4 мин.

Евгения Медведева: упасть, но подняться

В  показательном номере на чемпионате мира 2016 г. Евгения Медведева споткнулась в каскаде, при выезде со второго тройного прыжка. Комментатор Гришин предположил, что задуман был каскад из трех тройных прыжков, но плохой выезд этому помешал. Надо заметить, во-первых, что такой каскад Медведева делала в прошлый раз, на показательных чемпионата Европы, а на тренировках в «Хрустальном», по словам очевидцев, могла совершить каскад из четырех тройных. Тогда как правилами допускалось лишь два тройных прыжка, если делаешь третий, четвертый, то это бесполезно, они не засчитываются.

Но в том и состоит методика работы не только самой Медведевой, но и вообще группы Этери Тутберидзе: делать в два, в три раза большие объемы и сложности на тренировках, чем на соревнованиях. Именно такой подход, вкупе с остальными особенностями, привел подопечных Тутберидзе к многолетнему доминированию в юниорском и взрослом турах.

Однако здесь присутствует и обратная сторона: детский организм работает на износ, и ко времени перехода на стабильный взрослый уровень – истощаются спортивные силы. Или ты получаешь травму от перегрузок, что и произошло с Медведевой в самый досадный момент, перед олимпиадной в Корее.

И вот еще что: Евгения не допустила ошибок в соревновательном режиме чемпионата мира года 2016, но сделала одну в показательном. Похожее произошло полтора месяца назад на чемпионате Европы.

О чем это говорит? Скорее всего, о том, что именно на запредельной концентрации психики, собирая себя в точку на состязаниях, она и работает. Это хорошо видно по кадрам, как настраивается Медведева.

Но вот титул выигран – и наступает неизбежное расслабление, в юный мозг хлынули позитивные эмоции, вызванные вожделенным достижением цели. Психика не укрощена волей, а тем более – не подавлена обстоятельствами: радость из полной души Медведевой так и брызжет.

К ней подступаются с микрофонами, зовут туда и сюда, звонят с поздравлениями… Но ведь завтра показательные, и фигуристка не привыкла выступать спустя рукава. Однако собраться с прежнею силой не удается, побочные приятные мысли рассредоточивают. Отсюда, думается, и ошибки, незначительные, не аховые, в показательных номерах чемпионатов, впервые ей выигранных.

Однако же – мгновенно включает здоровая нервная система чемпионки внутренние резервы: и далее ошибки как отрезало.

Есть и другой вариант ответа: если посмотреть всю карьеру Медведевой, то главные промашки она допускала именно в начале программ. Падения почти все – с первого прыжка или каскада, сбои – то же самое. Это говорит о том, что не всегда возможно в процессе 6-минутной разминки выйти на те обороты организма, когда ошибки почти исключены, на режим, в котором она работает на тренировках.

Как-то Татьяна Тарасова, на злополучном турнире «Ростелеком» 2017 года, этап Гран-при в Москве, сказала на безошибочной в целом короткой программе Евгении из комментаторского места: «Я вчера на тренировке впервые увидела, как она с этого каскада (флипп-тулуп) упала. Я целую ночь не спала после этого».

А Тарасова имеет тренерскую «манию» посещать все предсоревновательные тренировки. Также и любит наблюдать за рабочим процессом, то есть явно бывала на занятиях группы Тутберидзе.

Следовательно, Медведева вообще очень редко падала до травмы даже на тренировках, если Тарасова так возбудилась. Я сказал «злополучный турнир» потому, что именно во время «Ростелекома-2017» обнаружился стрессовый перелом стопы. (И уже с ним Тутберидзе погнала Медведеву затем на этап ГП в Японию.)

Ну, ясно, что Тарасова не нарочно утрировала: конечно, она не могла не видеть за 2,5 года падения Медведевой, или сильные сбои на этом каскаде. Они были – но очень, чрезвычайно редкими. Мало того, они бывали настолько некритичными для всей программы, что вскоре забывались совсем, надо пересматривать ролики даже Тарасовой, с ее цепкой тренерской памятью.

Именно потому, что Медведева быстро и ловко выходила из досадной, обычно в начале программы, ситуации, не только не разваливаясь, но усиливаясь – и говорит о таланте и силе духа фигуристки. Она создавала в голове даже профессионалов картинку своей тотальной безупречности.

И вот за это на ней «отыграются» многие в момент травмы и в последующий год восстановления физики и психики. Это обратная сторона медали, когда восхищение, не находя привычной подпитки от спортсмена, выливается в разрядку разочарования: ты нехорошая, больше не приносишь мне удовольствия в телевизоре, говорит психика зрителя.

К чести Татьяны Тарасовой, она непоколебимо верила в талант Медведевой и нисколько не изменила своего мнения о фигуристке, несмотря на ее локальные неудачи в 2018 году, связанные с травмой и переходом на новую методику тренировок. Верила и помогала своим веским словом, советами, просто душевною теплотой.