Кинорулетка: Взвесь весь риск
Настало время познакомить вас с творчеством Клода Соте - одного из самых близких мне по духу режиссёров. Обязательно объясню, чем мне дороги его картины, но сперва хотелось бы привести некоторые факты из биографии Жозе Джованни, чей роман был экранизирован. Благо, личность заслуживает внимания.
Жозе Джованни (настоящее имя Жозеф Дамиани) родился в семье выходцев из Корсики. Он получил неплохое образование в престижных учебных заведениях — лицее Жансон-де-Сайи и коллеже «Станислас» (названном в честь короля Польши Станислава Лещинского). Однако, перепробовав множество занятий, так и не нашёл себя. Работал мойщиком посуды в вагоне-ресторане, лесорубом, шахтером, ныряльщиком, официантом в ресторане отеля в Шамони. Увлекшись альпинизмом, он становится горным проводником. А в годы войны, по его собственным словам, участвовал в Сопротивлении в составе группы «Молодежь и горы». Согласно другим источникам, «если и не гестаповец, то, по меньшей мере, подельник убийц из французского гестапо».
В 1945 году Жозеф и его старший брат приезжают в Париж и вступают в небольшую банду грабителей, созданную их дядей с материнской стороны. В том же году во время одного из налётов в ходе завязавшейся перестрелки хозяин дома, защищаясь, получил смертельную пулю. Погибли также дядя и брат Дамиани. Последний был арестован как соучастник преступления, хотя даже не держал в руках оружия (это подтвердилось в ходе процесса). Почти три года длилось следствие. 17 ноября 1948 года суд приговорил Жозефа Дамиани и его сообщника Жоржа Аккада к смертной казни. В течение долгих месяцев Жозеф находится в камере смертников, ожидая гильотины. Ему удается избежать смерти, благодаря стараниям хлопотавшего за него отца. Президент Франции Венсан Ориоль заменяет обоим преступникам смертную казнь на 20 лет принудительных работ. В 1956 году после одиннадцати лет, проведённых в заключении, Дамиани выходит на свободу. В 1986 году состоялся новый судебный процесс по делу 1945 года, после которого писатель был полностью реабилитирован.
Джованни, как писатель и режиссер, родился в тюрьме, где и написал свой первый роман «Дыра», рассказывающий о попытке побега, которую он совершил вместе с другими заключенными (на сленге дырой именуют тюрьму). Его адвокат Стивен Эке и писатель Роже Нимье дали прочесть рукопись романа Антуану Блондену и Альберу Камю, благодаря которым он и был опубликован. Роман, написанный необычным стилем, производил впечатление на читателей писательскими находками и очень сильными натуралистическими сценами, часто на грани терпимого. В 1958 году издатель, актёр и сценарист Марсель Дюамель включил Джованни в свою «Чёрную серию» (Série noire), в рамках которой издавались остросюжетные произведения. И в том же году Джованни выпускает сразу три романа — «Взвесь весь риск», по которому и был снят наш с вами фильм, «Отлучённый» и «Второе дыхание».
Соте был одним из первых деятелей кинематографа, кто взялся за экранизацию романов Джованни. Следует отметить, что союз писателя и режиссёра наверняка возник неслучайно: первый воспевал в своих произведениях настоящую мужскую дружбу; второй же был тонким знатоком человеческой психологии, и мужская дружба часто занимала главенствующее положение в его работах.
Клод Соте признавался, что сюжетные ситуации он всегда поверял личным опытом, усмиряя экспрессивную фантазию автора (почти все его фильмы были сняты по литературным первоисточникам), если та расходилась с представлениями режиссера о правдивости жизненной коллизии. Чувства одиночества, скуки, мизантропии или женоненавистничества убедительно разыгрывались актерами потому, что природа этих состояний была известна самому художнику.
Фильм Соте соткан из множества поступков, больших и малых. Предательство некогда друзей, которые во многом обязаны главному герою; и в то же время помощь чужих людей, которые оказались неравнодушны. «Взвесь весь риск» - нестандартная криминальная драма, где темы дружбы и семьи равнозначны бандитским разборкам. Вынужденно расстающийся со своими детьми отец – невыносимое зрелище. Если когда-то приходилось прощаться с близкими людьми на неопределённый срок... Это больно, но и снято соответствующе. Внутренний слом главного персонажа в исполнении франко-итальянского актёра Лино Вентуры проносится лейтмотивом в каждой сцене. В то же время ярки контрасты, где в качестве основных красок выступают глаза и поведение Абеля Давоса, главного героя: с одной стороны полная обреченность, с другой – сохранение человеческого лица перед лицом смерти. Такой друг в беде не оставит.
