Французы годами проваливаются на Тур де Франс… и отказываются от лучшего спринтера страны
До старта самой известной велогонки мира Тур де Франс остается еще более двух недель, а скандалы вокруг нее уже начали разгораться. Не секрет, что хозяева крайне ревностно относятся к домашней гонке, особенно, учитывая тот факт, что успехи французов в последние годы на «Большой Петле» крайне редки. В 2020 году за три недели гонок было одержано лишь две победы Жюлианом Алафилиппом и Нансом Петерсом. Годом спустя все тот же Алафилипп выиграл первый же этап, задав настроение французскому туру, но этот успех так и остался единственным. В 2022-ом события развивались и вовсе крайне ужасно для местных – от полного провала спас Кристоф Лапорт, выигравший этап за два дня до финиша тура. О победах французов в общем зачете и вовсе давно не приходилось вспоминать, пока в прошлом году Давид Годю сенсационно не добрался до четвертого места по итогам Тура. Правда, даже от подиума его тогда отделило больше 6 минут, а от главных фаворитов – вдвое больше.
Именно с именем Давид Годю, а вернее с ее командой Groupama – FDJ, и связан первый скандал на Тур де Франс-2023. 26-летний уроженец небольшого городка Ландивизьо на северо-западе Франции очень здорово начал новый сезон, практически на равных соревнуясь с именитыми чемпионами Погачаром и Вингегором, но с середины весны его форма пошла на убыль, и соотечественники опасаются, что Годю не сможет себя ярко проявить на этой «Большой Петле». Тем не менее, по факту, это единственный реальный шанс французов на подиум в общем зачете. Поэтому его участие в Тур де Франс не подвергалось сомнению, и исходя из этого команда выбирала остальной состав.
Поскольку сразу несколько человек отряжаются в поддержку Давиду Годю для борьбы за желтую майку лидера, вакантными оставались лишь несколько мест. Одно отдавалось Валентану Мадуасу, который способен бороться за победу на отдельных этапах. Второе решение легло тяжелым грузом на плечи спортивного директора, который должен был выбрать из двух заслуженных людей – лучшего спринтера страны Арно Демара, имеющего в активе под сотню профессиональных побед, и завершающего карьеру в конце сезона Тибо Пино, который на прошедшем Джиро д‘Италия получил звание лучшего горного гонщика и несколько раз оказывался в шаге от победы на этапе.
Босс команды Марк Мадио свой выбор сделал и поставил на ветерана Тибо Пино: «Во главу угла должны ставиться интересы команды, решение принималось по спортивным результатам. У каждого из гонщиков есть свои сильные и слабые стороны, я принял их во внимание и сделал выбор». Реакция от оставленного за бортом Арно Демара не заставила себя ждать: «Уверен, что решение было принято уже давно, просто им не хватило искренности и честности, чтобы сказать мне об этом прямо. Это нокаутирующий удар для меня. Раньше, когда меня не собирались брать на Тур де Франс, мне об этом сообщали еще в декабре, поэтому и не велось никакой подготовки конкретно к этой гонке».
Арно Демар пропускал три из четырех последних Тур де Франс, часть из них из-за травм, и в последний раз побеждал на этапе «Большой Петли» аж в 2018 году. Тем не менее, он остается сильнейшим спринтером страны и одним из самых успешных французских гонщиков современности. Тем обиднее второй год подряд по решению босса команды пропускать главную велогонку. «Вообще, это уже второй тяжелый удар для меня после того, как мне сообщили о том, что мое десятилетнее сотрудничество с командой Groupama – FDJ заканчивается. Это было сказано не так прямо, но Марк Мадио подошел ко мне и заявил, что они не могут продлить мой контракт, и на этом всё. Я зол и крайне расстроен, поскольку много работал, чтобы подвести себя в хорошей форме к Туру. Я знал, что у меня будет только один помощник в гонке. И поначалу выбор отнюдь не стоял между мной и Тибо. Мы вполне могли поехать все втроем – и я, и Пино, и Годю», - заявил разочарованный Арно Демар.
Босс команды Марк Мадио, понимая накаленность ситуации, позже в интервью постарался сгладить углы: «Он имеет полное право быть расстроенным. Я его вполне могу понять. Финальный выбор был непростым, принимались в расчет последние спортивные результаты, исходя из них старался сделать команду максимально сильной на этом Тур де Франс. Я с уважением отношусь к Арно, и его участие в гонке рассматривалось еще пару недель назад. Но отличные результаты Тибо на Джиро и его умение восстанавливаться сыграли важную роль». Здесь стоит отметить, что и результаты Демара в последнее время пошли в гору, в частности он победил на Брюссельской классике в начале июня. Скорее форма Годю вызывала куда большие сомнения, чем Арно Демара. Мадио, разумеется, задали этот вопрос, и он признал последние неудачи капитана команды, но стратегия команды такова: «Мы изначально решили, что будет действовать активно на этом Тур де Франс. Именно поэтому такие гонщики как Мадуас и Пино очень важны – ставка сделана на горы, и там они оба хороши. Да, это серьезная ставка и непростой выбор, но он сделан».
В своей авторской колонке бывший известный велогонщик и телекомментатор Сириль Гимар отметил: «Проблема Демара куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Вы берете на старт Пино, Годю, Мадуаса… Кого вы хотите поставить в помощь Демару? На этапе Тура Швейцарии мы прекрасно могли убедиться, что ему нужен поезд, который может его развозить к победе. Он не МакЮэн или Кэвендиш, которые способны бороться в одиночку без команды. Ему нужны помощники. Арно также надо отряжать сильных ребят, которые будут помогать ему выживать в горах (чтобы попасть в лимит времени). Это настоящая проблема, поэтому отсутствие Демара не стало для меня сюрпризом. Я бы куда больше удивился, не обнаружив в команде Тибо Пино. Но такого быть просто не могло, на мой взгляд».
А что думаете вы? Оправдано ли решение команды, и честно ли это по отношению к одному из сильнейших спринтеров? И не пожалеют ли французы о своем выборе на Тур де Франс?
Напоминаем, что вовсю продолжается подготовка к Тур де Франс. Сегодня на Туре Швейцарии королевский горный этап – подробнее читайте в нашем материале «Охота за сокровищами Боденского озера».
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше.
Photo: lequipe.fr, francebleu.fr, cycling.today, sbs.com.au, francetvinfo.fr