Кто победит в битве королей? Стартует суперзвездный Тур де Франс
«Король умер. Да здравствует король!» – доподлинно нельзя быть уверенными, когда эта расхожая фраза была произнесена впервые, но историки сходятся во мнении, что популярность она обрела после того, как подобным образом старейший пэр Франции герцог д’Юзес в 1422 году объявил о вступлении на престол Карла VII после смерти его отца.
В велоспорте также есть свои короли, королевские этапы и даже королевские гонки. Поэтому мы смело можем писать свою историю для наших монархов в мире двух колес и больших скоростей. «Джиро умер, да здравствует Джиро!» - эта фраза имеет два подтекста, о которых и пойдет речь далее.
Всего месяц назад завершилась великая итальянская гонка, провозгласившая своего нового короля, хотя его имя было известно многим заранее, и только какие-то недуги и болезни могли внести коррективы в престолонаследие. К счастью, Тадей Погачар стойко перенес все сложности трехнедельной гонки и уверено взошел на трон в Риме. Впрочем, этим он не удовлетворился, и уже летом хочет забрать себе еще один титул в соседней Франции. Такого не было уже 26 лет (со времен Марко Пантани), и просто за попытку повторить «невероятный дубль» словенцу должны давать медаль за смелость. Впрочем, если теоретически кто и способен на подобное в наше время, то это Тадей, да еще лишь пара человек в пелотоне, и то не факт.
Кстати, о королях и претендентах на престол. Мы очень долго ждали этого, и несмотря на все драматичные события текущего сезона и невероятную череду травм, это случилось! Впервые на главной гонке мира сошлись все четыре короля многодневок: Тадей Погачар, Йонас Вингегор, Примож Роглич и Ремко Эвенпул. В сумме у них одних только десять побед в общем зачете на Гранд-Турах, не говоря уже о менее крупных гонках. А ведь помимо них на «Большую Петлю» приехали еще и короли классик: Матье ван дер Пул, Воут ван Арт, Том Пидкок (которого причисляют сюда авансом). Не забываем и про британца Марка Кэвендиша, который все же хочет стать единоличным обладателем рекорда по числу побед на этапах «Большой Петли». Сейчас он делит его с великим Эдди Мерксом. Словом, кажется, что нас ждет самый звездный Тур де Франс последнего десятилетия.
Но почему же в измененной «крылатой фразе» мы несколько раз упомянули Джиро? Дело в том, что впервые за 111 выпусков главная гонка мира стартует из Италии. Казалось бы, месяц назад мы окончательно распрощались с этой прекрасной страной, но теперь снова возвращаемся туда, чтобы начать следующий большой велоспортивный праздник. Да, это будет мини-Джиро, всего три дня, после чего гонка заедет на привычную для себя территорию Франции, но некое дежавю наверняка возникает.
Те же декорации, тот же король? «Будет непросто, но Тадей способен завоевать свою третью желтую майку по итогам гонки, - отмечает Альберто Контадор, - Многое зависит от того, в какой форме приехал Вингегор. Тот факт, что он выходит на старт во Флоренции, сигнализирует о том, что он чувствует, что готов сражаться за титул. Совершенно точно можно сказать, что у Тадея не будет легкой прогулки, как мы видели это на Джиро». Одновременно другая легенда Бернар Ино заочно спорит с титулованным испанцем: «После такого тяжелого падения, если Йонас выиграет Тур, то это значит, что я ничего не понимаю в гонках. Вспомните, в прошлом году у Погачара повреждения были заметно легче, и то он был не в лучшей форме».
«Очевидно, что мы не главные фавориты, - признается Примож Роглич, - Против нас великие чемпионы, которые уже не раз выигрывали эту гонку. Но в душе я чувствую, что мне все еще двадцать лет, и я счастлив получить еще один шанс. Собственно, и команду я менял с целью все же попробовать выиграть Тур. Не получится в этот раз, можно будет попробовать в следующем, и так пока не надоест. А сколько реально у меня будет еще этих Туров, один или десять, посмотрим. Главное делать все зависящее от тебя и наслаждаться этим».
В подобном же ключе высказывается и Ремко Эвенпул: «Я определенно намерен выиграть этап. Уже не раз говорилось, что моя цель на этом Туре попадание в топ-5, а все остальное будем смотреть день за днем. Полагаю, что Тадей сейчас недостижим, ну, или почти недостижим, что он уже продемонстрировал на Джиро. При этом он никогда не выходил за грань и не потратился там слишком сильно. В любом случае, грядет битва больших команд, в которой наша задача – не мешать им и оставаться на колесе как можно дольше».
