10 мин.

Уходящая натура. Фабио Каннаваро

Одно из вольных толкований известной фразы сэра Исаака Ньютона звучит так: «Я вижу дальше других потому, что стою на плечах гигантов». Для Фабио Каннаваро такими гигантами были выдающиеся итальянские защитники Джачинто Факкетти, Армандо Пикки, Гаэтано Ширеа, Франко Барези, Паоло Мальдини. В какой еще футбольной цивилизации столько гениальных произведений посвящено защитнику? Какая еще футбольная культура могла достичь расцвета, поколениями оттачивая искусство обороны и поставив защитника в центр своей вселенной? Не будь за Каннаваро этой школы с ее многолетними традициями, не было бы и его во всем сиянии, которое особенно врезалось в память во время немецкого чемпионата мира.

В век золотых тельцов атаки Италия на ЧМ-2006 осталась верной себе и показала, что игра в защите может быть доведена до уровня завораживающего искусства. Естественный талант Каннаваро, помноженный на учения старейшин и неисчерпаемые лидерские качества, стал идеальным инструментом для воплощения самых грандиозных идей кальчо. В момент пиковой нагрузки на команду — серии пенальти с французами — капитан Каннаваро со скрещенными на груди руками один оставался центром уверенности, вокруг которого на нервах крутились измученные ожиданием партнеры.

Несмотря на невысокий рост (176 см), Каннаваро всегда казался больше: античный торс, грудь колесом, высоко поднятая голова. На поле в нем как будто распрямлялась мощная пружина, позволявшая бегать быстрее, прыгать выше, сражаться сильнее. И венчала это совершенство неизменно светлая улыбка.

Единственное, в чем потомкам не стоит равняться на Каннаваро, — выбор момента для прощания с искусством. Оторвавшись от традиций, мастер потерял себя. Сначала он изменил кальчо с чуждой культурой, затем, уже стареющий, на родине попался в плен иллюзий, а после удалился в футбольную пустыню. Волшебство исчезло из его творений, и они превратились в ремесло, увы, не только доступное любому, но и порой вызывавшее неудобное чувство — не так ему надо было уходить, не так. Время оказалось к нему безжалостным, как и недавние поклонники. К счастью, наша память добрее нас относится к прошлому, и в ней Каннаваро навсегда останется гигантом, который теперь, как и его предшественники, станет одним из архетипов кальчо, вдохновляя на создание шедевров новые поколения. А пока о нем просто поют песни.

Что нужно помнить

Семь сезонов в «Парме»

Так получилось, что в этот клуб Каннаваро попал из-за финансовых проблем своего родного во всех смыслах «Наполи», и из-за них же покинул обанкротившееся пармезанское чудо, но со слезами на глазах и одним из последних. При Каннаваро «Парма» блестяще продолжила свой короткий, но поразительный взлет 90-х и уверенно оставалась в числе лучших итальянских команд. Там сформировалась блестящая связка Лилиана Тюрама, Джанлуиджи Буффона и Канны, которая в полном составе позже собралась в Турине. В «Парме» Канна оформился в мощного современного защитника, — стал таким, каким его знает весь мир, — и в ней же вырос до основы национальной сборной Италии.

Два сезона в «Ювентусе»

Жаждавший побед Каннаваро в 2004 году наконец попал в нужное место и в нужное время. Можно по-разному относиться к его игре за предыдущий клуб, «Интер», и к последующему нежеланию спускаться в серию В с «Ювентусом», но насколько беднее сейчас выглядела бы история Канны, не взойди он на самый высокий клубный уровень и не выиграй скудетто, положенное каждому выдающемуся футболисту. Туринские годы в окружении, пожалуй, сильнейшей обороны в мире, — самые зрелые и сочные в жизни Каннаваро, его клубная вершина.

