Александр Смирнов: «Будем налаживать мосты и учиться работать удаленно»
В нынешнее непростое время в гости к Радио Зенит заглянул двукратный чемпион Европы, серебряный призёр командного чемпионата мира и трёхкратный чемпион России Александр Смирнов. Роман Никитин узнал мнение спортсмена на самые актуальные темы, связанные с фигурным катанием.
- Самоизоляция, карантин… Александр, как вы живете в такое непростое время?
- Постановления действует с 26 марта, а до этого дня мы тренировались в нашем клубе. Естественно, все соблюдают меры предосторожности. Обязательно при входе на каток и тренер, и дети, и взрослые надевают маски. Специальным пистолетом измеряется температура, руки обрабатываются антисептиком. Стараемся как можно меньше контактировать с людьми. В нашем клубе пока никто не болел, никаких подозрений не было. Все занимались и чувствовали себя отлично.
- Вы лично ни на какую самоизоляцию или карантин не уходили?
- Пока нет. Я и не летал никуда, где были зафиксированы случаи коронавируса. Чувствую себя хорошо, продолжаем работать.
- С точки зрения фигуриста, как нужно провести карантин, чтобы не разучиться выполнять Сальхов, Аксель, Риттбергер и прочие прыжки?
- На карантин уходят не просто так, а люди, которые побывали за рубежом. Я не знаю ребят-спортсменов, которые ушли на изоляцию сами. Это делается именно по рекомендации, после примета они сидят дома. Остальные, конечно же, проводят занятия дистанционно, общаясь с тренером по интернету. Сейчас всё это развито. Кто-то занимается дома, кто-то выходит на стадионы, потому что все площадки и занятия внутри комплекса запрещены. Тренируются только сборники и кандидаты в мастера спорта – под жёстким присмотром.
- А для простых людей, которые решили выбрать самоизоляцию, Вы бы что посоветовали?
- Рекомендовал бы использовать все меры предосторожности, когда выходите на улицу. Сейчас многие освобождены от работы, можно попробовать с утра начать бегать. Это не означает, что нужно одеться и ломануться, как бешеный. Каждый может бегать в своем режиме, но если не позволяет физическая активность, можно больше гулять. К тому же в Петербурге много мест, где погулять: набережные, парки. Пока это не запрещено. Необходимо сохранять двигательную активность. Профессионалам и полупрофессионалам советую оборудовать спортивный уголок дома. Сейчас очень много инвентаря, который можно купить в магазине, наконец, гантели достать из-под дивана. Обычным людям для комплекса упражнений можно использовать любой предмет. Лучше спокойно проснуться утром, потянуться, свалиться с кроватки на коврик, растянуть позвоночник, вытянуть носочки вниз, ручки вверх. Потом покачать пресс. Существует много упражнений. Мы уже засняли комплекс упражнений для детей своей группы, выложили в их общий чат и назвали «Зарядка для хвоста». Там пять упражнений: на пресс, спину, ноги, где не нужно создавать какую-то прыжковую высоту или ломать мебель. В фигурном катании есть замечательные упражнения – «Пистолетик», «Ласточка».
- Как вы отнеслись к отмене чемпионата мира по фигурному катанию?
- Не ожидал, что отменят. Думал, что есть возможность провести его при закрытых дверях. Люди долго готовились, некоторые шли к нему несколько лет. Жалко, потому что в этом году у нас классная сборная, которая показывала очень хороший результат на Гран-при, в финале, а также на чемпионате Европы. Во всех видах у нас были хорошие шансы на медали. В женском катании вообще борьба бы шла за тройку призёров.
- Вы в своей карьере сталкивались с отменой соревнований? Что вообще чувствует спортсмен в этой ситуации?
- Точно помню один случай. Когда в Японии произошло землетрясение, то чемпионат мира перенесли в Москву. Это осложнило ситуацию, но соревнования отложили совсем на короткий срок. Европейцам и россиянам получилось даже проще и удобнее. Практически выступали на своей земле без какой-либо акклиматизации и перелётов. В таком случае легче держать спортивную форму, в отличие от переноса чемпионата на осень. Скорее всего, уже сейчас им нужно уходить в отпуск и начинать сезон гораздо раньше.
- Как сейчас изменилась жизнь фигуристов? Они тренируются, но как найти в себе мотивацию?
