12 мин.

Кто остановит Погачара? Превью гонки Милан-Сан-Ремо

Погачар: Новый Меркс – не такой, как другие

В мировом велоспорте появился новый Каннибал. Такое прозвище почти 50 лет назад дала легендарному бельгийцу Эдди Мерксу дочь одного из его товарищей по команде за то, что он был настолько силен, что попросту не давал никому выиграть. В итоге собрав за профессиональную карьеру коллекцию из пятисот с лишним побед на шоссе, бельгиец стал самым титулованным гонщиком в истории.

Словенец Тадей Погачар в свои 24 года все еще входит в молодежный зачет на велогонках Мирового тура. При этом он имеет на своем счету несколько десятков больших побед, включая самую престижную – генеральную классификацию Тур де Франс, которая покорялась ему дважды. Большинство коллег по ремеслу могут только мечтать о таком богатом послужном списке, который есть у Тадея уже сейчас. Но Погачару этого мало – летом он нацелен взять свой третий Тур де Франс, а перед этим стремится одержать несколько побед на весенних классических гонках.

Погачар празднует победу на Тур де Франс

Хотя словенец в интервью никогда не говорил этого прямо, но мы можем с уверенностью утверждать, что он мечтает выиграть все Монументы велоспорта. Это пять однодневных классических гонок, разных по своим характеристикам и профилям трасс. К примеру, одна из них подходит спринтерам, другая – горнякам, третья и вовсе требует умения хорошо ездить по булыжным секциям. Разумеется, список фаворитов на этих гонках значительно отличается в зависимости от специализации спортсменов.

Неудивительно, что все пять Монументов за всю историю велоспорта покорились лишь трем велогонщикам, одним из которых был, конечно же, Эдди Меркс. Бельгиец умел практически все на трассе, и поэтому был настолько успешен в любом старте, в котором принимал участие. Погачар такой же, он не имеет откровенно слабых мест и потому способен побеждать в совершенно различных стилях. И хотя за последние пятьдесят лет в велоспорте не раз искали новых всепобеждающих Мерксов, ни один не оправдывал ожиданий. Но многие специалисты сегодня признают, что Тадей может стать тем самым исключением. И что самое главное, в это верит сам легендарный Эдди Меркс, который еще в конце 2021 года признал, что видит в словенце своего последователя.

Погачар и Меркс - два Каннибала велоспорта

На данный момент в копилке Погачара есть победы на двух Монументах: Ломбардии и Льеж-Бастонь-Льеж, которые традиционно по своим характеристикам всегда подходили горнякам. Учитывая взрывной характер Тадея при ведении гонки, а также умение прекрасно финишировать в подъем – мало кто сомневался, что Поги рано или поздно их выиграет. Оставшиеся три Монумента предъявляют несколько другие требования к спортсмену, и побеждать там словенцу будет сложнее. Но такие вызовы разжигают только еще большее желание у Тадея, и уже в эту субботу он постарается пополнить свою коллекцию третьим Монументом.

Милан–Сан-Ремо: спринтеры против универсалов

Гонка Милан–Сан-Ремо, в противовес той же Ломбардии, которую Погачар выигрывал уже дважды, считается спринтерской классикой. Профиль трассы не имеет серьезных подъемов и маршрут по большей части проходит по равнинной местности. Поэтому не должен удивлять тот факт, что в списке ее победителей мы найдем немало известнейших мастеров быстрого финиша: немца Эрика Цабеля, испанца Оскара Фрейре, итальянца Марио Чиполлини или британца Марка Кэвендиша. Некоторым из них знаменитая Классичисима покорялась несколько раз.

Но в последние годы тенденция несколько поменялась, и специалистам-универсалам не раз удавалось обмануть спринтеров и их команды, совершая успешные отрывы из пелотона. Именно в этом состоит расчет и самого Погачара. В прошлом году ему удалось уехать от основной группы, но тогда из-за тактического просчета на финише гонки Тадей занял только пятое место, а победителем стал его соотечественник Матей Мохорич.