Что же касается уникального в истории торжественного старта «Большой Петли» из Италии, то связано это событие с вековым юбилеем первой итальянской победы на Тур де Франс. В 1924 году Оттавио Боттеккья выиграл четыре этапа и общий зачет гонки, хотя о его больших способностях говорили еще за год до этого, когда он стал вторым после своего напарника по команде Анри Пелисье. После финиша француз откровенно признавал: «Уверен, что уже в следующий раз Боттеккья сменит меня». Так и случилось, более того, Оттавио выиграл не только в следующем году, но и смог повторить свой успех на Тур де Франс-1925. А вот третьей подряд победы зрители не увидели, в середине гонки Боттеккья не выдержал сложнейшего горного этапа протяженностью в 326 километров в экстремальных погодных условиях и сошел.
Больше вернуться на трассы Тур де Франс ему не удалось. 3 июня 1927 года фермер нашел Оттавио на дороге с проломленным черепом, сломанной ключицей и другими повреждениями. Его отвезли в больницу, где он и умер спустя 12 дней, так и не приходя в сознание. Правосудие пришло к выводу, что Боттеккья просто упал с велосипеда из-за болезни или солнечного удара и при этом крайне неудачно ударился. Такое объяснение устроило многих, в том числе и его семью, в скором времени получившую заветную страховую денежную выплату. Но в народе ходили слухи, что Оттавио был убит фашистами, поскольку он откровенно выступал против правления Муссолини и его режима.
А еще позже фермер, нашедший Боттеккью на дороге, на смертном одре рассказал другую историю: «Я увидел человека, который ел мой виноград и мог сломать мои лозы. Я решил напугать его и бросил камень в ту сторону, но попал прямо в него. Когда подбежал и понял, кто это был, запаниковал и просто вытащил Оттавио на обочину. Да простит меня Бог!». Трудно сказать, какая из версий реальна. Но факт в том, что тогда Италия потеряла выдающегося гонщика. Кстати, всего за пару недель до этого во время езды на велосипеде после столкновения с автомобилем скончался и брат Боттеккьи – Джованни. Так что, в семье было сразу две трагедии.
К сожалению, трагедии и велоспорт часто ходят рядом. Поэтому мы желаем участникам грядущего Тур де Франс здоровья, и пусть этот суперзвездный выпуск станет торжеством большого спорта и прекрасным праздником для зрителей. Ниже предлагаем вашему вниманию список основных фаворитов в ключевых классификациях гонки.
Главные фавориты генеральной классификации (Maillot Jaune): Тадей Погачар (Словения - UAE Team Emirates), Йонас Вингегор (Дания - Team Visma | Lease a Bike), Ремко Эвенпул (Бельгия - Soudal Quick-Step), Примож Роглич (Словения - Red Bull – BORA – hansgrohe)
Прочие претенденты на топ-10: Карлос Родригес, Хуан Аюсо, Энрик Мас, Пейо Бильбао, Микель Ланда (все – Испания), Адам Йейтс, Саймон Йейтс, Герайнт Томас, Стивен Уилльямс (все – Великобритания), Давид Годю, Роман Барде, Ленни Мартинес (все – Франция), Жуан Алмейда (Португалия), Александр Власов (Россия), Маттео Йоргенсон (США), Ричард Карпас (Эквадор), Эган Берналь, Сантьяго Буитраго (оба – Колумбия), Джей Хиндли (Австралия), Алексей Луценко (Казахстан), Феликс Галл (Австрия)
Главные фавориты очковой классификации (Maillot Vert): Яспер Филипсен (Бельгия), Матье ван дер Пул (Нидерланды), Мадс Педерсен (Дания), Воут ван Арт (Бельгия), Биниам Гирмай (Эритрея), Майкл Мэттьюс (Австралия), Арно де Ли (Бельгия)
Главные фавориты горной классификации (Maillot Blanc a Pois Rouges): Джулио Чикконе (Италия), Эган Берналь (Колумбия), Масим ван Хилс (Бельгия), Роман Барде (Франция), Феликс Галл (Австрия), Ричард Карапас (Эквадор), Пейо Бильбао (Испания)
Главные фавориты молодежной классификации (Maillot Blanc): Ремко Эвенпул (Бельгия), Карлос Родригес (Испания), Сантьяго Буитраго (Колумбия), Маттео Йоргенсон (США), Ленни Мартинес (Франция), Хуан Аюсо (Испания), Том Пидкок (Великобритания)
Привычно в приведенном списке оставляем за скобками тот факт, что очковый и горный зачеты могут выиграть топ-фавориты генеральной классификации.
