Наши фигуристы-парники умеют экстремальные вещи, но их тормозят правила. Почему?
Революция ультра-си в нашем фигурном катании подобралась к парам: теперь четверные прыжки стоят в заявках не только у мужчин и женщин.
В прошлом сезоне Александра Бойкова и Дмитрий Козловский заходили на выброс в 4 оборота, а теперь на омском этапе Гран-при Юлия Артемьева и Алексей Брюханов показали четверную подкрутку. Бронзовые призеры Игр-2022 Анастасия Мишина и Александр Галлямов не отстают – усложнили каскад и выход с поддержки в произвольной и, судя по интервью, продолжат.
Это уже второй сезон внутри страны, но зрелищность контента только выросла. Разбираемся, зачем наращивать стоимость элементов и насколько оправдана эта смелость на турнирах.
Мишина / Галлямов подняли сложность вслед за главными конкурентами. Погоня за элементами идет даже на внутренних стартах
Мишина и Галлямов выиграли в Омске с комфортным отрывом – 11,31 балла. И это с учетом оплошности в короткой программе. Партнер не попал в толчок при заходе на тройной сальхов и скрутил только один оборот – прыжок обнулили как неразрешенный одинарный. Александр объяснил: просто поторопился.
«После большого перерыва для нас было немного нервно выходить на соревнования, поэтому были допущены некоторые ошибки. Но ничего страшного, это подготовка к нашим основным соревнованиям. Нельзя всегда кататься без ошибок» – пояснила Анастасия.
Зато прокат произвольной близок к идеальному.
Мишина и Галлямов получили баллы выше собственного мирового рекорда – 159,48 (после 157,46 на Евро-2022). Обновили максимум и по первой, и по второй оценкам: большинство GOE в протоколах не ниже тройки, а за все компоненты арбитры почти единодушно поставили 9.5. Однако на домашних стартах такие достижения не фиксируют.
В произвольной Мишина и Галлямов зашли на новый каскад 3 сальхов + 2 аксель + 2 аксель, который на 1,8 балла дороже предыдущего комбо с двумя сальховами. Усложненный каскад они попробовали впервые. В этом сезоне его уже делали главные соперники – Александра Бойкова и Дмитрий Козловский.
У Артемьевой и Брюханова тоже премьера – четверной подкрут в произвольной.
В Омске он не сложился: во время ловли фигуристы не справились с круткой, поборолись за чистый выезд, но партнерша все же упала на лед. Затем просыпался каскад: вместо секвенции из двойного акселя и сальхова у Юлии только сольный дупель.
«Мы обсуждали добавление четверного подкрута еще с июля. Сегодня была хорошая попытка на тренировке, поэтому мы решили рискнуть», – поделился Алексей.
Падение, сорванный каскад и минусовые GOE отняли у них в общей сложности больше десяти баллов, не считая потенциальных надбавок за чистое исполнение. В итоге идущие после короткой программы вторыми Артемьева и Брюханов опустились на третье место, уступив Наталье Хабибуллиной и Илье Княжуку.
Ультра-си в парах появились еще в 80-е, но риск обходится слишком дорого. В этом случае отстранение – драйвер для экспериментов
Усложненный контент российские пары показывали не только в Омске.
В сезоне-2022/23 Бойкова и Козловский попробовали четверной выброс во время шоу «Чемпионы на льду» в Москве. Тогда на выезде партнерша опустилась слишком низко и коснулась льда второй ногой, но на турнирах такой элемент засчитали бы, пусть и с минусовой оценкой за исполнение.
«К сожалению, парное катание становится слишком скучным. Все делают один контент. Что самое страшное, уже на протяжении 20 лет», – рассказывали они тогда, объясняя изменения.
На самом деле изменения начались давно, но выбор элементов особенно расширился, когда уравняли ценность каскадов и секвенций в сезоне-2022/23. Дуэты освоили новые комбинации, затем сольные прыжки. Год без международных стартов и напряженной борьбы за путевки в этом смысле, вероятно, лучшее время для проб и ошибок.
Весной 2023-го Мишина и Галлямов зашли в финале Гран-при России на тройной лутц (впервые, с падением). Этот же прыжок делают Хабибуллина и Княжук, причем миксуют его с тройным сальховом или двумя двойными акселями. Процент чистых каскадов невысокий – 20-40, но пара от идеи не отказывается. Сольный прыжок выходит чисто более чем в половине случаев.