ЧМ-2006

Чемпионат мира стал расцветом карьеры Каннаваро, а все предыдущие годы словно были лишь подготовкой к этому кульминационному событию. После ничейной игры с США капитан призвал вернуться к итальянскому футболу — «ведь именно в нем наша сила». Чем ближе был главный матч, тем увереннее смотрелся Каннаваро: в полуфинале он начал вторую голевую атаку, а в финале играл не только за себя, но и за всех партнеров по обороне. Немецкий символ неминуемой, непреодолимой преграды — Берлинская стена — идеально подошел тогда для описания роли Канны и эмоций, которые он вызывал у соперника. На том турнире итальянцам с игры не смог забить никто: «скуадра» пропустила всего два мяча — автогол Кристиана Дзаккардо в группе и пенальти Зинедина Зидана в финале. Безусловно, никто кроме Италии не мог показать эту забытую грань футбола: защитник (Каннаваро) как стилеобразующий игрок чемпионов мира. Символично, что точку в своей прекрасной истории Канна поставил именно в юбилейную пятую годовщину победы на чемпионате мира.

«Золотой мяч» и звание лучшего игрока мира по версии ФИФА

Высший класс, показанный Каннаваро в Германии, настолько поразил футбольное общество, что всего в третий раз в истории «Золотого мяча» и впервые для ФИФА эти ежегодные титулы были пожалованы защитнику. Ныне слившиеся воедино и тут же подмочившие свою репутацию награды в тот год показали, что и во времена поп-искусства люди способны увидеть подлинный шедевр.

Два чемпионских титула с «Реалом»

В 2006-м из-за кальчополи туринцы вынужденно распродавали ведущих игроков, и Каннаваро уехал в Испанию, чтобы не усиливать будущих конкурентов «Юве» в серии А. Первый год у него получился скомканным: физическая и моральная усталость после чемпионата мира, непривычно атакующая манера игры, перелопаченный состав во главе с новым тренером. Вопреки всему Фабио Капелло сходу удалось вытянуть «Реал» на итоговое первое место, а Каннаваро, придя в себя на следующий год, затем еще раз выиграл примеру. Конец снова получился смазанным, но из Мадрида его провожали песнями, любовными баннерами на итальянском и настоящей овацией.

Два рекорда в национальной сборной

Каннаваро, выступая в «скуадре адзурре» с 1997-го по 2010-й, задал высоченную планку, взять которую вряд ли смогут в ближайший десяток лет: 79 матчей в статусе капитана. Футболиста с таким авторитетом и харизмой сейчас в Италии нет ни среди «стариков», ни в рядах молодежи. Канна стал рекордсменом и по другому показателю: 139 игр в сборной. Добраться до этой, на первый взгляд нереальной, цифры по силам лишь Джанлуиджи Буффону, да и то при удачном стечении обстоятельств.

О чем можно забыть

Финал Евро-2000

Каннаваро впоследствии не раз признавался, что этот матч — его худшее воспоминание за всю карьеру. Италия была не так сильна и сфокусирована, как на победном ЧМ-2006, но добралась до финала тоже благодаря своим историческим корням: игре в обороне и надежде на творчество игрока уникального амплуа и названия — фантазисты, — которым был молодой и горячий Франческо Тотти. Роковой пас на ход Сильвену Вильтору сделал именно Каннаваро, когда толком не дотянулся до мяча, пытаясь прервать навес. Вся команда Италии уже была охвачена предпраздничными эмоциями, а спустя мгновение их сменило безнадежное выражение на лице Франческо Тольдо, через плечо глядевшего, как мяч катится в сетку.

Два сезона в «Интере»

Болельщики «Интера» до сих пор припоминают Каннаваро неважную игру, истолковывая и ее, и частые травмы как намеренный отказ от команды и демонстрацию намерения перебраться в «Ювентус». И хоть сам Канна тепло отзывается даже об этом этапе своей карьеры, от него можно и нужно было требовать большего.

Инъекция неотона

В 1999 году перед московским финалом Кубка УЕФА Каннаваро красовался на видеозаписи, на которой ему делают укол неотона — препарата на основе гормона кортизона, способного ускорить восстановление мышц. Когда в апреле 2005 года ролик под драматическую музыку прокрутили на телеканале РАИ-2, Каннаваро объяснил, что лечился от укуса пчелы и признал, что не стоило делать запись и слишком раскованно вести себя на ней. В СМИ пошли дебаты о нарушении права на частную жизнь и даже Радио Ватикана осудило журналиста, пустившего видео на публику. Но осадок остался.

