Фигурное катание. «Возвышенное и земное»
Погружаемся в архив исторических программ и сегодня вспоминаем произвольную программу на музыку И. Баха Олимпийских чемпионов 1992 года - Марины Климовой и Сергея Пономаренко.
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой: "...их программа, мне казалось, удалась, и когда в нее были внесены последние штрихи, я решила повезти Сережу и Марину в Англию и показать их президенту международной федерации по танцам Лоуренсу Деми, что отнюдь не запрещено. ...Я стала ему рассказывать о том, что программа называется «Возвышенное и земное», о том, что мы хотим донести до судей и зрителей... "
Мне немного удалось побыть непосредственным свидетелем начала работы над постановкой этой программы, когда Марина и Сергей вместе с Татьяной Тарасовой, недолгое время (до перехода на СЮП) тренировались в ЦСКА, а именно начинали ставить эту программу вместе с французским хореографом Шанти Рошфор. Кропотливейшая работа в зале и на льду - каждый жест, каждый взгляд, бесконечные поиски вариантов каждого движения. Любая постановка программы - программы, которая запоминается и остается в сердцах зрителей и судей, это тяжелейший каждодневный труд, и в зале перед зеркалом, и на льду. Марина с Сергеем так и работали.
Из воспоминаний Татьяны Тарасовой: "Сидим мы перед монитором, где показывали оценки, а я думаю: «Вот сейчас поставят их на третье место… Ну тогда они хотя бы станут вторыми на Олимпиаде». И вдруг высокие оценки, а это победа, и я как завизжу: «Выиграли! Выиграли! Выиграли!»
Напомню совсем кратко обстановку в танцах на льду перед ОИ-1992. Олимпиада во Франции, фаворитами считаются французы Изабель и Поль Дюшене, дуэт Натальи Дубовой - Майя Усова и Александр Жулин соперничает с Мариной Климовой и Сергеем Пономаренко и с Дюшене вроде как тоже. К тому времени Климова с Пономаренко перешли от Натальи Дубовой тренироваться к Татьяне Тарасовой, поскольку двум ведущим дуэтам (да и не только дуэтам) у одного тренера не всегда бывает радостно и комфортно тренироваться.
А теперь предлагаю посмотреть вам, дорогие читатели, тот самый прокат. Специально оставила оценки, где хорошо слышен голос Татьяны Тарасовой: "Сейчас нас на третье место отправят, я так думаю", - говорит Татьяна Анатольевна. А потом действительно кричит: "Выиграли!"
Татьяна Тарасова: "К произвольному танцу, по закону бутерброда «маслом вниз», Сережка отравился в столовой... - — тяжелейший понос, страшная диарея, ему начало сводить ноги, организм полностью обезвожен...Маринка плачет, я говорю: «Не плачь, иди спать, а я им тут займусь». Я встала на вахту, я готовила ему отварной рис, все это варила, очищала от шкурок, все провертывала и пихала ему эту кашицу каждые три часа, для того чтобы он не потерял последние силы. На старт он выехал, выглядя более или менее по-человечески... Дергались они по-страшному, а перед произвольным нервничали так, что Маринка перестала спать. Тут и я разнервничалась. И вот уже перед самым стартом, в раздевалке, она мне говорит: «Татьяна Анатольевна, у меня ноги отказали, сделайте что-нибудь со мной». Я ее ка-а-ак стукну… и она пришла в себя... Она говорит: «Мне лучше». А когда вышли на лед, снова на меня смотрит: «Все, опять ноги»… Идет ко мне после раскатки по коридору и твердит: «Ног нет вообще, и спина отказала. Татьяна Анатольевна, отказала спина, сделайте что-нибудь». Я и там ее поколотила. Пару раз вполне прилично шарахнула..."
Вот такой ценой дается победа на Олимпийских играх - когда не выдерживают никакие нервы, когда отнимаются ноги то ли от страха, то ли от адреналина, который зашкаливает, то ли от того и другого одновременно.
Программа прекрасная - она запомнилась. Дуэт Климова-Пономаренко за всю свою спортивную карьеру катался абсолютно в разных амплуа. Но этот произвольный танец, мне кажется, абсолютно четко "лег" именно на этих исполнителей, которые, уже на тот момент, были к тому же семейным дуэтом в жизни, и позволил в полной мере передать всю задуманную драматургию отношений мужчины и женщины.
Спасибо за ...
Материалы частично использованы из книги: Татьяна Тарасова. "Красавица и чудовище", Москва, 2008г.
А потом вышли наши, Марина с Сергеем, и я (вот тут ИМХО!) забыла, как дышать. Программа была потрясная, французы в их розовых костюмах после Климовой-Пономаренко совсем не смотрелись((( По-моему, у них тогда был Бернстайн, "Вестсайдская история" Хотя могу ошибаться. Но - не то, совсем не то - после Баха... И выходить им было ой как сложно, после таких наших-то...
Автор, спасибо! Так приятно вспоминать )