4 мин.

#всенаматч или почему МатчТВ очень хороший канал

матч

 

Все нещадно критикуют МатчТВ. Логотип – отвратительный. Сетка вещания – слишком неспортивная. Студии - простоваты. Ведущие и комментаторы – какой-то безвкусный капустник. Тина Канделаки – её удел СТС. И так далее. Складывается впечатление, что все вокруг считают МатчТВ – плохим телеканалом. Но это не так. МатчТВ – очень хороший спортивный канал. Есть только одна проблема: МатчТВ – хороший телеканал, но только как телеканал начала нулевых.

Серьезно, я бы с большим удовольствием посмотрел ЧМ-2002 в Южной Корее и Японии на МатчТВ. Динамичный логотип, яркие студии с послематчевыми обзорами – все это так контрастирует с серостью телевидения девяностых. Тогда не было такой хорошей графики, никаких хайлайтов и прочих эффектов. Зато теперь: прямые включения из студии и комментаторы у бровки. Почти полный эффект погружения. Это была бы просто бомба. А как бы круто смотрелись эти «парфеновские» высокие стулья в кадре и раскрепощенные ведущие, готовые в любой момент выдать остроту. Мечта, а не показ. А эти межвыпускные ролики? Камера на человеке, камера на мяче и даже на шесте Исынбаевой!!! Просто сказка. А саундтрек? Какая модная электронная музыка.

Шутки, шутками, но в сухом остатке получаем, что МатчТВ – это тупо несовременный телеканал. Ведь, что такое современное спортивное телевидение – это то телевидение, которое понимает, что её зритель: а) в любой момент отвлечется в Интернет и узнает о происходящем на экране в разы больше, чем любое телевидение может физически предложить, если только не начнет стримить одновременно окно браузера и еще три окна прямых трансляций; б) он, в принципе, включил ТВ-трансляцию только потому, что там что-то идет вживую, а ему лень искать ссылки в сети; в) он пишет по 20 комментариев о событиях спорта в день и читает с десяток новостных спортивных лент. И так далее.

Зритель стал другим. Никто больше не заглядывает в программу, чтобы отметить для себя ручкой, что в эту субботу в 18.00 нужно сесть напротив голубого экрана и посмотреть центральный матч тура: Спартак – Динамо. Сейчас накачка про этот матч идет повсеместно и только самый безразличный к спорту зритель способен пропустить мимо себя информационную атаку десятка спортивных изданий со всеми их приложениями. А еще есть сотня пабликов в социальных сетях, которые репостит вся френдлента. Такова теперь реальность. Спорт – всюду. И в этом «всюду» – телевидение с его архаичной сеткой вещания и скупой информационной вариативностью плетутся где-то в хвосте поезда. Сейчас притянуть зрителя к экрану может только что-то невообразимо крутое. То, что он не получит больше нигде. В случае спорта – это вроде бы очевидно: живые трансляции. Но и их мало. Нужен крутой показ, желательно в hd. Комментаторы, которых не хочется «замьютить». Аналитика, от которой не хочется уснуть. Все это вместе еще может заставить современного зрителя сказать: окей, закрываю сопкаст или браузерный лайфстрим, выхожу из всех чатов и переписок, и иду смотреть МатчТВ, чтобы потом обсудить этот самый МатчТВ.

По сути, МатчТВ – это ведь еще первый в России полноценный канал с постоянной обратной реакцией зрителя. Его зритель чутко реагирует на любое изменение контента и перераспределения в сетке вещания. Перенос матча на тридцать минут, наслойка трансляций с отменой запланированного показа и тому подобное. Это все не привычно и сложно. Это совсем не похоже на наше телевидение с его неповоротливым монолитом вещания. МатчТВ должен следовать за своей аудиторией не сезонными блоками, а обязан быть гибким «здесь и сейчас». Чуть промедлил и все: аудитория ушла в Интернет и оставила там черную метку. Нельзя будет запустить через неделю более удачную прямую трансляцию, чтобы вернуть кредит доверия аудитории. Следующий финал Кубка Федерации будет только через год и не факт, что в нем будет сборная России.

МатчТВ достался в «целевую аудиторию» самый сложный зритель из всех возможных в этой стране. Он с одной стороны все еще внутри старомодного телевидения федеральных каналов и еще хочется заманить привычными для нашего ТВ форматами, но с другой стороны, этот зритель уже немного современен и понятия «on-demand» для него уже почти родные. Ведь что делает современный пользователь Интернета и по совместительству зритель ТВ, когда, скажем, вечер субботы ему нужно провести на дне рождении друга, а его любимое танцевальное шоу начнется в 21.30? Правильно, он скачает дальневосточную трансляцию и со спокойной душой отправиться веселиться. Ему так удобней. У него гаджеты в руках давно бывают чаще чем пульт.

Это должна быть отправной точкой для современного спортивного ТВ: Интернет важней телевидения. Суммарная аудитория трех ведущих спортивных интернет-изданий куда выше любой даже самой топовой ТВ-трансляции. Мнения топ-блоггеров куда важней мнений, звучащих в ТВ-программах. Нет смысла заигрывать с аудиторией, не предлагая ей игру на её территории. Интернет сайт с прямыми трансляциями имел бы больший успех, чем вся эта архаичная махина. Потому что аудитория давно там, в сети, и её можно только на время выманить к себе на просмотр рекламного блока.

Поэтому, без удобного кроссплатформенного вещания в hd; без четкой спортивной направленности, в которой не будет чувствоваться, что ведущий вот-вот готов взорвать хлопушку конфетти; без толкового выхода в интернет блог-сферу; без современного актуального минимализма в дизайне – не выйдет стать чем-то большим, чем единственный спортивный телеканал на бесплатной кнопке. То есть не выйдет быть чем-то, что не захочется переключить, имея на то конкурентную возможность.