29 июня (суббота). Флоренция - Римини, 206 км (холмистый этап). Трансляция: 12:45-19:15 мск
Еще никогда в истории Тур де Франс в первый день гонщики не преодолевали более 3500 метров по вертикали, и вот, этот момент настал. А поскольку выбрали для этого случая не самые высокогорные места на планете - регион Тоскану и Республику Сан-Марино – в маршрут стартового этапа включили сразу семь восхождений. Это значит, что мы сразу же увидим и серьезную борьбу фаворитов, и первые разочарования из-за потерянных секунд в генеральном зачете.
Торжественный старт Тур де Франс будет дан в величественной Флоренции, городе-символе эпохи Возрождения, давшем жизнь Микеланджело, Леонардо да Винчи, Макиавелли, Галилею и многим другим. Отправится пелотон от парка Кашине и местного ипподрома, который в последнее время известен больше уже не как спортивная, а как музыкальная арена, где проходит крайне популярный местный рок-фестиваль. Правда, стоит признать, что отзывы о нем крайне нелицеприятные из-за ужасной организации, скандалов, постоянных очередей и прочих неудобств для зрителей. В принципе, не сказать, что это что-то новое и необычное для Италии. Тем более, что, вроде как, в последние годы ситуация стала понемногу улучшаться, но местные признают, что «до уровня знаменитых европейских фестивалей под открытым воздухом флорентийскому мероприятию предстоит еще очень долгий путь, несмотря на все красоты окружающей природы и города».
Караван Тур де Франс неспешно проедет через центр города, операторы успеют показать его основные достопримечательности и передать атмосферу праздника от старта самого популярного и престижного велоспортивного события в мире. В общей сложности, на все эти церемониальные мероприятия уйдет около получаса, и реально гонка начнется уже вне пределов Флоренции. Отсчет боевым километрам будет дан в живописном местечке Баньо-а-Риполи, пейзаж которого вам обязательно напомнит о том, что гонщики находятся в Тоскане – вашему взору явится типичная картинка региона, которую уже привычно видеть на популярной классической гонке Страде Бьянке, пусть в этот раз и без белых гравийных дорог.
Всего в километре южнее от точки старта расположился городок Понте-а-Эма, где родился легендарный гонщик конца 30-х и 40-х годов прошлого века Джино Бартали – двукратный чемпион Тур де Франс, трехкратный победитель Джиро д’Италия и автор огромного числа успехов на различных классических однодневках, включая «Монументы» Милан–Сан-Ремо и Джиро ди Ломбардия. Впрочем, известность ему принесли не только гонки и выдающееся соперничество с Фаусто Коппи, но и его человеческие качества, за которые он посмертно был признан Праведником мира.
Во время Второй мировой войны Джино спасал евреев от нацистов, провозя в своем велосипеде для них поддельные документы. Согласно имеющимся свидетельствам, Бартали перемещался между городами под видом тренировок перед соревнованиями, а сами документы провозил в седле и руле велосипеда, который категорически запрещал трогать при проверках якобы из-за его сложных настроек. В Понте-а-Эма сейчас располагается музей велоспорта, носящий имя Бартали, и открывший свои двери в 2006 году.
Ключевые события на этапе должны начать развиваться приблизительно за 80 километров до финиша, когда пелотон подъедет к связке из четырех подъемов. Первой в очереди стоит Колле-дель-Барботто (5,8 километра со средним градиентом 7,6%). Сразу стоит отметить, что, мы называем горы так, как это принято делать на территории Италии, где они и расположены, отдавая дань принимающей стороне. Но в официальном коммюнике Тур де Франс используется французский вариант, то есть, например, в данном конкретном случае – Кот-де-Барботто. Впрочем, как эту гору ни называй, она очень непростая и достаточно объезженная на Гранд-Турах. Впервые на нее поднялись еще 60 лет назад на Джиро, чуть позже на ней побеждал Эдди Меркс, а в последний раз ее использовали в 2020 году, когда первым на вершине оказался швейцарец Симон Пелло.