Победа Матея Мохорича в 2022 году

Несмотря на поражение, Поги был позитивно настроен на финише: «Я доволен нашим командным выступлением. Мы активно провели гонку, поэтому поздравляю всех своих партнеров и Матея. Он заслужил победу: перед стартом Матей сказал мне, чтобы я даже не пытался следовать за ним на спусках, и я прекрасно знал, что он ведет себя словно сумасшедший, когда дорога идет под гору. Кроме того, на вершине Мохорич опустил подседельный штырь, чтобы рвануть вниз еще быстрее. И когда Матей обгонял меня на спуске, я видел, что он запредельно рискует, его заносило на каждом повороте, и преследовать его было просто невозможно». 

В последний раз чисто спринтерская развязка на Милан-Сан-Ремо состоялась в 2016 году, когда победа досталась французу Арно Демару. Были близки к победе мастера быстрого финиша и в 2018 году – они почти догнали уехавшего в отрыв на последнем подъеме итальянца Винченцо Нибали, но им не хватило десятка метров дистанции, чтобы опередить его. Финишировавший вторым австралиец Калеб Юэн тогда отметил: «Единственное, что было против нас в этой гонке – это то, что Нибали оказался настолько силен». Сам же победитель признал, что победа далась ему очень тяжело: «Последние километры превратились в бесконечные мучения и страдания. Но когда я атаковал на подъеме, знал, что мне дальше придется идти одному против всех – и так в итоге и получилось».

Нибали с трудом удержался в 2018 году

Схожая ситуация повторилась в 2021 году – тогда победа досталась бельгийцу Ясперу Стейвену, а австралийский спринтер Калеб Юэн вновь оказался на финише вторым, проиграв чемпиону снова менее секунды.

Милан–Сан-Ремо: трасса

Сами итальянцы называют гонку Милан-Сан-Ремо термином «Классичисима», что в вольном переводе звучит как королева классик или величайшая из классик. Такое прозвище закрепилось в период 30-х и 40-х годов прошлого века с подачи местной прессы, когда популярность Милан–Сан-Ремо была на пике из-за эпических сражений выдающихся итальянцев: сначала Альфредо Бинды с Леарко Гуэррой, а затем и Фаусто Коппи с Джино Бартоли. Приблизительно в те же годы появилось и еще одно название – «Гонка святого Иосифа», поскольку тогда старт неизменно давали 19 марта, в день, когда в католической Италии отмечается праздник этого святого покровителя. Со временем жесткую привязку к конкретной дате исключили, хотя все равно Милан–Сан-Ремо проходит приблизительно в эти сроки (в этом году старт запланировали на 18 марта). Отсюда следует и третье название гонки – «Классика Примавера» или весенняя классика.

Пелтон в пути на Милан-Сан-Ремо

Маршрут этого года несколько отличается от того, что был в предыдущих сезонах. Впервые в истории старт гонке будет дан не в самом Милане, а в его пригороде – местечке Аббиатеграссо. Это связано с тем, что на сей раз Классичиссима почти совпала по датам с проведением бегового полумарафона. И для того, чтобы обеспечить безопасность и подготовить трассы к двум большим событиям, было принято решение разнести их маршруты в разные места. Несмотря на корректировки, организаторам удалось сохранить уникальную протяженность трассы в 294 километра. А с учетом нейтрализованного старта в Аббиатеграссо всего гонщикам в субботу предстоит преодолеть свыше трехсот километров. И хотя начальная точка гонки малознакома спортсменам, на дистанцию привычного маршрута Милан–Сан-Ремо они должны выехать ориентировочно уже через 30-40 минут после старта.

