Танцы на льду изменились. Россия не успевает за трендами
Но Степанова и Букин догоняют. Они выиграли этап Гран-при в Финляндии.
Пожалуй, ни один вид фигурного катания не изменился так, как танцы на льду. Олимпийские чемпионы-1984 Джейн Торвилл и Кристофер Дин 40 секунд двигались на месте во время «Болеро» – и эта программа стала легендарной. Сейчас такое творчество наказывается судьями.
После Игр-2010 в танцах произошли серьезные изменения. Три вида превратились в два – исчез обязательный, остались короткий и произвольный, а сравнивать дуэты стало намного сложнее. Все свелось к оценке заранее обозначенных ки-пойнтов, а ритмы причудливым образом перемешались. Например, в сезоне-2015/16 основным ритмом короткого танца был равенсбургский вальс, а в качестве дополнительных можно было брать фокстрот, марш или польку. В итоге один и тот же паттерн танцевали под Queen (Ильиных-Жиганшин), «Аллилуйю» (Хаббелл-Донохью) и Штрауса (Уивер-Поже).
В 2018-м танцы стали еще более субъективными – впрочем, конкретно эта перемена затронула все виды катания. Поскольку шкала оценок разрослась от -5 до +5, даже элемент первого уровня (то есть выполненный с грубой технической ошибкой) теперь получает неплохие баллы. Последний пример: твиззлы Степановой/Букина на Finlandia Trophy.
Смотрим в протоколы: у французов элемент максимального 4-го уровня, но со скромной оценкой за исполнение. У Александры и Ивана базовая стоимость твиззлов на 1,5 балла ниже, но это компенсируется высокими надбавками. В итоге разница в оценке элемента составила всего 0,66 балла.
Что сейчас в тренде?
Важный момент – в танцах серьезная фора на стороне тех, кто давно катается вместе. Среди действующих российских дуэтов такая пара только одна – Степанова/Букин (в этот список можно включить и их одногруппников Шпилевую/Смирнова, но у тех совместный стаж не столь большой просто в силу возраста).
Виртью/Моир встали в пару, когда им было 8 и 10, Дэвис-Уайт – в 10 лет, Пападакис и Сизерон выступают вместе с 13 лет. В российской сборной тренд обратный: пары перемешиваются с завидным постоянством, а смена партнера – самое популярное решение любой возникшей проблемы.
Как итог – отсутствие наработанных элементов, долгий процесс скатывания с новой половинкой и низкие баллы в рейтинге, которые влияют и на стартовый номер, и на авторитет в глазах судей. В конце концов, о чем говорить, если танцы в России традиционно считаются тем видом фигурного катания, куда переходят от безысходности (или когда не ладится с прыжками).
«С 5 до 7 лет я не хотел заниматься фигурным катанием, потом втянулся, понравилось. А после перешел в танцы, и мне стало гораздо интереснее. Танцы мне ближе по эмоциям. Тут можно показать историю. И потом ты катаешься с девочкой – это классно! Наверное, сказалось мое «актерское» детство. Мне нравилось, что танцы чем-то напоминают шоу, спектакль. Ну и если честно, я прыгал плохо», – объясняет Иван Букин, сын олимпийского чемпиона в танцах на льду.
Тренд в постановках последних лет задает группа Мари-Франс Дюбрей и Патриса Лозона. У них тренируются серебряные призеры Пхенчхана Пападакис/Сизерон, обладатели второго места последнего ЧМ Хаббелл/Донохью, а главное – они привели ко второму олимпийскому золоту Виртью/Моира, когда те вернулись в спорт после двухлетнего перерыва.
Канадцы Дюбрей и Лозон ввели моду на безусильные поддержки в противовес замысловатой акробатике и бессюжетные постановки вместо танцев-историй. Им удалось сделать то, что в танцах считается событием чрезвычайного масштаба: вывести молодую пару без высокого рейтинга и авторитета у судей с 13-го места ЧМ на первое за один год.
Впрочем, доминирование Дюбрей и Лозона нравится не всем. Их постановки часто критикуют за однообразие, а самых ярких представителей стиля Габриэллу Пападакис и Гийома Сизерона – за эксплуатацию неменяющегося образа на протяжении последних четырех лет.
Танцы на льду – больше не наш вид?
Последний раз олимпийское золото российские танцоры брали в Турине. Многие помнят яркую «Кармен» в исполнении Татьяны Навки и Романа Костомарова, однако в той победе далеко не последнюю роль сыграла удача. Ученики Александра Жулина, хотя и входили в число лидеров, не были абсолютными фаворитами. Но опережавшие их после обязательного танца соперники завалили (причем и в прямом, и в переносном смысле) оригинальный. Взгляд Барбары Фузар-Поли на Маурицио Маргальо после того, как тот своим падением похоронил шансы на медали домашних Игр, стал своеобразным мемом.
Через четыре года в Ванкувере российские танцоры, и без того ослабленные серьезной травмой Максима Шабалина, оказались в центре скандала. Их оригинальный танец на аборигенскую тематику был назван оскорбительным, а также нарушающим авторские права. Итог – бронза Игр, а первые два места – у воспитанников Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда, чья совместная школа в Детройте просуществовала вплоть до 2012 года.
К Олимпиаде в Сочи Россия подходила с двумя дуэтами, претендующими на медали (правда, с огромной вероятностью лишь на бронзовые – золото и серебро разыгрывали в своей лиге Виртью/Моир и Дэвис/Уайт). Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев были опытнее, но их подвели недочеты в коротком танце и возврат к старой произвольной, что для этого вида фигурного катания – практически моветон. В итоге бронзу выиграли Елена Ильиных и Никита Кацалапов, спустя месяц они заняли обидное 4-е место на ЧМ (с отставанием в 0,99 балла от третьего и 1,05 балла от первого), а в следующем сезоне вышли на лед с новыми партнерами.