Главная сложность Барботто заключается в том, что на протяжении всего последнего километра градиенты колеблются от 10 до 15%. Эту гору стабильно используют во время местных Гран-Фондо в качестве одной из решающих на маршруте, и всего месяц назад на очередной гонке покрытие оставалось старым, тяжелым и довольно среднего качества. Посмотрим, переложили ли асфальт специально к Тур де Франс.
Вторым в частоколе финальных подъемов станет восхождение Сан-Лео (4,6 километра со средним градиентом 7,7%) к одноименной деревушке, которую Умберто Эко однажды окрестил самой красивой во всей Италии. Этот холм заселили еще во времена Римской империи, а в Средние века на нем отстроили замок, расположив его на отвесной скале. Одним из его гостей в свое время был Данте Алигьери, который настолько им вдохновился, что отчасти воссоздал этот образ в чистилище своей «Божественной комедии». А чуть позже в нем содержался известный авантюрист и алхимик граф Калиостро. Любопытно, что во избежание его побега вход в камеру расположили в потолке. В замке Сан-Лео граф провел четыре года, после чего скоропостижно скончался, то ли от эпилепсии, то ли от яда, подсыпанного тюремщиками.
Третий подъем Монтемаджио (4,2 километра со средним градиентом 6,6%) ведет гонщиков на территорию Республики Сан-Марино, поскольку государственная граница проходит аккурат рядом с вершиной. А после спуска с нее дорога вновь поведет наверх на последнюю категорийную гору дня, над названием которой не стали сильно заморачиваться. Восхождение Сан-Марино (7,1 километра со средним градиентом 4,8%) ведет практически через всю страну, в частности и мимо ее знаменитых трех башен: Монтале, Честа и Гуаита, которые стали настоящими символами свободной Республики. Неслучайно их можно увидеть и на флаге, и на гербе, и даже на монетах евро, которые чеканятся в этом одном из старейших суверенных государств мира.
После спуска с горы гонщикам останется всего пятнадцать километров по абсолютно пологим итальянским дорогам, которые выведут на набережную Римини, где по задумке организаторов должен состояться спринт из небольшой сильно просеянной группы, которая будет насчитывать не более тридцати спортсменов. Впрочем, если найдется один хитрец, который в том частоколе подъемов сможет обмануть соперников и убежать в сольный отрыв, пока основные фавориты будут пристально следит друг за другом, зрители в накладе также не останутся. Уже первый этап Тур де Франс дарит нам интригу развязки.
Достопримечательность этапа: Поскольку ключевые события первого этапа Тур де Франс могут разыграться либо на самой территории Светлейшей Республики Сан-Марино, либо в непосредственной близости от нее, и повторения этого в ближайшую даже сотню лет на «Большой Петле» ждать не стоит, хотелось сказать несколько слов об этом небольшом, но гордом государстве.
Согласно легенде, его основателем является каменщик Марин, бежавший с ныне хорватского острова Раб, где преследовался за христианские убеждения. Он переплыл Адриатику и оказался в Римини, где был посвящен (или если быть точнее в принятых терминах, то рукоположен) в диаконы. Но вскоре нашлась сумасшедшая женщина, обвинившая его в том, что он якобы являлся ее бывшим мужем. Окончательно разочаровавшись в людях, Марин отправился на расположенную неподалеку гору Монте-Титано, построил на ней часовню-монастырь и стал жить отшельником.
Правда, есть и другая версия, что в Римини он оказался, когда услышал новости о том, что город снова отстраивается, и среди местных рабочих есть немало христиан, которые когда-то занимали высокие должности, но из-за отказа приносить жертвы богам были сосланы на эти каторжные работы. Марин приехал их морально поддержать, утешить добрым словом и по возможности облегчить их страдания. Но так или иначе, в итоге, он все равно решил стать отшельником. Однако, люди тянулись за ним, его репутация росла, и ему в дар решили передать гору Монте-Титано, где он и основал монастырь.
Марин был канонизирован в лике святых, а его монастырь со временем разрастался, превратившись сначала в город, а далее и в независимое государство. Разумеется, для защиты требовалась крепость с несколькими рядами стен, а также те самые вышеупомянутые три башни, построенные, правда, совершенно в разное время. Между их возведениями проходило несколько столетий. Первая из них, Гуаита, практически всю свою жизнь выполняла защитную функцию, а также являлась местом заточения пленников и преступников. Вторая, Честа, поначалу выполняла ту же роль, но уже давно переоборудована в музей старинного оружия. Наконец, третья, Монтале предназначалась для сигнализации городу о приближении противника и являлась, по сути своей, простым маяком с тюрьмой во внутренних помещениях. И на сегодняшний день она остается единственной закрытой для посещения публикой.