Лутц заявляют также Алена Косторная и Георгий Куница. Кроме того, они делают каскад из тройного флипа и тулупа. А Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин сольный тройной флип вставляли в программы с 2018-го. Теперь Денис с новой партнершей Таисией Собининой готовит четверной выброс.
Вместе с тем все эти фигуристы стремятся к балансу в прокате и уровню на вращениях, поддержках, дорожках и тодесах не ниже третьего.
«Не думаю, что в новом сезоне парное катание будет упрощаться. Уже много лет этот вид развивается по схеме: сначала осваиваются технически более сложные элементы, на которые затем накладывается хореографическая составляющая. Затем новый виток», – объясняет тренер Сергей Росляков. Он также обмолвился, что в его группе рискованный подкрут готовят Валерия Ходыкина и Алексей Белкин.
Список фигуристов с ультра-си гораздо обширнее. Их уже добавляли в прокаты россияне Евгения Тарасова / Владимир Морозов и Юко Кавагути / Александр Смирнов, канадцы Меган Дюамель / Эрик Рэдфорд (на фото), немцы Алена Савченко / Робин Шолковы (которым тройной аксель так и не принес золото Олимпиады), китайцы Вэньцзин Суй / Цун Хань и еще почти десяток дуэтов.
Среди них даже Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, исполнявшие четверную подкрутку еще в 80-е.
Однако пока в парном катании ультрасложные элементы не прижились по-настоящему, и на это несколько причин.
Правила устроены так, что чистота и стабильность значат больше трудности. Но вскоре усложненный контент может стать для пар привычным
В случае с подкруткой добавлять дополнительные 360 градусов рискованно, потому что ее стоимость зависит не только от числа оборотов, но и от уровня сложности. Если партнерше приходится обернуться не три, а четыре раза вокруг своей оси, показать необходимые черты трудно. Кроме того, выше вероятность неудачного выезда.
Артемьева и Брюханов в Омске получили второй уровень, базу 7,20, GOE -3,6 и итоговую оценку 3,60. Для сравнения Мишина и Галлямов, выбравшие надежную тройную подкрутку, заработали 7,92 балла, из которых 6,0 база. Получается, разница в стоимости – всего 1,2 балла, она недостаточно велика, чтобы покрыть грубые ошибки.
Аналогичная ситуация с выбросами: четверной сальхов (6,5) лишь немного дороже тройного (4,4), еще меньше разрыв с ценой тройного флипа или лутца (5,3), которые используют топ-пары. При этом крутка, скорость и нагрузка при приземлении на четверных гораздо больше.
Высокая значимость компонентов и расширение шкалы оценивания до плюс/минус пяти ставят в приоритет чистоту и стабильность. Это уже ощутили на себе одиночники.
Множество четверных не гарантируют победу, порой даже не гарантируют попадание в тройку. Разрыв в один-два суперсложных прыжка отыгрывается в случае срыва соперника. Скольжение, презентация и удачная композиция, плюс обаяние имени, которым обладают опытные чемпионы, способны возвести в мировой топ даже фигуристов без ультра-си.
Однако правила вряд ли помешают техническому прогрессу, и в парном катании прорыв непременно последует за одиночным.
Высокая конкуренция мотивирует спортсменов усложнять контент с юношеских разрядов. Поколение Базылюк и Титовой уже учили прыгать иначе, чем Загитову или Медведеву. Их ровесницы и ровесники, которые из одиночного катания перейдут в парное, принесут новый арсенал элементов. Тройные лутц и флип для них будут привычной заявкой, как для Алены Косторной, уже прошедшей этот путь.
Вопрос только в том, когда это время настанет.
В тексте использованы фрагменты интервью «Чемпионату», «Матч ТВ», YouTube-каналу «Кваксель» и Федерации фигурного катания на коньках России.
Фото: Peter Kneffel/; РИА Новости/Александр Вильф
Видео: Первый канал
Тот же выброс не сравнить с четверным прыжком, партнерша летит на большей высоте, чем сам выпрыгнешь. Ужасные падения с этих выбросов и у китайцев помню, и у Кавагути Смирнова. Жалко партнерш.
Малинин тоже перестал вставлять четверной аксель в свои программы, после того как застолбил свой приоритет. И не только потому, что за него неоправданно мало дают.
Эти элементы требуют столько сил, что ломают всю дальнейшую программу.