6 мин.

Секир-башка

На самом деле масштабная операция должна была начаться не в воскресенье, а в понедельник – но, как обычно и бывает в стране с крепкими дружескими узами, информацию о надвигающихся арестах подозреваемым кто-то слил заранее. Полиции пришлось срочно менять планы и портить людям возможно последний их спокойный выходной в ближайшие месяцы и годы.

Обыски прошли в офисах клубов и частных домах. Число задержанных уже подобралось то ли к шестидесяти, то ли к восьмидесяти, а в планах полиции, по сообщениям турецких газет, не менее полутора сотен человек. Среди тех, кто уже доставлен в следственный изолятор, – клубные функционеры от мала до велика, тренеры, игроки и даже журналисты.

В центре скандала оказался новоиспеченный чемпион страны «Фенербахче», который чуть больше месяца назад обошел «Трабзонспор», набрав с ним равное количество очков по ходу сезона и опередив по результатам личных встреч. Подозрение правоохранительных органов вызвали сразу несколько матчей в концовке сезона, в которых решалась судьба стамбульского клуба. В их числе последняя игра чемпионата против «Сивасспора», выигранная со счетом 4:3 и приведшая на допрос вратаря проигравшей команды. Полный же список подозрительных игр на данный момент включает уже двадцать матчей: шестнадцать в высшем дивизионе и четыре в первом.

Самым видным (и, возможно, главным) лицом среди задержанных стал ни много ни мало сам президент «Фенербахче» Азиз Йылдырым. Как и полагается персонажу такого ранга, Йылдырым богат, известен и влиятелен. Чтобы стало понятнее, каково арестовать такую персону теплым воскресным утром, представьте на его месте, скажем, Евгения Гинера (тем более что оба они зарабатывают на свой клуб строительным бизнесом).

Невзирая на авторитет Йылдырыма следствие, кажется, не намерено делать ему никаких поблажек. После первых допросов президент «Фенера» решил сослаться на плохое здоровье – мол, шестьдесят лет, нервная работа и сахарный диабет дают о себе знать – но добился лишь права посетить медицинский центр, после чего вернулся за решетку. Сам клуб попытался добиться судебного запрета на освещение всей этой истории в СМИ, но получил отказ.

Одновременно с Йылдырымом в камерах предварительного следствия оказались вице-президент и финансовый менеджер «Фенера» и представители других клубов: президенты «Сивасспора» и «Гиресунспора», экс-президент «Диярбакырспора», спортивный директор «Эскишехирспора» и известный футболист Юмит Каран, игроки сборной Серджан Джалик и Сердар Кулбилге. Обыски прошли в штаб-квартирах всех упомянутых клубов, а таже «Бешикташа», «Трабзонспора» и даже в офисе Турецкой федерации футбола. Предполагается, что разветвленный синдикат не слишком порядочных функционеров, в который входила как минимум часть подозреваемых, занимался организацией договорных матчей на всех уровнях, от высшего до низшего. По утверждениям полицейских, в их распоряжении есть даже фото и видео, фиксирующие чуть ли не личную передачу из рук в руки денег за купленный матч.

Аресту подверглись даже два новичка «Фенербахче», еще не успевшие провести за клуб ни одного матча, – нигерийский нападающий Эмануэль Эменике и полузащитник Сезер Озтюрк. Ситуацию с Эменике тоже проще объяснить на примере: представьте себе, что в одном из последних матчей чемпионата Ласина Траоре не попадает даже в заявку «Кубани» на матч против борющегося за чемпионство «Рубина» – якобы из-за травмы. Игру казанцы выигрывают, доктор и одноклубники Траоре в один голос заявляют, что никакого повреждения не было, а сам Ласина по окончании сезона незамедлительно переходит... в тот самый «Рубин».

На самом деле, существование в чемпионате Турции договорных матчей в глазах тамошних болельщиков уже давно стало фактом столь же самоочевидным, как и наличие договорняков в российской премьер-лиге для отечественного зрителя. В местном футболе есть что делить и что отмывать: в прошлом году клубы местной Big Four (три стамбульских команды и «Трабзонспор») только официально заработали около 250 млн евро. При этом степень прозрачности футбольного бизнеса гораздо ниже, чем уровень доходов, – вот вам и питательная среда для махинаций.