Во время подъема на Тур де Франс гонщики будут проезжать их в обратном порядке – то есть от более молодой к самой древней, но большой разницы во внешнем виде вы не найдете. Дело в том, что несмотря на то, что башни ни разу в истории не подвергались серьезным разрушениям, их неоднократно перестраивали и обновляли, из-за чего разница времен несколько стерлась, хотя некоторые элементы прежних построек они в себе до сих пор сохраняют. Поскольку расположены башни на трех пиках горы, проехать совсем рядом с ними гонщики не смогут. Чтобы добраться до самих зданий, необходимо подняться от дороги наверх пешочком по извилистым лестницам, либо комфортно проехать на фуникулере за пару минут.
Кстати, считается, что когда Марин умирал, то его последняя фраза звучала так: «Я оставляю тебя свободным от двух мужчин». Тем самым, он якобы отделял свое поселение от могущественной власти Римского императора и Папы Римского. И с тех пор жители Республики черпают вдохновение именно в этих словах, и каждый раз с гордостью напоминают о своей независимости.
30 июня (воскресенье). Чезенатико – Болонья, 199 км (холмистый этап). Трансляция: 13:00-19:00
Второй день Тура можно назвать своеобразным смешением двух известных веломаршрутов – чемпионата мира-2020 в Имоле и очень престижной гонки Джиро-дель-Эмилия, которой в этом году исполняется ровно 115 лет со дня основания. И все это проходит по территории многострадальной Эмилии-Романьи, недавно подвергшейся жутким наводнениям, лишившим домов десятки тысяч человек. Считается, что потоп 2023 года стал сильнейшим на территории Италии за последнюю сотню лет.
От прибрежного курорта Чезенатико, славящегося пляжами с золотыми песками и лучшими в регионе ресторанами с блюдами из морепродуктов, караван Тур де Франс отправится вглубь страны в сторону Апеннин. Правда, в большие горы заезжать гонщики в этот раз не станут, а ограничатся холмами в окрестностях Имолы и Болоньи.
Но сначала, буквально от отметки нулевого километра, расположенного в городке Червия, мы сможем насладиться видами местных солончаков, которые сотни лет являлись причиной кровопролитных войн. Неоднократно эти территории входили в состав Папской области, облагавшей население какими-то невероятными налогами. Граждане в ответ протестовали и не использовали соль в своем хозяйстве – дошло даже до того, что здесь появился несоленый хлеб. И говорят, что его до сих пор можно встретить в местных пекарнях.
Зато в XV веке соль Червии впервые была официально провозглашена «солью Папы Римского» и в обязательном порядке подавалась к его столу. Конечно, в зависимости от отношений с Римом эта традиция неоднократно пересматривалась, но, насколько известно, с 2003 года солончаки Червии вновь эксклюзивно поставляют свою продукцию в Ватикан. Кроме того, именно эту соль используют для производства Пармской ветчины (прошутто) и знаменитого твердого сыра Пармиджано Реджано.
Дорога в Имолу проложена через несколько холмов, в том числе и знаменитую «стену» Чима-Галлистерна (1,2 километра со средним градиентом 12,8%), на которой четыре года назад совершил свою решающую атаку Жюлиан Алафилипп в погоне за своим первым титулом чемпиона мира. Спуск с нее ведет в сторону автодрома Энцо и Дино Феррари, который десятки лет принимает у себя гонки «Формулы-1». В этой традиции был сделан солидный перерыв в начале 2000-х из-за того, что сама трасса и ее строения морально устарели для королевского класса, но внесенные изменения и небольшой ремонт помещений позволили ей недавно вернуться в календарь мирового первенства. Владеет треком сейчас Джанкарло Минарди, у которого ранее была собственная команда в «Формуле-1», а ее база располагалась совсем неподалеку в Фаэнце, и это местечко пелотон Тур де Франс также проедет в воскресенье.
После того, как гонщики покинут трек Имолы, возьмут курс на северо-запад непосредственно в сторону Болоньи, где в финале, как и днем ранее, их ждет испытание четырьмя подъемами. Без сомнения, ключевым из них станет крутое восхождение к базилике Сан-Лука (1,9 километра со средним градиентом 10,6%), которое используется на маршруте дважды. Этот участок прекрасно знают любители велоспорта по гонке Джиро-дель-Эмилия, поскольку там эта гора также неоднократно проходится в финальной части гонки. В последнее время ее трижды выигрывал Примож Роглич, успехов добивались также Энрик Мас (2022) и Александр Власов (2020). Но на Тур де Франс есть важное отличие – финиш будет не на вершине. За макушкой Сан-Луки последует короткий спуск с еще одним торчком, и только затем уже гонщиков ждет заключительный скоростной 9-километровый отрезок, на котором дорога будет вести преимущественно вниз.
