда. Теперь я всю жизнь смогу смотреть на фотографию себя с чемпионским трофеем. И это для меня самое важное».

Доктор Вальтер прокомментировал ситуацию с еще большим достоинством:

«Я не зол на Инвердейла. У меня шикарная дочь. Я понятия не имею, о чем говорил этот человек».

Бартоли чемпионка «Уимблдона»

В теннисе нет испытания тяжелее, чем турниры «Большого шлема», и достижения значимее, чем победа на таком турнире. Именно поэтому выигрывают их чаще всего одни и те же люди – лучшие из лучших. Иногда – очень редко – случаются катаклизмы, и «Шлем» падает на какую-нибудь шальную (чтобы не сказать случайную) голову – как это было с Гастоном Гаудио на «Ролан Гаррос»-2004. А еще бывает – тоже нечасто – что мэйджор-титул достается тому, кто долго терпел и дождался своего шанса. Марион Бартоли выиграла свой «Уимблдон» именно так – до поры до времени просто делала свое дело, а потом с умом распорядилась возможностью, которая перед ней открылась.

Триумф Бартоли – это очень жизнеутверждающая и поучительная история о трудолюбии и скромности. Девочка решила стать спортсменкой, потому что хотела доказать, что может не только учиться. Она тренировалась не в академии у именитого тренера, а с папой-самоучкой. Уже став игроком мирового класса, она долго не имела одежного спонсора, потому что слишком самобытна, чтобы пользоваться коммерческим успехом. Она сыграла почти полсотни «Шлемов», лишь однажды залетев в финал, – казалось, по счастливой случайности. А потом она выиграла самый великий турнир на свете, и пусть на один день, но побывала главной теннисисткой мира. Разве это не вдохновляет.

Повезло ли Марион Бартоли выиграть «Уимблдон»? Еще как. Но ведь история от этого только лучше.

Сегодня Бартоли внезапно завершила карьеру

После уимблдонского триумфа Бартоли не играла месяц – отдыхала, развлекалась с футбольным «Марселем» и залечивала травмы. На прошлой неделе она возобновила выступления – на престижном турнире в Торонто один матч выиграла, а со второго снялась из-за повреждения пресса. Обычное дело. Между делом Марион рассказывала, что не хочет останавливаться на уимблдонском триумфе, усердно готовится к US Open и знает: ее место – на корте. Тем более шокирующим стало сегодняшнее объявление о немедленном завершении карьеры, которое она сделала после поражения на турнире в Цинциннати.

Свое решение Бартоли объяснила нескончаемыми болячками и тем, что «организм отказал», но вопросов все равно осталось больше, чем ответов. Изумленный теннисный мир еще не может поверить, что это действительно произошло, но в одном сходятся все: удивительная девушка Марион Бартоли всегда верна себе и все делает по-своему.

Фото: REUTERS/Thomas Lovelock/AELTC/Pool; Fotobank/Getty Images/Ronald Martinez