Великий уравнитель. Как чиновники метят в матчмейкеры
В общем и целом, есть довольно большая вероятность того, что субботний турнир UFC в Стокгольме станет бедным родственником в череде событий с трехбуквенной эмблемой по всему миру.
В этот день будет два турнира UFC Fight Night — причем второй будет в Канаде, а организации традиционно куда интереснее турниры, которые проводятся в западном полушарии. В Галифаксе будет четыре бойца из ТОП-10 рейтингов UFC, в Стокгольме — ни одного. Достаточно простая арифметика.
Для русских есть отдельная арифметика: один представитель нашей страны в Канаде против четырех (а если считать за своего родившегося в Омске и идеального говорящего на русском немца Сивера, то и пяти) в Швеции. Но это такая региональная фанатская радость: просто везти из России до Швеции ближе, да и российским фанатам, если таковые найдутся, не сильно сложно будет приехать. В общем, маркетинговый ход в чистом виде. Но речь не о нем.
Хотелось бы поговорить о крайне занятной замене соперника для вышеупомянутого Денниса Сивера. Изначально он должен был встретиться с Робертом Уайтфордом, но тот на днях объявил о том, что травмирован. Тогда на его место утвердили Тэйлора Лапилуса, которого очень скоро заменили на Чарльза Розу. Внимание, самое интересное: заменили не из-за травмы или какого-то другого форс-мажора, а потому что его кандидатуру отвергла федерация ММА Швеции, SMMAF. Основание? После изучения видеоматериалов, федерация решила, что француз слишком неопытен, а вот Роза будет в самый раз. Вот такая история: оказалось, что мнения Шона Шелби, утверждавшего этот бой, уже недостаточно.
Оказывается, и так бывает.
Не могу похвастаться обилием инсайдерской информации из стана SMMAF, поскольку особенно с этой федерацией пересекаться не приходилось, так что ограничусь тем, что слышал от шведских бойцов, тренеров и журналистов, чтобы чуть прояснить картину.
На севере Европы для UFC не так много направлений: Швеция, Дания, Финляндия. В Норвегии и Исландии турниры ММА проводить нельзя. Несколько лет после начала выездов UFC по всему миру люди гадали, в какую из северных стран она приедет первой. Причем лучшие шансы вроде как были у Финляндии, потому что в Дании на тот момент было не особо хорошо с бойцами, а в Швеции сидела SMMAF, которая запрещала удары локтями в голову на шведских турнирах, что закрывало двери в эту страну для Уайта, который никогда бы не стал менять правила под определенный регион.
В конце 2011 года SMMAF все же сдалась и разрешила локти, а всего пару недель спустя появилась новость о том, что «пробивание» Северной Европы UFC начнет со Стокгольма. Причем делала это вполне в свойственной для себя манере: просто заходила на местный рынок королем, словно там и была, а все, кто на нем был до этого, либо склоняли голову и становились либо верными вассалами, либо персонами нон-грата.
Большинство голову склонило, причем без особого сопротивления: представители местных СМИ танцевали на задних лапках за аккредитацию на турнир, и даже под это все дело была создана организация IMMAF, которая получила поддержку UFC (правда, на послематчевой пресс-конференции в апреле 2012 года Уайт так и не сумел ответить на вопрос, чем эта организация будет заниматься и как UFC собралась ее поддерживать).
В общем, все были рады и довольны, кроме, видимо, SMAAF. Обойти ее так просто было нельзя, потому что она санкционирует проведение турниров на территории страны — вот и решили ребята воспользоваться моментом и немного поиграть во влиятельных персон. Первый акт драмы состоялся полтора года назад, когда Густафссон получил рассечение за неделю до турнира, и именно по настоянию SMMAF был отстранен от боя, невзирая на все протесты. По иронии судьбы, буквально через пару недель примерно такую же сечку получил перед своим поединком один из бойцов Alpha Male, но он все решил гораздо проще: на пути в Сан-Хосе, где проводился турнир, просто заклеил ее суперклеем — и победил легко и уверенно.
Никто не говорит о том, что и Густафссон смог бы точно так же, и в целом в Стокгольме какой-никакой резон отменить бой был. Но теперь вот Роза вместо Лапилуса, один дебютант вместо другого, 9-0 вместо 8-1 — насколько обоснованно было это вмешательство? Если мы отбросим все разговоры о том, что это бой, и в нем все бывает, то я сразу скажу, что не вижу особо больших шансов против Сивера ни у Розы, ни у Лапилуса. Если не ждать и смотреть, как они оба будут выступать и не готовить заднеумовые выступления через пару лет, то здесь и сейчас Сивер должен уверенно побеждать и того, и другого. А потому все эти протесты SMMAF — не более чем попытка довольно нелогично поиграть мускулами и показать, что федерация может на что-то повлиять.
Апелляции к тому, что у Лапилуса последние соперники были с неважными рекордами — ну хорошо, загляните в рекорд к Хабибу Нурмагомедову, он за полгода до дебюта в UFC дрался с людьми, у которых сейчас 2-5 и 0-5, вас это сильно беспокоит? Если SMMAF так упорно бьется за равенство сил в каждом поединке, то как же она позволила свершиться бою Мусаси — Латифи, в котором на шведа давали 1 к 7? Да даже если брать субботний турнир, то как можно качать права насчет Сивера и не замечать боя Бэкстрем — Уилкинсон? Это же не бой, а просто ритуальное жертвоприношение как оно есть.
Вставать в такую позу организации, отвечающей за развитие ММА в своей стране, просто нелепо. Я помню, как в начале 2012 года все в Скандинавии только и говорили о том, что теперь, с приходом UFC, появление крутейших шведских бойцов будет поставлено на нескончаемый поток. Прошло почти три года — кто из шведов «второй волны», появившихся в организации после апреля 2012 года, подает реальные надежды? Неплох Мусоке (вполне может победить Яковлева), очень хорош Бэкстрем (потенциал уровня ТОП-10, а то и выше), пришел в себя после дебютного поражения Латифи. Все.
Сколько в карде новых шведских бойцов? Ноль. Россиян (с учетом Сивера) в нем больше, чем шведов. Среднестатистический фанат ММА смотрит на карту Швеции, и видит огромную надпись «Александр Густафссон». Ну еще, может быть, маленькие надписи «ABBA», «IKEA» и «шведская семья». Все, больше ничего он там не видит.
Со стороны кажется, что у шведской федерации ММА могут найтись дела чуть поважнее, чем публичный пересмотр решений матчмейкеров UFC — таких специальных и профессиональных людей, получающих за принятие этих решений неплохие деньги.
Автор — Станислав Харламов
Фото на mmabazar.ru