9 мин.

Хана Машкова: свет далекой звезды. Часть III. Вхождение в элиту.

Сезон 1966/67 гг. начался с традиционного международного турнира «Пражские коньки», на котором Хана одержала очередную победу. Она выступила замечательно, не оставив своим соперницам ни малейшего шанса обойти ее.

Хана

1966 год

Вот что писалось о ее программе того сезона в газете «Советский спорт»: «В нынешнем сезоне Хана катается под старую музыку (снова румынский композитор Энеску), но это не слабость, а, скорее, преимущество. Уже в прошлом году ее музыка имела большой успех, а сейчас она буквально вошла в кровь, помогая Хане добиться большей слитности в исполнении программы. Исполнение всех элементов доведено до автоматизма, но это не бездушная автоматика, а катание одухотворенного, вдумчивого человека».

Хана

"Пражские коньки", 1966 год

Надо сказать, что за все те годы, что Хана выступала на высшем уровне (с 1965 по 1969), это был единственный раз, когда она оставила в новом сезоне старую программу. А ведь в то время обычной практикой как раз было исполнять свои программы по 2-3 сезона, и ее основные соперницы так и поступали: Пегги Флеминг, с небольшими изменениями,  катала свою программу в 1965- 1966 гг., а потом вернулась к ней в 1968 г., а Габи Зейферт выступала с одной программой с 1968 по 1970 гг. Возможно, в этом сказывалась постоянное стремление Ханы к новому и отторжение от рутины, неизбежной при повторении одного и того же, хотя бы и с целью придать ему особый блеск – подход, в котором можно усмотреть как сильные, так и слабые стороны.

Хана

С Габи Зейферт во время показательных выступлений соревнований "Пражские коньки" 1966 года

В январе 1967 года Хана в третий раз стала чемпионкой страны. Чехословацкая пресса писала о ней в восторженных тонах, и от нее не без основания ожидали прорыва на самых крупных соревнованиях сезона.

Хана

Чемпионат ЧССР 1967 года. Богунка и Ян Шрамковы, Хана Машкова, Ондрей Непела, Итка Бабицка и Яромир Голан

Первым таким стартом стал для Машковой чемпионат Европы в югославской Любляне.

Результаты обязательной программы показали, что прогресс, достигнутый за год в вычерчивании фигур «школы», все же не слишком впечатляющ: Машкова оказалась третьей вслед за Габи Зейферт и англичанкой Салли Энн Стэплфорд, у которой как раз со «школой» все всегда было в порядке. Однако произвольная программа расставила все по своим местам.

Хана

ЧЕ 1967 года

Вот что писалось о  том выступлении Ханы в репортаже газеты «Советский спорт»: «Последней на чемпионате выступала Хана Машкова. И заключительный аккорд был прекрасен: двойные тулупы, флипы, лутцы, сальховы, прыжки в либелу, шпагаты, аксели в 2,5 оборота, великолепные  вращения... Все это исполнялось на огромной скорости, причем задор, веселость и одновременно лиричность доставляли высокое эстетическое наслаждение. Оценки Машковой от 5,7 до 5,9, но догнать Зейферт она не смогла».

Хана была удостоена серебряной медали – слишком большим оказалось отставание в «школе», – но это «серебро» было с золотым отливом.

Хана

"Машкова - лучшая, Зейферт - чемпионка, Алмаши - лишь их ассистентка" (подпись под этим снимком из словацкого журнала "Штарт" за февраль 1967 года

Успех воодушевил 17-летнюю фигуристку, и на чемпионат мира в Вену она приехала, полная решимости побороться за место на пьедестале. Однако «школа» оказалась для Ханы очередным камнем преткновения: по результатам обязательной программы она оказалась лишь 4-й вслед за Пегги Флеминг, канадкой Валери Джонс и Габи Зейферт.

Хана

ЧМ 1967 года, г.Вена (Австрия)

Было от чего прийти в уныние, тем более, что тот чемпионат был последним в истории, проходяшим на открытом катке (именно в ознаменование столетия того венского катка и было там организовано это первенство), и погодные условия соревнований были, мягко говоря, далеки от идеальных, что увеличивало риск падений и ошибок.  Фора же в «школе» была значительной, и для того, чтобы подняться на пьедестал, Хане надо было буквально «прыгнуть выше головы».