Считается, что скит в этих местах возник еще в XII веке, но современное святилище существует всего чуть более двух сотен лет. Помимо дороги, которую в выходные используют велосипедисты, подняться к Сан-Луке можно и по самому длинному в мире портику, состоящему из 666 арок. Считается, что число было выбрано неслучайно и символизировало Дьявола, раздавленного ногой Девы Марии. Именно там ежегодно проходит торжественная процессия паломников. Кроме того, ранее на холме существовала и канатная дорога, но с развитием наземного транспорта необходимость в ней отпала, и в 1976 году она была закрыта. Хотя верхнюю и нижнюю станцию подъемника, а также единственный пилон до сих пор можно лицезреть, пусть и несколько измененном виде.
Из-за того, что финальный подъем дня гораздо круче и находится ближе к финишу, организаторы предполагают, что во второй день гонки за победу поведет сражение еще более узкая группа гонщиков – не более полутора десятков спортсменов, а возможно даже и только топ-генеральщики. Тем более, что во время второго прохождения Сан-Луки на вершине будут разыграны важные бонусные секунды.
Достопримечательность этапа: В мае исполнилось ровно тридцать лет с момента, когда на Гран-При Сан-Марино на трассе в Имоле произошла череда инцидентов и трагедий, вошедших в историю как «черный уик-энд». Еще в пятницу во время тренировок бразильский гонщик Рубенс Баррикелло задел в повороте обочину, подлетел в воздух и на скорости за двести километров в час пробил вершину барьера из шин. Несмотря на потерю сознания, в целом все закончилось относительно неплохо: легким сотрясением мозга, переломом носа и повреждением ребер. Уже на следующий день Рубенса отпустили из больницы, и он даже смог посетить гонку в качестве зрителя.
Субботняя квалификация также ознаменовалась серьезной поломкой, но уже с куда более печальными последствиями. У автомобиля австрийского пилота Рональда Ратценбергера в конце прямой на скорости в 315 километров в час оторвалось переднее антикрыло, автомобиль в мгновение потерял прижимную силу и врезался в бетонную стену. Гонщик погиб на месте, не приходя в сознание, из-за перелома основания черепа.
В день гонки вся мировая общественность уже находилась в шоке от произошедших событий, но это был еще не конец. Уже на старте Гран-При авария с участием португальца Педру Лами и финна Юкки Ярвилехто привела к вылету обломков автомобилей за переделы трассы в толпу зрителей. Трое из них были ранены, а обеспечивавший безопасность полицейский от полученных травм впоследствии скончался в больнице.
Тем не менее, гонка продолжилась, и на седьмом круге в повороте «Тамбурелло» случилась та самая страшная трагедия с Айртоном Сенной, которую знает весь мир. В аварии бразилец получил травмы головы, несовместимые с жизнью, и, хотя врачам удалось запустить его сердце и на медицинском вертолете эвакуировать в госпиталь, сканирование мозга подтвердило худшие опасения. Вскоре было объявлено о его смерти.
«Черный уик-энд» привел к полнейшему пересмотру систем безопасности в «Формуле-1», что позволяло избегать фатальных случаев в «королевских гонках» на протяжении 20 лет. Представителей команды Сенны, включая таких известных личностей как Фрэнк Уильямс, Эдриан Ньюи и Патрик Хэд, прокуратура пыталась обвинить в смерти бразильца, и разбирательство велось более десяти лет, но по итогу все были оправданы, а причиной трагедии была признана механическая неисправность, а также возможный медленный прокол колеса. Тем не менее, докопаться до истины следователям, кажется, так и не удалось.
1 июля (понедельник). Пьяченца - Турин, 230 км (равнинный этап). Трансляция: 12:00-18:45
Третий день гонки выпадает на понедельник, что обычно предполагает не самый зрелищный и насыщенный событиями этап. Это утверждение отчасти справедливо и в данном случае – организаторы приготовили равнинный маршрут с несколькими незначительными холмами, который на финише должен закончиться классическим спринтом. Это будет первый реальный шанс Марка Кэвендиша завоевать рекордную 35-ю победу на Тур де Франс.