До сих пор борьба с футбольной коррупцией велась все больше на словах, поэтому уверенности в том, что нынешний скандал приведет к каким-то радикально новым последствиям, нет ни у кого. Тем не менее, на этот раз все выглядит уж очень внушительно и судить о том, чем все закончится, по прошлому опыту вряд ли стоит. Шутка ли сказать, формулировка предъявленного полицией обвинения звучит как «создание, управление и участие в вооруженной (!) организованной преступной группе». Дело получается вполне уголовное, ведет его не футбольная федерация, а самый настоящий турецкий ОБЭП – и все это значит, что те, кого признает виновными суд, простым порицанием и даже дисциплинарным взысканием не отделаются.

Здесь самое время объяснить, откуда такая строгость. Дело в том, что Турецкая футбольная федерация, устав от регулярных фанатских бесчинств, еще осенью решила пойти по пути закручивания гаек и обратилась к парламенту страны с просьбой выделить ей для этих целей соответствующий гаечный ключ. Результат в виде закона «О предотвращении насилия и беспорядков на спортивных мероприятиях» появился уже в апреле и оказался очень даже впечатляющим: шесть лет тюрьмы за порчу имущества стадиона, два года за расистские и просто оскорбительные кричалки, год за попытку пронести на стадион оружие или фейерверк. Кроме того, билеты стали электронными, и их теперь нельзя купить без паспорта, а нарушителям порядка придется как минимум год смотреть матчи любимого клуба где угодно, кроме стадиона.

Однако самое интересное в новом законе для нашей истории – это наказания, предусмотренные для коррупционеров и их «клиентов». За попытку подкупа своего – или хотя бы даже стимулирования чужого – соперника дающему грозит реальный тюремный срок от пяти до двенадцати лет. Судя по всему, именно с этой частью закона сейчас интенсивно знакомится большинство задержанных и те, у кого есть основания среди них оказаться.

Наказаны могут быть не только отдельные лица, но и клубы – начиная, естественно, с «Фенербахче». Если вина их боссов будет доказана, «канарейки» могут лишиться чемпионского титула и места в Лиге чемпионов, недосчитаться очков в следующем сезоне и даже отправиться дивизионом ниже. В таком случае золотые медали достанутся «Трабзонспору», а вторая путевка в ЛЧ – «зеленым крокодилам» из Бурсы. Чтобы представить себе такую картину, нужна изрядная доля фантазии и антипатии к желто-фиолетовым, и пока что лучше всего это получается у болельщиков двух других стамбульских клубов – «Галатасарая» и «Бешикташа». Неясность со статусом «Фенербахче» может еще и на месяц-другой отложить начало следующего сезона, намеченное на август.

С другой стороны, в турецких властных кругах, включая футбольные, действующие лица порой так плотно и причудливо завязаны друг с другом, что предсказать, по какой логике они будут действовать в итоге, совсем непросто. Прокурор, начинавший раскручивать нынешнее дело, был запечатлен в одном из питейных заведений в дружеской компании Азиза Йылдырыма и выступающего за «Фенер» Эмре Белезоглу. Прокурор, сменивший его на этом посту, – болельщик со стажем и член конгресса спортивного общества «Фенербахче». Где здесь сама конфета, а где фантик, никому доподлинно неизвестно. Ясно лишь, что Йылдырым, если ему придется тонуть, с легкостью потащит за собой на дно десятки больших людей.

При всем этом стоит учитывать, что хотя операций такого масштаба в турецком футболе еще не случалось, это все же не первый твердый шаг местных властей в борьбе с коррупцией. Буквально за месяц до нынешней облавы здесь завершилось другое громкое дело, по итогам которого семнадцать матчей, сыгранных в период с 2008 по 2010 год, официально признаны договорными, одиннадцать человек отлучены от футбола пожизненно, а еще двадцать три – на сроки от полугода до трех лет. Поводом для него послужило нашумевшее немецкое расследование, выявившее около двухсот договорных матчей в девяти странах Европы, в числе которых оказалась и Турция. На фоне нового дела старое вполне может не впечатлить – вела его не полиция, а дисциплинарный комитет федерации, и персонажей равных президенту «Фенербахче» там не было. Тем не менее, некоторым странам даже о таких «полумерах» в борьбе с футбольной коррупцией остается пока лишь мечтать.