Хана

ЧМ 1967 года

Год спустя в статье «Как быть любимой» из газеты «Советский спорт» было упоминание о том ЧМ: «В Вене в 1967 году Зейферт досталась серебряная медаль. Но наибольший восторг венцев вызвало выступление Ханы Машковой. И вовсе не потому, что Зейферт и чемпионка Флеминг не избежали в решающий день падений, а Хана откатала всю программу чисто. Просто венцы расценили выступление Машковой не только как выдающееся событие в ее спортивной карьере, но и как одно из самых ярких событий за последние годы. Недаром Карло Фасси, тренер Флеминг, поспешил заявить: «После ухода с арены Пегги чемпионкой мира станет Хана Машкова».

Хана

ЧМ 1967 года

На том чемпионате мира она впервые поднялась на пьедестал почета, завоевав бронзовую медаль. В Вене Хана предстала в новом облике, который у большинства ее поклонников и останется потом в памяти: к тому чемпионату ей сшили платье из белого кружева, которое подчеркнуло ее стройную фигуру, красиво контрастируя с ее  карими глазами и темно-каштановыми волосами. По этому платью она получила у своих чехословацких поклонников прозвище «снеженка» (с ударением на первом слоге), что по-чешски означает подснежник. Оно произвело должный эффект на публику.

 

Хана

ЧМ 1967 года

«Вспомните, например, белоснежный костюм шестнадцатилетней (Хане было 17 лет. – Л.М.) чехословацкой девушки Ханы Машковой, когда она выступала на чемпионате мира. Благодаря этому смелому по своему колориту платью вся программа Машковой стала олицетворением нежной юности, романтичного полета. Удлиненный рукав платья лишь подчеркнул хрупкость и вместе с тем решительность каждого жеста девушки. Это было находкой», - писал в своей книге «Что идет впереди славы?» журналист Анатолий Шелухин.

http://www.britishpathe.com/video/figure-skating-championships-in-vienna

Это ссылка на видео с ЧМ 1967 года (к сожалению, оно без звука), на котором можно увидеть всех призеров в одиночном катании, как мужчин, так и женщин. Хана катается последней.

В своих произвольных композициях Машкова представала проникновенной исполнительницей, способной выразить в своем катании и радость (правда, не такую безудержную, как у Зейферт), и раздумье, и нежность, и светлую грусть. А в показательных выступлениях она с удовольствием танцевала, например, задорную «Чешскую польку» в красном платьице в горошек и с бантиками в волосах. А иногда выступала в чешском национальном костюме.

Хана

1967 год

Отвечая на пресс-конференции после ЧМ 1967 г. на вопросы журналистов, она сказала: «Говорят о моей принадлежности к какому-то определенному стилю катания. Неправда. В фигурном катании меня привлекает в первую очередь его разнообразие, поэтому я стараюсь быть разносторонней. А в показательных выступлениях, где нередко проявляется собственный вкус, я сторонница экспромта».

Хана

1967 год

По возвращении домой на Хану буквально обрушился вал всенародной любви: почтальоны приносили ей домой сумки, полные писем, девушки хотели походить на нее и делали прически «как у Ханы», молодые люди караулили ее у дома и наперебой пытались за ней ухаживать. Даже выйти на прогулку со своим любимцем, белым пуделем Гипиасом, ей было непросто.

Как признавалась Хана в одном из интервью, она не была готова к такой славе. Если на льду она была абсолютно естественна и раскованна, то вне его – скромна и даже застенчива и очень строго относилась к самой себе. Весь тот образ жизни, который она вела в течение многих лет, обусловленный необходимостью соблюдения строжайшего спортивного режима, практически не оставлял ей свободного времени на какие-то увлечения: книги, изредка походы в кино и театр.

Хана

На танцах. 1967 год

Всего несколько раз в жизни она сходила на танцы, хотя танцевать очень любила и даже брала уроки балета. В документальном фильме чешского ТВ о Хане из цикла «Слава победителям», присланном мне моей чешской подругой, есть любопытные кадры: Хана танцует с молодым человеком. Тот тихонько говорит ей: «Ханочка, твоя мама нас сейчас не слышит. Скажи, у тебя есть парень?» На что Хана отвечает: «Даже если бы кто-нибудь и захотел им стать, у меня совсем нет времени, чтобы ходить на свидания».

Хана

С любимым пуделем Гипи. 1967 год

Ее мать, пани Мария, неусыпно следила за тем, чтобы Хана делала все «на высшем уровне». Она настраивала ее на хорошую учебу, говоря, что главное в жизни – это учеба, которая поможет ей найти свой путь в жизни, даже если с катанием что-то не сложится. Видимо, немногого добившись в жизни сама (пани Мария так и осталась поварихой в детском саду), она хотела воплотить в Хане свои честолюбивые мечты, при этом была готова в любую минуту подставить ей свое плечо, но ее чрезмерная опека для любящей ее, но уже повзрослевшей дочери становилась все более и более тягостной.

Продолжение следует.