Если на первом этапе в субботу на «Большой Петле» вспоминали Джино Бартали, то вполне логично, что в последний полностью итальянский день на Туре стоит отдать должное и его принципиальному сопернику того времени – не менее легендарному Фаусто Коппи. В понедельник гонщики проедут Тортону, где он скоропостижно скончался в возрасте 41 года. К слову, несмотря на все его титулы и регалии, далеко не все знают, о причинах смерти Коппи в таком раннем возрасте, и даже официальная версия недавно подвергалась сомнениям.
В декабре 1959 года президент Республики Верхняя Вольта, которая ныне носит название Буркина-Фасо, в честь первой годовщины провозглашения независимости решил устроить в стране велогонку с участием выдающихся гонщиков того времени: Жака Анкетиля, Луисона Бобе, Рафаэля Жеминьяни и, конечно же, Фаусто Коппи. Они должны были показать класс на фоне местных умельцев, после чего «дорогих гостей» приглашали на охоту.
Вот как ту историю вспоминал Жеминьяни, деливший одну комнату с Коппи: «Дом просто кишил комарами, и если я к ним еще как-то привык, то Фаусто – совсем нет. Когда я говорю, что мы там спали, то это будет преувеличением – такое ощущение, что мы сразу оказались на сафари и всю ночь охотились на комаров. Конечно, в тот момент я еще не догадывался насколько трагичными будут последствия всего этого. Когда нам все это безумно надоело, я просто предложил Коппи повторять за мной – накрыть голову простыней так, чтобы они не кусали. Тем не менее, мы подхватили малярию и по возвращении домой серьезно заболели. У меня температура поднималась до 41,6 градуса… Я бредил и никак не мог остановиться. Я то ли видел людей вокруг, то ли их себе представлял, в любом случае, никого из них не узнавал. А врач лечил меня сначала от гепатита, потом от желтой лихорадки и, наконец, от брюшного тифа». И если организм Жеминьяни справился с болезнью, то Фаусто Коппи - нет.
Правда, впоследствии версия смерти выдающегося итальянского велогонщика подвергалась сомнениям. Не для кого не секрет, что во время своей карьеры Фаусто применял допинг, который в те времена не был под запретом. Его вечный соперник Джино Бартали даже признавался, что во время гонок специально брал номер в отеле по соседству с Коппи: «Как только он уходил, я тихонько пробирался к нему в комнату, рылся в тумбочке и мусорном ведре, внимательно изучая все флаконы и тюбики. И со временем стал настолько хорошо разбираться во всех этих фармацевтических препаратах, что потом на гонке точно мог сказать, как Фаусто поведет себя на этапе, и даже где конкретно он попробует меня атаковать». Забавно, что при этом сам Коппи в частных разговорах всегда призывал молодых гонщиков избегать употребления наркотиков.
Поэтому неудивительно, что долгое время ходила версия о том, что причиной смерти Коппи являлась не малярия, а передозировка кокаина. Более того, чуть позже возникла и еще одна возможная причина – отравление африканским ядом. Получив эти сведения, суд в Тортоне даже начал расследование и запросил проведение эксгумации тела Фаусто, но все ограничилось лишь разговорами, а через год дело закрыли. Тем не менее, это никак не отменяет того факта, что Коппи является одним из выдающихся спортсменов Италии XX века и по всем опросам входит в тройку лучших атлетов страны того времени.
Категорийный подъем в Тортоне, который включен в маршрут третьего этапа Тур де Франс, разумеется, также получил имя Фаусто Коппи, поскольку проходится он прямо по его улице и мимо футбольного стадиона, названного его именем. Разве что, находящиеся там руины замка и старая крепостная башня никак не связаны с именем великого велогонщика, поскольку некоторые из них возникли еще в доримские времена и перманентно строились и разрушались вплоть до периода Наполеона.
Через полчаса после проезда Тортоны пелотон разыграет спринтерскую премию в городке Алессандрия, который славен тем, что в нем производятся фетровые шляпы «борсалино», обвитые широкой лентой. Вы наверняка неоднократно видели подобные головные уборы в кино или даже на улице, правда, далеко не факт, что именно итальянского пошива. На создание оригинала уходит около семи недель, в том числе и ручного труда. А соломенные модели могут изготавливаться до полугода. Отдельно стоит отметить, что несмотря на то, что не так давно производство вынесли из центра Алессандрии в пригород, все 167 лет «борсалино» ассоциируются именно со здешними местами. В 2017 году компания прошла процедуру банкротства, но новые владельцы продолжили дело, которому уже более полутора веков.