- Уверен, что у всех наших сборников нет в голове никакой смуты на этот счёт. Никто не думает, что всё пропало. Думаю, все продолжат спокойно готовиться и будут ждать, когда эта ситуация закончится. У кого-то возобновиться сезон – в других лигах, скорей всего, в этом году уже ничего не возобновиться по России. Для тех, кто сейчас набирает форму, есть огромная возможность догонять сильнейших, учиться работать самому, учиться самодисциплине. Если углубляться, то 50 лет назад в России не было столько льда. Спортсмены занимались на суше, тренировались совершенно иначе. Много занимались легкой атлетикой, в тренажерных залах, плаванием. Если фигуристы потеряли на какое-то время лёд, то это не означает, что мы забудем сальхов, аксель и все остальное. Любой элемент отрабатывается на полу. Сначала разучивается. Потом тренер должен увидеть, что исполнение на льду возможно. Подрастающее поколение сейчас обязано уделить внимание своей физической форме. Опять же – в театры походить не получится. Многие петербургские театры и музеи сделали видеотрансляции. Ничто не мешает в перерывах между домашними делами, школьной работой и тренировкой разгрузить себя.
- Глобальной проблемы в отсутствие льда нет? Нам всегда кажется, что спортсмены живут по определённому распорядку дня, а тут все-таки всё немного рушится. Значит нужно перестраиваться?
- Да, совершенно с Вами согласен. Цикл рушится. Все тренировки планировались к чемпионату миру, самому важному старту сезона. Сейчас тренеры просто перестроят цикл для спортсменов и будут готовить их к новому сезону. Думаю, когда серия Гран-при начнется, мы сразу увидим очень яркие выступления.
- Когда теперь проводить чемпионат мира? Серебряный призёр чемпионата мира Алёна Леонова считает, что в такой ситуации лучше вообще отменить турнир. У вас какое мнение?
- Не слышал это мнение, но соглашусь с Аленой. Этапы Гран-при, потом два чемпионата мира подряд с разницей в 5-6 месяцев – это не очень хорошо скажется на физической форме. Кто-то сможет себя настроить только на один турнир. На два – это уже тяжелее.
- Действительно для спортсменов сложно проводить два турнира за полгода? Или это разговор о том, что фигурное катание сильно завязано на традициях: мол, чемпионат мора всегда – завершение сезона? Это возможно поменять?
- Да, возможно. Можно выстроить другой цикл. Тренеры и спортсмены готовы к такому.
- Это ведь еще дополнительное зрелище для болельщиков. По фигурному катанию не так много турниров. Февраль вовсе пустой.
- Если мы сдвинем на февраль, то у нас выйдет следующая картина: в конце января пройдет чемпионат Европы, а потом сразу мира (смеется). Но я все-таки думаю, что комитет конькобежцев на это не пойдет. Однако ставки делать рано. Для любителей фигурного катания и для спортсменов такое количество соревнований – прекрасно. Для людей, которые все организовывают – большая головная боль. График выстраивался годами: каждое соревнование проводится в свой месяц. Возможно, текущая ситуация даст сбой. Это же не просто так: «Проведите нам чемпионат мира! – Да, конечно, проведём».
- Чемпионат мира без зрителей. Как вы относитесь к такой инициативе? Возможно ли в таком формае проведение соревнований по фигурному катанию?
- Конечно, возможно. Никто не запрещает устраивать телетрансляции. Мы всегда смотрим все соревнования, которые проходят за рубежом, смотрим за соперниками.
- Но ведь фигурное катание сильно завязано на зрителях. Среди критериев оценки спортсменов есть что-то вроде «влияние на зрителей», нет?
- Да, такое есть, но мы работаем не только на зрителя. В первую очередь мы работаем на судью, который оценивает спортсменов и ставит оценки. Если кого-то болельщики принимают сильными овациями, психологически поддерживая, то это помогает. Однако, если нам скажут выступать без зрителей, то все будут готовы, уверен.
- Между отменой и выступлением без зрителей вы выбираете второе?
- Да, выступление без зрителей.
- Сейчас кто-то даже предлагал записать свое выступление на отдельном катке, потом выложить. Пусть судьи оценят.
- Тоже неплохо. Тогда, пожалуй, вернусь сейчас на лёд, Юку выброшу, а через пять минут она приземлится. Скажем, что сделали новый элемент! (смеется – прим.) Конечно, это глупости всё. Так можно снять тысячу прокатов, пока он не будет идеальным. Ведь интерес фигурного катания в том, что даже чемпион может допустить ошибку, поскользнуться, упасть, где-то дрогнуть. А молодой и неопытный человек, наоборот, может морально удержаться, выстоять.
