Фигурное катание. Гении танго
Сегодня, дорогие читатели, решила остановиться на одном из «исторических» (для меня) показательных номеров. Конечно, я отбираю программы и показательные номера только на свой вкус, но может быть кто-то разделит со мной моё мнение, а заодно посмотрит еще раз на созданный спортсменами и тренером шедевр. Итак – «Кумпарсита» в исполнении Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова.
Перед просмотром, хочу привести цитату, как об этом танце рассказывала сама Людмила Пахомова: «Идея «Кумпарситы» принадлежала Анатолию Чайковскому, мужу Лены (прим. Е.А. Чайковской). Он вообще активно участвовал в нашей творческой жизни. Когда речь шла о выборе музыки, сюжета, Лена нередко соглашалась с его предложениями, во всяком случае, так бывало при работе с нами. Загадочно, но факт: его любимые произведения в чем-то соответствовали нашему облику, стилю нашей пары. Так вот, «Кумпарситу» он видел давным-давно в старом фильме. Там вроде бы танцевал танго знаменитый Рудольфе Валентине. Эту картину — она, по-моему, называлась «Случай в пустыне» — мы так и не смогли посмотреть. Ездили в Белые Столбы, в Госфильмофонд — не было там фильма с таким названием. Но впечатление от «Кумпарситы» у Толи сохранилось так отчетливо, что он довольно точно по смыслу, по содержанию показывал нам танец — жесты, контуры рисунка… «Кумпарсита» не была этапом, вехой на пути к чемпионским медалям. Номер показательный. Но благодаря этому танцу мы поняли — к счастью, в самом начале нашего довольно-таки трудного пути — одну очень важную истину: танец любой — обязательный, произвольный — должен быть наполнен жизнью. Он должен быть одухотворен. Выразительная пластика, логичная хореография, интересные сплетения балетмейстерской мысли — все это прекрасно. Но чтобы танец вызвал отклик в людях, он не должен носить на себе отпечаток «сделанности», он должен быть хоть чуть-чуть, как «Кумпарсита», которая заставляла людей улыбаться.»
А теперь, предлагаю еще раз насладиться великой «Кумпарситой».
Не знаю, как у других читателей, но у меня танцевальный дуэт Пахомова-Горшков всегда чётко ассоциируется именно с «Кумпарситой». Конечно, было много других не менее достойных программ. Но этот показательный танец, как говорят – визитная карточка этого выдающегося дуэта. Из книги Людмилы Пахомовой: «Наверное, мы попали в точку с этим танцем. Видимо, он был самым лучшим нашим танцем, если все запомнили «Кумпарситу», и просили «Кумпарситу», и судили о нас по «Кумпарсите», и любили нас за «Кумпарситу». Я думаю, этот номер в максимальном приближении отвечал нашему темпераменту, нашему видению танца — танца вообще, танца как явления, как особого средства самовыражения. «Кумпарсита» — это мы, это мы в то время, это То время.»
Лично для меня Людмила Пахомова навсегда останется выдающейся спортсменкой, но при этом также навсегда останется большой загадкой. Её лёгкость, пластичность, обаяние, магнетизм, притягивающий к ней всё внимание публики, проживание любой программы, а точнее сказать «вживание» в образ – что-то непостижимое. На мой взгляд, она была величайшей и неповторимой фигуристкой, оставившая не просто след в истории фигурного катания, а совершившая революцию в мире фигурного катания в таком виде как танцы на льду, за что ей большое спасибо!
Всем добра!
Материал частично взят из книги: Пахомова Л. А. Монолог после аплодисментов.— М.: Сов. Россия, 1988.- 144с, 16 л. ил.
Был наполнен восторженной страстью.
На изрезанном льду билась в танце душа,
То от боли дрожа, то от счастья".
Тогда как то, что сейчас мы видим на льду, это, скорее, акробатические этюды.
Опять же, ДО нашей танцевальной пары Пахомова/Горшков, главное было синхронное исполнение всех движений, а не танцевальная хореография. Вспомните пару Ева и Павел Романовы. Было впечатление, что это не два партнёра, а единое создание, единый организм с восемью конечностями. Идеальная синхронность, а танца не было!
А теперь - прекрасные поддержки, сложнейшая техника, но, по моему, танца, как такового, нет.