В Пхенчхане Россия была представлена дуэтами Боброва/Соловьев и Загорски/Гурейро. По второй квоте должны были ехать Степанова/Букин, но Ивана в последний момент не пригласил МОК. Тиффани и Джон стали 13-и, Екатерина и Дмитрий – 5-и в личном турнире. Если честно, рассчитывать на большее было сложно.
Сейчас Жулин тренирует Викторию Синицину и Никиту Кацалапова. Пути тренера и ученика уже пересекались десять лет назад, когда Кацалапов катался вместе с Ильиных. Первые успехи и известность пришли к Елене и Никите именно в жулинский период их карьеры, но для подготовки к Олимпиаде в Сочи они перешли в группу Николая Морозова:
«Причин много. Если в двух словах, то Саше Жулину не хватало с нами тренерской настойчивости, характера, терпения. Например, он мог не прийти на тренировку – и мы катались одни. Наши тренировки длились всего по три часа в день. Это очень мало! Даже перед чемпионатом мира Александр не однажды отсутствовал на льду».
Болельщики давно заметили неприятную для российских танцоров тенденцию: насколько те хороши в юниорах, настолько блекло проявляют себя во взрослой карьере. Чемпионы мира среди юниоров Синицина/Жиганшин, Монько/Халявин и Яновская/Мозгов по разным причинам распались (Жиганшин и Монько теперь не катаются, а тренируют, Яновская стала выступать за Венгрию, Халявин – за Испанию).
Обладатели серебра юниорского ЧМ Лобода/Дрозд тоже больше не выступают вместе. Даже постепенно добравшиеся до мировой элиты Степанова/Букин затратили на это куда больше времени, чем их ровесники Пападакис/Сизерон, которых они обыграли на последнем совместном ЮЧМ.
Попробуют переломить тенденцию победители юношеских Олимпийских игр Анастасия Шпилевая и Григорий Смирнов. У них хорошие танцы и те же тренеры, что и у Степановой-Букина, но нет ни одного этапа Гран-При и очень призрачные шансы пробиться на главные старты в этом сезоне.
Кто будет разыгрывать медали в новом олимпийском цикле?
После Игр число претендентов на пьедестал в танцах сильно сократилось. Хотя официального анонса не было, но, скорее всего, завершили карьеру Виртью-Моир, Каппеллини-Ланотте, Майя и Алекс Шибутани. Игнорируют серию Гран-При канадцы Уивер-Поже, с одного из двух этапов на днях снялись американцы Чок-Бэйтс. Боброва и Соловьев также не поставили окончательную точку в совместных выступлениях, но минимум один сезон попустят. Екатерина говорит о желании стать мамой, Дмитрий готовится к выступлению в шоу в паре с Леной Ильиных.
По крайней мере до финала Гран-при всерьез говорить о чьем-либо преимуществе сложно, но осенние результаты «Челленджера» – обнадеживающие для российских пар. Пока лидируют по общей сумме Хаббелл-Донохью (200,82), совсем рядом – Степанова-Букин (200,78), за ними – Уивер-Поже (197,27). У Синициной и Кацалапова тоже отличные баллы – 196,42. Больше всех на старте сезона в ритм-танце получили Пападакис-Сизерон, но их баллы были выставлены на местечковом турнире и вряд ли могут восприниматься всерьез.
Главная цель на сезон – вернуть максимальное количество квот на ЧМ и попробовать замахнуться на что-то большее, чем топ-10. И это реально. Чтобы стать лидерами, нужно самим задавать тон, как это делают российские одиночницы. Излюбленный национальный прием с танцами на разрыв аорты больше не работает. Повторение за Пападакис и Сизероном может в любой момент надоесть судьям. Если Габриэллу с Гийомом и суждено кому-то второй раз отодвинуть от олимпийского золота, то это сделает тот, кто сыграет на своем поле, свежее и оригинальнее.
От этого танцы на льду не будут хуже или лучше – они снова просто станут другими.
Фото: REUTERS/Eric Bolte-USA TODAY Sports, Kim Kyung-Hoon, Mike Segar; globallookpress.com/Igor Russak/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Martti Kainulainen/Lehtikuva
А вот "местечковые" баллы "Пападакис- Сизерона" я бы восприняла всерьёз . Жизнь уже показала , что международных стартах они набирают ещё больше.
Что до самих танцев - не сказать, что сильно в них понимаю, но правила читал. Не буду сейчас о всяких конспирологиях и тому подобном. Мне кажется, что застой в танцах бошльше связан с тем, что они при всём при том остаются весьма консервативными. Вроде и спорстмены молодеют, и судейский корпус, а консервативность никуда не девается. И эта консервативность исходит от самого ИСУ, как мне кажется.
В прошлом сезоне в коротком танце было танго и, если мне не изменяет мой склероз, ИСУ прямым текстом настоятельно рекомендовало использовать танговую музыку, ограничивая тем самым хореографов. А ведь есть, например, шикарное "Tango in Space" Дидье Маруани, на которое классный постановщик мог бы поставить что-то таки космическое. И да - я не против вальса под Квин или Аллилуйю и так далее.
Кроме того - давно уже считаю правила танцев слишком перегруженными деталями. Например руководство для техбригад по одиночнному, парному и синхронному катанию - тоненькие брошюрки, а по танцам - талмуд раз в пять толще, насыщенный уймой деталей, которые техспециалистам надо постоянно держать в голове. Мне кажется, что надо упрощать...
Самим же парам и их тренерам неплохо бы отступать от проторенных дорожек в плане выбора музыки, постановок и так далее, и не бояться пробовать что-то новое.