Именно в Алессандрию был завезен первый велосипед на территорию Италии. Сделал этот промышленный пивовар, который добыл его на Парижской международной выставке 1867 года. Жители сразу заинтересовались новым средством передвижения, и уже через десять лет было создано местное велосипедное общество. Здесь организовали Гран-при города Алессандрии и проводили многочисленные трековые гонки, построили новую велотрассу, и, хотя впоследствии ее ликвидировали, построив жилой район, многие великие чемпионы часто приезжали сюда, в том числе и Фаусто Коппи.
Две горы четвертой категории, которые стоят во второй части маршрута, ни по протяженности, ни по среднему градиенту не должны вызвать серьезные проблемы у чистых спринтеров, и даже если кто-то из них внезапно выпадет, то будет достаточно времени вернуться в пелотон. Почти ни у кого нет сомнений, что длинный 230-километровый этап закончится спринтерским фестивалем в центре Турина. Финишная линия будет обустроена рядом с футбольным стадионом клуба «Торино», а также спортивно-концертной ареной, которая принимала крупные баскетбольные, волейбольные, хоккейные и теннисные матчи, а также песенный конкурс «Евровидение».
Достопримечательность этапа: Середина этапа посвящена проезду через винодельческий регион, пейзажи которого ЮНЕСКО считает представляющими особый культурный интерес и историческую ценность, поскольку здесь по достоинству можно оценить, насколько гармоничным может быть взаимодействие человека с окружающей средой.
Одним из его центров считается городок Ницца-Монферрато (или Ницца-делла-Палья), название которого можно дословно перевести как «Ницца с соломой», то есть деревенская версия Ниццы, чтобы отличать ее от знаменитой французской. Сюда можно приехать ради Старого города с узкими улочками, дворца и ратуши с колокольней, а еще чтобы попробовать выращиваемый здесь артишок «кардон». Когда-то его в тертом виде употребляли во всем Савойском герцогстве, а сейчас его добавляют в салаты и едят с различными соусами. Он считается ценным диетическим продуктом, снижающим холестерин, и крайне полезным для пожилых людей больных атеросклерозом.
Но, конечно же, в основном жизнь здесь крутится вокруг виноделия, превращая его в один из главных винных регионов всей Италии. Многие частные дома в окрестностях имеют так называемые инферноты, то есть вырытые вручную помещения-подвалы, создающие идеальные условия для хранения вина. В обычное время их посещение недоступно для туристов и гостей региона, но периодически организуются специальные уик-энды, когда позволяется заглянуть внутрь этих «сокровищниц». Но имейте ввиду, что одной из бед здешних мест является плохое транспортное сообщение, поэтому, чтобы насладиться всеми красотами винодельческого ландшафта рекомендуется арендовать автомобиль, либо же принять участие в специально организуемых велотурах.
От автора: Год назад, когда наш блог только начинал рассказывать о велоспорте, у канала было чуть больше 20 подписчиков. Но Тур де Франс, Вуэльта Испании и несколько других крупных гонок оживили интерес к нашему любимому виду спорта. Большие события привели новых читателей, и новый Тур де Франс мы встречаем уже в куда более солидной компании, за минувший год подписчиков стало в 9 раз больше, и теперь наша цель – стать самым популярным велоблогом на Sports.
Это значит, что тексты не уходят в небытие, а доносят информацию, которая вам интересна. Мы стараемся показать, что велоспорт – это не только погоня за минутами и секундами, но еще и большой жизненный мир с природной красотой, драмами и маленькими праздниками. Надеемся, что и этот Тур де Франс вы проведете вместе с нами. Тем более, что в этот раз в одном месте собрались фактически все короли. Битва за престол начинается.
Не забывайте при желании подписываться, комментировать, донатить и ставить плюсы. Вернемся к вам в понедельник с анонсом первого полноценного горного этапа Тур де Франс, на котором будет разыграна престижная премия.
Photo: italien.de, yadvashem.org, virtuoso.com, aso.fr, a.travel-assets.com, mustseespots.com, romagnarepublic.it, visitareimola.it, winenews.it, tourissimo.travel, alexala.it, wbd-deutschland.de, dpgmedia.be, radsportaktuell.de, theneweuropean.co.uk, sport.quotidiano.net
Болеем за прекрасный, классный, незабываемый Тур и пусть победит сильнейший!