Возвращение в «Ювентус»

Отработав контракт с «Реалом», Каннаваро хотел вернуться в Неаполь, но предложений оттуда не было, и он рискнул податься в «Ювентус» под начало своего кумира, бывшего партнера по «Наполи» и учителя Чиро Феррары. Клуб неплохо держался до поздней осени, но потом пошел вразнос, а Каннаваро как самый опытный и не меньше остальных ошибавшийся игрок стал в глазах многих журналистов и болельщиков печальным символом рухнувших надежд увязнувшей в кризисе команды.

ЧМ-2010

Марчело Липпи взял в ЮАР слишком много футболистов из павшего в тот сезон «Ювентуса» и слишком многое пытался выстроить вокруг них. Каннаваро и в сборной стал козлом отпущения, правда, на этот раз ошибки были посерьезнее. Из-за его грехов итальянцы пропустили легкие голы от парагвайцев и новозеландцев, а игра Фабио в целом была неуверенной даже на фоне всей неудачной сборной. Однако не существует лишь белого и черного: Канна с 88% стал на групповом этапе лучшим по отборам среди всех игроков турнира.

Обстоятельства ухода из футбола

Наблюдать за увяданием всегда трудно: Каннаваро, возможно, к лучшему, уехал доигрывать подальше от придирчивых глаз — в арабский «Аль-Ахли», с которым подписал двухлетний контракт. Но и там спокойно завершить карьеру не удалось: на пробежке во время отпуска заныло больное колено — Канна сразу понял, что на этом все закончилось.

Слова

«Фабио Каннаваро — великий футболист, но в первую очередь — великий человек. У него была потрясающая карьера», — Марчелло Липпи.

«Браво. Продолжай так и дальше. Хорошо», — Диего Марадона, партнер Каннаваро по «Наполи».

«Он парень серьезный, он один из тех, кто создает благоприятный климат в коллективе», — Павел Недвед.

«Фабио Каннаваро заслужил Золотой мяч по праву», — Джанлуиджи Буффон.

«Когда играет Каннаваро, к воротам бывает очень трудно пробиться», — Роналдо

«Я очень близок с Фабио по личным и профессиональным причинам. Он был потрясающим партнером по команде, а иногда — и потрясающим оппонентом. Он был моим капитаном в сборной, а я — его капитаном в «Ювентусе». Какова пара! Спасибо, Фабио. Все, кто любит этот вид спорта, должны встать и поаплодировать тебе, как и в ту ночь пять лет назад», — Алессандро Дель Пьеро.

Автопортрет

«В детстве мне говорили, что я слишком щуплый для игры в футбол, но я всегда делал по-своему».

«Я ощущаю себя типичным неаполитанцем, ведь мне нравится наслаждаться жизнью. В нашем городе есть множество проблем, но отношение к жизни все равно радостное, мы стараемся каждый день жить по максимуму, с улыбкой на лице».

«Одних друзей больше нет с нами, другие увлеклись наркотиками или криминалом. Я тоже мог выбрать эту дорожку, но меня поддерживала семья с крепкими ценностями».

«Мы играли среди куч мусора, на кривом поле, где мяч все время куда-то скатывался».

«Судя по тамошней атмосфере, абсолютно ясно, что люди хотят чего-то очень быстро. Ты идешь по городу [Мадриду], и к тебе подходят и говорят «Выиграйте что-нибудь важное»

«Мне грустно завершать карьеру, но я ни на что не жалуюсь: в спорте я добился всего».

«Футбол неблагодарен. Пока все идет хорошо, ты — любимец и лидер. А потом становишься ненужным».

«Наш футбол сейчас отстает в развитии, но я горжусь тем, что я итальянец. Ведь несмотря ни на что, мы никогда не сдаемся, выигрываем Лигу чемпионов, выигрываем чемпионат мира. Франческа Скьявоне выиграла Ролан Гаррос [в 2010-м]... И мое сердце наполняется радостью».

«Этот фонд [Каннаваро-Феррары] был создан, чтобы помочь Неаполю, городу, в котором я родился. Мы почувствовали, что должны помочь нуждающимся людям в нашем родном городе».

«Я не видел, кого переиграл, но мяч все-таки выбил!»

«Футбол — моя жизнь».

ВИДЕО

Стоп-кадр

Фото: /Dylan Martinez