- Что делать с квотами на следующий сезон?
- Пусть что-нибудь придумают на этот счёт. По-хорошему их надо сохранять. Если будут предложения, которые всех устроят, то почему бы и нет. Можно увеличить все квоты на одно место. Вдруг это принесет свои плоды.
- В мужском одиночном катании – две квоты. Претендентов на них много. Может, пусть поборются за еще одну дополнительную?
- Этот вопрос обдумает союз конькобежцев.
- Вы уже упомянули мнение, что чемпионат мира должен был стать фестивалем российского фигурного катания. Другие уверяют, что всё не так уж и радужно: у наших девушек на чемпионате Европы было достаточное количество ошибок. Вы что думаете?
- Согласен, ошибок много, но для девочек это был первый серьезный турнир. Ставки повышаются. На таких турнирах лучшие спортсмены бьются с лучшими. На них смотрит вся страна – это колоссальное давление. Шанс допустить ошибку выше. Думаю, после чемпионата девочки исправили все недочеты. К чемпионату мира они бы подготовились на сто процентов.
- До октября расклад сил поменяется? Если турнира не будет, то до следующего чемпионата целый год.
- Всё возможно. Думаю, что появится ещё больше спортсменов, которые будут претендовать на чемпионство. Интересно, что тогда будет делать федерация. Может она проведёт еще какие-нибудь внутренние отборы. У нас, например, в начале каждого сезона проводятся тестовые прокаты. Несколько лет подряд они проводятся при зрителях. Каждый показывает свои новые прокаты, свои новые костюмы.
- Как изменятся наши девушки, например, Щербакова, Трусова, Косторная через полгода? Учитывая возраст наших спортсменок, мы вынуждены говорить о пубертате?
- Сложнейший вопрос для фигурного катания. Надеюсь, девочки не только сохранят свою техническую базу, но и приумножат её. Надеюсь, прибавят в артистизме, в катании. Станут более женственными. Надеюсь, что всё будет хорошо. При этом знаю, что им на пятки наступают девочки еще моложе. Борьба будет. Она не прекратится даже в отсутствии чемпионата мира.
Фото: rsport.ria.ru
- Мы будем по поводу возраста в женском фигурном катании продолжать разговор?
- Я думал, что он уже поутих! (смеется – прим.) Считаю, что будет интересно, если возраст поднимут до 18 лет. После этого возраста другое тело, резкость, грация. Но куда девать такие замечательные юные бриллианты? В молодежке будет тесновато. Возможно, стоит сделать две категории женского катания.
- Чемпионат мира отменен. Алина Загитова по-прежнему действующая чемпионка планеты. Она вернется, на ваш взгляд?
- Всё зависит от человека, от его мотивации. Возможно, она сейчас отдохнет немножко, позанимается, отключит голову от постоянных и выматывающих тренировок. Захочет обратно войти в форму – всё возможно. Просто так олимпийскими чемпионами тоже не становятся.
- Михаил Коляда сейчас пропустил сезон. В следующем году еще будут Алиев, Мозалев, Даниелян, Игнатов. Выходит здесь тоже кампания серьезная?
- Да, радует, что начинают пробуждаться наши мальчишки. Они завоёвывают медали, показывают хорошее катание, делают сложнейшие элементы. Надеюсь, что этот всплеск нашего мужского фигурного катания не погаснет, а будет только развиваться.
- На что мы можем рассчитывать в парном фигурном катании?
- В этом году очень хорошие шансы были у российской сборной – причём, даже не на одну медаль. У наших соперников, например, китайцев сейчас замечен спад. Ребята у нас все молодые. Им нужно набираться опыта. Хочется, чтобы у них появился свой стиль.
- Поговорим о вашем новом этапе карьеры – тренерство. Как себя ощущаете в новом амплуа?
- Ох, бедная Тамара Николаева… (смеется – прим.) Передаю большой привет своему наставнику. А у меня уже седины появились. Тяжело стоять за бортом, когда ты уже всё, вроде бы, сделал и никак не можешь помочь своему подопечному.
- Футбольный тренер должен убить в себе игрока. Тренер по фигурному катанию должен убить в себе фигуриста?