Классическими местами для атаки остаются два относительно несложных подъема на Чипрессу (5,5 километра со средним градиентом 4,1%) и Поджио (3,7 километра со средним градиентом 3,7%), которые располагаются незадолго до финиша. В прошлом году именно на Чипрессе команда Погачара задала очень высокий темп, отцепив из группы лидеров сильных спринтеров. А затем на Поджио уже после атак самого Тадея был окончательно очерчен круг претендентов на победу. Решающее же преимущество было добыто словенцем Мохоричем на спуске. «На Поджио я совершил ошибку, атаковав слишком рано, да еще и дул сильный встречный ветер - признал после финиша Погачар, - Ошибки в такой гонке исправлять очень сложно. Я попытался провести еще несколько атак ближе к вершине, но соперники всегда успешно реагировали, а дальше уже был спуск».

Вероятно, и в этом году решающие атаки универсалы будут готовить на эти двух подъемах. И если никому так и не удастся сбежать на Чипрессе и Поджио, то нас будет ждать финишный спринт. К слову, подъем на Поджио включили в маршрут 63 года назад, поскольку организаторам сильно надоела езда пелотона «большим колхозом» до финишного километра без попыток каких-либо атак. И хотя само по себе восхождение на Поджио не является тяжелым, для многих гонщиков после шести часов работы он становится настоящей непреодолимой стеной, которая лишает их последних сил.

Предварительный прогноз погоды на субботу обещает попутный ветер, который способствует атакам из пелотона и резко снижает шанс спринтерской разборки на финише. Кроме того, день обещает быть по-настоящему весенним – на старте утром будет несколько прохладно, но днем на солнце воздух прогреется до комфортных температур. Впрочем, погоду, как и ход самой гонки, нельзя предсказать точно.

Маршрут Милан-Сан-Ремо 2023 года

Милан–Сан-Ремо: фавориты

Почему же главным фаворитом все называют Погачара? Словенец в начале этого сезона кажется непобедимым и одерживает победы во всех гонках, в которых только желает показать свой класс. Как правило, исключениями являются чисто спринтерские этапы многодневных гонок, где Тадей несколько бережет себя, не влезая в сумасшедшие разборки на бешенной скорости в финишном створе. Это не совсем его специализация, хотя финишировать из небольшой группы он тоже умеет.

Многие ждали, что на престижной гонке Мирового тура Париж–Ницца «новому Каннибалу» окажет сопротивление датчанин Йонас Вингегор, в прошлом году вырвавший у Погачара титул чемпиона Тур де Франс. Но по весне потомок викингов оказался не готовым к сражению с Тадеем. Словенец выиграл абсолютно все горные и холмистые этапы, в итоге собрав коллекцию едва ли ни всех возможных маек в разных классификациях. Его острые атаки настолько нокаутировали соперников, что они обычно даже не пытались держаться за Погачаром, а просто продолжали ехать своим темпом среди обычных людей.

«Я знаю эти дороги достаточно хорошо, - признается Тадей, - Я живу неподалеку отсюда и порою на тренировках даже могу заехать на Поджио. В голове я прокручивал немало сценариев гонки, но она все равно остается крайне непредсказуемой и одной из сложнейших для того, чтобы выиграть».

Погачар - главный фаворит гонки

Профиль трассы Милан-Сан-Ремо не настолько идеально подходит Погачару, и наверняка найдутся люди, которые захотят дать ему отпор на первом Монументе сезона. Но при текущей потрясающей физической форме даже на таком плоском маршруте словенца называют претендентом номер один. Кто же может остановить Тадея?

Специалисты и букмекеры отдают свое предпочтение 28-летнему бельгийцу Воуту ван Арту. Это один из сильнейших классиков современности, который минувшим летом внес огромный вклад в победу своего партнера по команде Вингегора над Погачаром на Тур де Франс. Кроме того, он уже побеждал на Милан-Сан-Ремо три года назад. Главным фактором против его успеха в субботу считается тот факт, что этой зимой у него почти не было отдыха из-за участия в этапах кубка мира и чемпионате мира по велокроссу. Из-за этого форма бельгийца и его оппонента Матье ван дер Пула, взявшего в феврале чемпионский титул в велокроссе, может быть неоптимальной. Кроме них, в число претендентов на победу включают действующего победителя Милан-Сан-Ремо словенца Матея Мохорича. Среди спринтеров в первых рядах фигрируют имена Калеба Юэна, Фернандо Гавирии, Яспера Филипсена и молодого Арно де Ли.

