10 мин.

Мировая фигурка спасается от пустых трибун с помощью технологий: что напридумывали?

Багрянцева из Гренобля.

Гренобль принял финал международного Гран-при. Уже третий сезон подряд серия прошла без российских фигуристов.

Влияет ли отсутствие наших на популярность фигурки – вопрос, который волнует и ISU. Поэтому союз ищет что-то, что привнесет свежесть и обратит внимание болельщиков на турниры.

Финал во Франции удивил картинкой в телеэфире. Вид ледовой арены отличается от привычного: борты превратились в LED-экран, изменился кисс-энд-край, а у выхода на лед поставили дымовые пушки.

Правда, в ту же трансляцию попали и пустые трибуны – выглядит странно для старта такого уровня.

Майя Багрянцева подметила новые фишки и старые проблемы и даже обсудила их с боссом ISU.

Повсюду экраны, а на чемпионате мира их будет еще больше

Технологические новинки анонсировали еще на летнем Конгрессе ISU. Союз признал, что фигурка теряет интерес спонсоров, и предложил пакет мер по спасению ситуации.

Теперь на больших стартах (как финал Гран-при и чемпионат мира) каток станет огромным интерактивным рекламным носителем.

Привычная реклама на бортах переместилась на LED-панели, которыми они теперь обшиты. В кисс-энд-край тоже появился огромный экран – причем используется все это не только для рекламы.

Генеральный директор ISU Колин Смит объяснил Спортс’’ суть нововведений.

«Наша задача показать спонсорам, что у нас новый крутой рекламный носитель, который мы можем использовать многими способами. Да, для нас это серьезные инвестиции, но это дает большую гибкость и простор фантазии для рекламодателей. Если у крупного концерна несколько брендов, то во время выступления фигуриста из Европы он может рекламировать одну марку, а для японской аудитории – другую».

Пока не очень понятно, можно ли будет выводить на такие экраны логотипы личных спонсоров фигуристов. Но ISU предлагает по максимуму раскручивать самих спортсменов, тогда это станет выгодно и персональным спонсорам.

Смит подтверждает: одна из главных задач ISU – развивать персональный бренд фигуристов. Его логика понятна: чем больше звезд, тем больше денег придет в фигурку. Поэтому на промоушн спортсменов будут работать и экраны, и социальные сети союза.

«Это первый опыт для нас. У нас впервые такое обилие экранов на арене, но пусть вас не смущает, что пока мы их используем немного по старинке. Сейчас во время выступления фигуристов выводим на них рекламу спонсоров: картинка статична и не мешает прокату. На представлении спортсменов на бортах появляются флаг и имя.

Планируем использовать эти экраны и для зрителей – выводя на них развлекательный контент во время перерывов и заливки льда.

Мы продолжим эксперимент с экранами на чемпионате мира в Бостоне – там их будет еще больше, в несколько ярусов. Не факт, что система крепления LED-панелей будет такая же, мы еще решаем этот вопрос. Но они точно станут частью нового визуального образа арены», – говорит Смит.

Ближайшие пару лет ISU планирует экспериментировать с LED-экранами. А потом, возможно, рассмотрит футбольный/хоккейный вариант: когда реклама встраивается в борты виртуально, во время трансляции. В этом случае в разных странах видят разную рекламу: она подстраивается под регион эфира.

Новые экраны – одни из лучших на рынке, такие же используют в теннисе и волейболе. В ISU поясняют, что у них не было выбора: плохое качество LED-панелей давало бы брак в телеэфире.

Одной из главных сложностей было создать единый экран вдоль всего борта. Этого добились, соединив LED-элементы шириной 50 см, что позволило закрыть даже искривленную поверхность по углам.

Панели прикрепили поверх существующих бортов арены. Это съело примерно 20 см поверхности льда вдоль борта, но организаторы не видят в этом проблемы: на катках европейского размера такая потеря незаметна.

Хотя непонятно, могло ли это повлиять, например, на неожиданное падение канадского танцора Поля Пуарье в ритм-танце. По словам фигуриста, он зацепился пяткой за бортик, внезапно оказавшись слишком близко к краю льда. Пуарье в момент падения ехал спиной вперед, поэтому не избежал столкновения.

Но, возможно, дело и не в LED-панелях. Дома в Торонто пара тренируется на катке еще меньшего размера – в Северной Америке ледовые арены на 4 метра уже, чем в Европе.

Сложнее всего было сделать бесшовное соединение LED-панелей для калитки, через которую фигуристы выходят на лед – потому что ее открывают сотни раз за день.

А вот для ворот, через которые на лед выезжает заливочная машина, даже придумали специальную конструкцию. LED-экраны прикреплены не к бортам, а поднимаются и опускаются на специальной внешней платформе.

Сами экраны и система крепления прошли проверку и одобрены медицинской командой ISU. Говорят, что даже если фигурист во время падения отлетит в экран, для него это будет не больнее, чем обычное столкновение с бортиком.

Вопрос, как сильно пострадает сам экран после столкновения с фигуристом, пока открыт. Кстати, все LED-панели застрахованы, поэтому дополнительных расходов такие инциденты не повлекут.

Эффектный выход: дым-машина и прожекторы

Американцам Мэдисон Чок и Эвану Бейтсу интерактивные борты понравились, хотя Мэдисон смеется, что не успела ничего толком рассмотреть – потом расспрашивала партнера, что же там было написано.