- У нас таких тактических задач нет. Тем более, мы на тренировках всегда должны быть в коньках и показывать элементы своим ребятам. Здесь дело другое. Самому выходить, настраиваться и стоять в стороне, переживать – это совершенно разные вещи. Когда тренируешь фигуриста долго, он становиться родным. За это недолгое время у нас уже есть положительные результаты. Один мальчик отобрался на чемпионат города. Ему всего 9 лет.
- Школа открылась более 1,5 года назад. Чего удалось добиться? Чего удалось добиться вам в качестве тренера?
- Я учусь каждый день. Стараюсь расти, как педагог, как психолог. Все детки разные, к каждому нужен индивидуальный подход. На кого-то нужно накричать, чтобы завести. К кому-то, наоборот, нужно быть добрее, ласковее. Кого-то нужно успокоить. Для коммерческой школы мы сейчас вышли на хороший уровень. У нас 6-дневка и 7-8 льдов в неделю. Еще чуть-чуть – и будет уровень государственных школ. Помимо хореографии и балета мы стали преподаватель танцы. У нас есть специальный педагог, который развивает детей не только в классических направлениях, но и в современных. Растём и не собираемся останавливаться. У нас ещё есть взрослая группа любителей, которая разрослась с 16 человек до 40.
- Тренировки отличаются у любителей и профессионалов?
- Конечно. Требования значительно ниже. Мы стараемся делить любителей по уровням. Тем, кто только пробует, мы даем самые простые упражнения. При этом начинаем работать с ними в зале. Многие говорят, что это лучше фитнеса.
- «Мы пришли учиться фигурному катанию, когда на лед-то пойдем?» - говорят так?
- Взрослым это легче объяснить. И материал им легче донести. За год некоторые делают очень большие успехи. Кто-то в начале просто не мог стоять на коньках, а уже в конце сезона выиграл соревнования среди любителей.
- А какие цели у любителей? Научиться стоять на коньках или выполнить какой-нибудь прыжок?
- Вы как будто уже посетили наши занятия! (смеётся – прим.) Каждый приходит со своей целью. Кто-то просто для здоровья, кому-то интересно, как всё устроено. Некоторые хотят научиться именно прыжкам.
- Мы знаем, какой вы фигурист. Какой вы тренер? Строгий или более мягкий?
- Ой, я даже не знаю. Стараюсь найти подход к каждому. Может, моей отличительной чертой будет хорошее настроение. Я постоянно стараюсь сделать так, чтобы ребята были в хорошем настроении, даже если у них что-то не получается. Этому, кстати, я научился у Тамары Николаевны Москвиной. Она меня научила такому тактическому приему.
- Она уже давала свою оценку Вашей тренерской деятельности? Может как-то подшучивает над Вами?
- Да ей некогда надо мной шутить. Она сейчас активно занимается двумя парами. Конечно, интересуется, как у меня дела.
- В хоккее недавно обсуждали опыт одного московского тренера, который применял силовые методы работы с детьми. Как вы учите своих подопечных и как сами относитесь к таким историям?
- Лупить нельзя. Щипать тоже. Хотя некоторые родители говорят нам: «Вы шлёпните там разочек его». Нет. У нас другие методы воздействия. Мы с ребятами играем. Мы заходим на прыжок, я делаю все с ними. Кто не делает – получает щелбан, но мы больше стараемся словом. Чаще на своем примере показываем, что все возможно.
- Насколько сейчас популярно заниматься фигурным катанием?
- Популяризация фигурного катания началась с 2006 года, идет постоянный рост желающих детей, любителей и всех остальных. Как началось с Олимпиады в Турине, так и продолжается. Катки строятся, а льда всё равно не хватает.
- Какая ситуация сейчас со льдом в городе? Хватает инфраструктуры?
- Все катки, на которых не занимаются спортсмены КМС, МС, уровня групп ССМ, ВСМ, закрыты минимум до 12 апреля. Все должны понимать, что это делается не просто так. Необходимо предотвратить катастрофу, которая была в Китае, а сейчас происходит в Италии, Франции. Давайте остановимся на две недели. Поработаем дома или в парках. Раздадим детям и родителям ценные указания. Останавливаться мы не будем. Пусть у нас не будет льда, но мы будем работать.
- С какими наставлениями отпустите своих подопечных на такую паузу?
- Буду краток. Посмотрю на них загадочно и скажу: «Я за вами слежу!». Будем налаживать мосты, учиться работать удаленно.
Конечно, без казусов не обошлось(ох уж эта поддержка в ПП на Евро), но 4ой выброс Сальхов был исполнен отлично и выступление было вдохновенным.