Пройдемся по списку фаворитов, разбив их на две большие группы в зависимости от предполагаемой развязки гонки.

Универсалы: Жюлиан Алафилипп (Франция, победитель 2019 года), Альберто Беттиоль (Италия), Воут ван Арт (Бельгия, победитель 2020 года), Матье ван дер Пул (Нидерланды), Михал Квятковски (Польша, победитель 2017 года), Серен Крог Андерсен (Дания), Кристоф Лапорт (Франция), Матей Мохорич (Словения, победитель 2022 года), Нельсон Паулесс (США), Тадей Погачар (Словения), Мадс Педерсен (Дания), Яспер Стейвен (Бельгия, победитель 2021 года)

Спринтеры: Сэм Беннетт (Ирландия), Арно де Ли (Бельгия), Фернандо Гавирия (Колумбия), Джон Дегенкольб (Германия, победитель 2015 года), Арно Демар (Франция, победитель 2016 года), Бриан Кокар (Франция), Марк Кэвендиш (Великобритания, победитель 2009 года), Яспер Филипсен (Бельгия), Калеб Юэн (Австралия)

Топ-5 фаворитов у букмекеров: Воут ван Арт, Матье ван дер Пул, Матей Мохорич, Тадей Погачар, Калеб Юэн

Разумеется, представленный выше список не является исчерпывающим, возможных претендентов на победу в весенней классике в два-три раза больше в зависимости от стечения обстоятельств в гонке. Можно отметить ветеранов Петера Сагана (Словакия) и Зденека Штыбара (Чехия), находящихся в расцвете сил Магнуса Корта Нильсена (Дания) и Бенуа Коснефруа (Франция), перспективных Аттилу Вальтера (Венгрия) и Магнуса Шеффилда (США), потрясающего специалиста разделок Филиппо Ганну (Италия), первого африканского победителя велоклассик Биниама Гирмая (Эритрея) и многих других.

Среди потерь выделяется британец Том Пидкок, который две недели назад выиграл другую престижную итальянскую классическую гонку «Страде Бьянке». Он упал на одном из этапов многодневки Тиррено-Адриатико и получил легкое сотрясение мозга, которое не позволит ему выйти на старт Классичиссимы в субботу. Сам Том крайне лестно отзывался о Монументе и очень хотел попробовать его выиграть: «Ты сначала просто едешь две сотни километров, чтобы затем начать борьбу на последних ста. Наверное, эти и делает Милан-Сан-Ремо такой красивой и необычной. А атакуя на Поджио, ты уже понимаешь, какие у тебя шансы на успех. Думаю, есть что-то особенное на однодневных гонках, здесь все случается за один день, и в этом есть некая романтика».

Том Пидкок пропускает Милан-Сан-Ремо

Милан–Сан-Ремо: дата и время

За счет уникальной длины в 300 километров весенняя классика растягивается почти на весь день. Старт в Милане (или его пригороде, как в этот раз) дается в районе 10 часов утра по местному времени, а финишируют сильнейшие гонщики около 5 вечера на улице via Roma в Сан-Ремо, главной артерии города цветов, идущей параллельно морю. Полюбоваться красотами Италии и битвой сильнейших велогонщиков мира вы сможете в полном объеме на телеканале Eurosport 2 (для тех, у кого есть такая возможность), который предоставляет свой эфир первому Монументу сезона в субботу 18 марта с 11:45 до 19:45 по московскому времени. Тем, кто не готов проводить столько времени у своего телевизора или гаджета, советуем подключиться к эфиру около 17:30 мск, когда ожидаются ключевые события гонки.

Если вам нравится читать о велоспорте, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты, которые появились на sports.ru, также приветствуются. Любая активность читателей стимулирует писать чаще и лучше. Давайте покажем, что спорт – это не только футбол, хоккей и скандальные заминусованные статьи о политике.

Город цветов Сан-Ремо принимает финиш