Она признается, что им было непривычно выезжать на предстартовую разминку по одному: «Это было похоже на красную дорожку, как будто выходишь на награждение, а не на прокат».

Выход фигуристов на шестиминутную разминку теперь и правда устроен по-новому: раньше на лед выезжала вся группа целиком, дальше шло представление спортсменов. Теперь они выходят по одному/парой – и внимание публики достается каждому.

ISU оборудовало зону выхода на лед большим экраном и занавесом, поэтому появление фигуристов напоминает выход на сцену. Прожектор, дым-машины, большие фото на LED-экранах – такого на международных соревнованиях еще не было.

Британская фигуристка Лайла Фир смеется, что такого эффектного приема не ожидала: «Я подумала, что сейчас еще и фейерверк запустят, так что надо побыстрее выбегать на лед, ха-ха».

Немецкий парник Никита Володин согласен: нововведение удачное.

«Выход и правда необычный. Наверное, в чем-то это похоже на боксерские поединки, там выход спортсмена и вовсе превращен в шоу. Но мне такие фишки нравятся – зрителям это тоже непривычно и интересно. Картинка в эфире получается яркая и запоминающаяся, сразу чувствуешь, что это большие соревнования с серьезным подходом».

По словам Колина Смита, идею взяли из шорт-трека – сейчас именно так там представляют спортсменов в финале.

«Фигурного катания не было бы без спортсменов – их историй, персоналий и характера. Мы привыкли видеть их в прокатах. Но нам хочется показать, с какими эмоциями они выходят на лед – и поприветствовать их целым стадионом. У нас уже есть первые отклики от фигуристов – и они исключительно положительные», – рассказал Смит Спортс’‘.

Обновленная зона ожидания оценок: реклама спонсоров и соцсетей

Кисс-энд-край тоже сильно изменился. Раньше на каждом турнире был свой «задник», на фоне которого сидели фигуристы с тренерами.

Теперь на крупных стартах планируется вот такая интерактивная стена, сделанная из тех же LED-панелей.

Правда, есть жалобы у фотографов: экраны бликуют и создают дополнительные сложности при съемке.

На этот экран выводят логотипы спонсоров (всех сразу), флаг и имена фигуристов. А еще ссылки на их аккаунты в соцсетях – у спортсменов, конечно, предварительно уточняют, не против ли они такой рекламы.

В будущем на экран в КиКе могут выводить названия элементов во время проката, баллы за выступление и другую информацию, которая сейчас недоступна болельщикам на арене – вся инфографика достается телезрителям.

***

Помогут ли эти технологии добиться главного – привести больше зрителей на трибуны и в трансляции? Пока не очень понятно: новая стратегия ISU рассчитана на 6 лет, поэтому итоги подведут после Олимпиады-2030.

В Гренобле со зрителями вышло не очень: в первый день трибуны были едва заполнены наполовину. Это вдвойне обидно, потому что местный каток вмещает меньше 4 тысяч зрителей – и собрать их вполне реально.

Возможно, сказалось отсутствие рекламы – в городе ничего не напоминает о финале Гран-при. А может, повлияло то, что изначально Гренобль на проведение турнира и не претендовал.

Финал достался городу в авральном порядке: Орлеан, которому доверили проведение еще в прошлом году, дважды отказался от турнира. В прошлом сезоне выручил Пекин, но когда весной этого года муниципалитет Орлеана повторно сослался на финансовые проблемы, ISU был очень недоволен.

Турнир даже хотели отдать Милану, которому нужны тестовые соревнования перед Олимпиадой-2026. Но французы финал удержали, быстро предложив Гренобль как альтернативу.

У Гренобля есть серьезный минус – логистика. Добираться сюда из основных французских аэропортов дорого и долго, а местного населения для того, чтобы заполнить даже такую небольшую арену, не хватило.

Организаторы объясняют пустые места на трибуне тем, что в разгар рабочей недели французы не готовы тратить вечер на развлечения. Зато на субботу все билеты проданы, обещают аншлаг.

Билеты не очень дорогие: от 15 евро на балкон до 70 на лучшие места мужской произвольной программы. Тренировки и вовсе обойдутся в символические 5 евро. За право посмотреть на шестерку лучших фигуристов мира в каждом виде – посильные деньги для европейского зрителя.

На трибуны, кстати, можно приходить с алкоголем – как на футбольные матчи. Веселее всего публика с пивом вела себя под мелодии 70-х, во время ритм-танца в пятницу.

Оргкомитет пригласил команду, которая отвечала за развлечение зрителей во время летней Олимпиады в Париже, но в первые дни все ограничилось призывами ведущих хлопать громче и традиционным французским аккордеоном на трибунах.

В субботу обещают больше интерактива со зрителями и «развлечения для всех возрастов».

Колин Смит уверяет: «Цель – полные арены, причем, на всех соревнованиях и каждый день. Нашим турнирам нужен хороший промоушн, и поверьте: мы много над этим работаем».

Мировой фигурке это бы точно не помешало.

Больше о фигурном катании – в телеграм-канале Багрянцевой

Фото: isu.org; Gettyimages.ru/Jurij Kodrun – International Skating Union/International Skating Union via Getty Images