«Взвесь весь риск» лишён лоска работ французской «Новой Волны», к коей режиссёр не принадлежал. Если дерзких экспериментаторов названного течения интересовали политические заявления, показ общества и нравов того времени, и отчасти угода массовому зрителю, то Соте в полной мере пытался раскрыть чувства героя, вкладывая в том числе и свои.
Знаете, пожалуй, я проведу странную параллель фильма «Взвесь весь риск» с уже упомянутой «Новой Волной»: наверняка вы что-нибудь слышали про бордосские вина. Это невероятно популярный бренд, но бургундские вина едва ли уступают им в качестве, а отдельные винтажи стоят в разы дороже знаменитого «Шато Марго» из Бордо. Возвращаясь же к кинематографу, скажу, что уже установил «цену» фильмам Соте, которую деньгами не купить. Его фильмы дороги моему сердцу.
Мне понятны поступки героев на протяжении длительной карьеры режиссёра, мне жизнь, любовь также видятся непростыми, с кисло-сладким привкусом, приближенным к реальности. Искренность и никакого самообмана – за это и ценю его творчество.
Да я вообще же ничего не сделал))
Пойду статус репостну :)
Хотя сюжеты и непохожи друг на друга, но из-за темы дружбы постоянно вспоминал "Однажды в Америке".
Вот есть же фильмы без времени, которые смотришь и не скажешь, что им туева куча лет. И выглядят они при этом очень свежо. "Взвесь весь риск" как раз из таких.
Отличные актёрские работы Лино Вентуры, и молодого Бельмондо (хотя ему уже было около 30). Актёр, игравший Форжье, был очень похож на Медведева, чем дико доставлял.
Отмечу также операторскую работу. Много хорошо поставленых кадров можно скринить на заставки)
Из минусов: 1. отсутствие музыки. Да, очень редкими местами она была, но всё равно, мне саундтрека не хватало. Возможно именно это и придало картине такой реализм. В жизни ведь не каждую секунду под ухом скрипки играют)
2. Не раскрытый до конца персонаж Бельмондо. Он для меня остался загадкой. Появился, словно хер с горы (пардоньте), всем помогает ага. Самый добродушный вор, которого я видел. Вот, если бы раскрыли его через историю взаимоотношений с убитым Нальди. Я имею ввиду не одну фразу: "У меня был друг Раймонд Нальди", а хотя бы малюсенькую историю. Тогда меня бы всё устроило.
Хорошему фильму — хорошиее оценки
7/10 или 4/5
Кто знает, почему сегодня все титры в кино идут в конце? Титры в начале фильма дают же возможность опаздывающим в кинотеатры ничего не пропустить. Да и сидящим в зале тоже меньше раздражения и отвлечения на свет от открытых дверей. Решительно не понимаю.
Порадовал плакат Вассы Железновой от Maxime Gorky в театре и сцена кормежки котэ живой рыбкой из аквариума. Милота :3
5 из 5! Восторженные 5 из 5!
А еще... В нашем дивизионе еще будут фильмы Соте?
3,5.
Ругать, наверное, неправильное слово. Ругать-то, в общем-то, не за что ленту. Она хорошая, но вот той химии, про которую ты написал, у меня с героями не возникло. Т.е. я их всех прекрасно понимаю, мотивации, чувства, все дела. Всё нормальное, человеческое, не киношное, в широком смысле этого слова. Но как-то, при этом, меня не зацепила история. Не нашёл я в ней чего-то важного для себя.
Снято местами очень интересно. Начало вот, например, очень понравилось. Такой, слегка нуаровый монолог рассказчика, ограбление инкассаторов, побег с места преступления. Классная съёмка с капота машины, с этими плавными поворотами. Здорово всё вроде. А потом начинается эта ерунда со стрельбой, которая обозначается звуком хлопушки, ранами, которые актёры изображают просто схватившись за то место, куда якобы попала пуля (никакого, даже малейшего намёка на хоть какие-то спецэффекты). Все эти досадные ребяческие моменты, которые не дают мне нормально воспринимать многие криминальные и военные фильмы того периода. Ну хоть какая-то пиротехника быть должна, это же кино! Фабрика грёз! К’мон!
Из актёров мне понравился Вентура, он молодец. И типажный такой. А вот остальные как-то не очень. Бельмондо я никогда не любил. А тут он ещё и молодой, некрасивый такой =)
В общем, я не могу сказать, что я плохо провёл время. Скорее наоборот. И я рад, что посмотрел-таки Соте, про которого ты нам столько рассказывал. Но, боюсь, через полгода я вряд ли смогу вспомнить, о чём был этот фильм =(
Оценка: 2.5
___________________________________
Во-первых, анонсная картинка. Во-вторых, настолько хорошо объяснил, что и как вставлять, что даже у меня с первого раза получилось. В-третьих, ты можешь однажды посмотреть этот фильм, когда настроение соответствующее будет.)