11 мин.

Смотришь UFC – а там мужики друг друга залеживают. Как не уснуть?

Краткий гайд по борьбе.

UFC начнет 2025 год ярким турниром в Инглвуде (основной кард UFC 311 – в 06:00 по мск, трансляция – на «Матч ТВ»), но есть проблема: три бойца из двух главных поединков турнира – борцы. Несмотря на развитие MMA в России, большинство зрителей до сих пор предпочитают смотреть на эффектные и кровавые рубки, а не на техничные борцовские схватки. Особенно это касается непогруженных фанатов – часто им просто трудно разобраться, что происходит в партере.

Помогаем.

В современных ММА действительно много борьбы – просто она слишком эффективна. Причин много

В этом тексте постараемся не углубляться в подробный разбор противостояние борцов и ударников, а лишь закрепим: бойцы с уклоном в борьбу действительно немного сильнее бойцов с уклоном в ударку. Пять лет назад у нас выходил про это подробный текст – и он до сих пор достаточно актуален.

Первое: борьба более надежная и доминантная, чем ударка. Даже новичку в смешанных единоборствах будет очевидно, что хороший контроль в борьбе гораздо эффективнее, чем превосходство в ударке. Причина – в гораздо меньших рисках: хороший борец или грэпплер, доминируя в партере, чувствует себя более безопасно, чем хороший ударник, перестреливающий соперника в стойке. Сложно внезапно попасться на болевой прием (хоть и возможно), а вот пропустить лаки-панч – легко.

Второе: борца проще научить базовой ударке, чем ударника – базовой борьбе. ММА-борьба во всех ее аспектах (а это проходы, броски, работа в партере снизу и сверху) – очень многогранное, сложное и тонкое искусство. Разница в классе в стойке заметна, но не суперкритична: поставив защиту и несколько базовых ударов борец выживет в стойке, но если против базового ударника выходит сильный борец, то минимальные навыки грэпплинга ему не помогут – придется терпеть доминирование в партере и выжимать все из моментов в ударке.

Третье: у борцов более мощная рабочая этика и физическая подготовка. Они находятся на другом уровне дисциплины, отношения к делу и общей физической готовности. Это касается не только спортсменов с Кавказа – все то же самое можно сказать и про борцов из других регионов и стран. К тяжелому труду с самого детства располагает сам вид спорта – и это помогает при переходе в ММА.

Четвертое: современные правила ММА. Не то что бы они сильно подыгрывают борцам, но определенно делают жизнь бойца с хорошим грэпплингом немного проще. Для примера: вот в каком положении оказался топовый джитсер Алджамейн Стерлинг после неудачного прохода против Петра Яна:

Что в такой ситуации делать Яну? Разумеется, идти бороться с лучшим грэпплером дивизиона – не лучший вариант. Терять позицию тоже не хочется – уж слишком она безопасная и комфортная. Что остается? По современным правилам – ничего, ведь в таком случае бить коленом не разрешается. Правда, как мы помним, в том бою Ян про это забыл.

Борьба в ММА – сила, но как научиться в ней разбираться? На что смотреть?

Люди любят смотреть бои ударников из-за высокой активности, постоянного напряжения, которое ощущается даже в паузах, и понятного действия: один дал другому по лицу, у того пошла кровь – всем все понятно. Борьба – другое дело. Понять происходящее гораздо сложнее, уследить за отдельными микромоментами бывает вообще невозможно. Попробуем объяснить базу.

Борьба в ММА разделяется на два вида: борьба в стойке и борьба в партере. В первом случае бойцы преследуют разные цели: один пытается перевести соперника на землю, а другой – помешать этому, устояв на ногах. Во втором случае оба бойца преследуют одну цель: занять более выгодную позицию, которая позволит нанести урон, зайти на прием или побыстрее вернуться в стойку.

Борьба в стойке чуть более простая для понимания, чем борьба в партере. Самое простое и быстрое здесь – проходы в ноги. Чаще встречаются проходы в одну ногу: они проще и их легко выполнить, двигаясь на соперника. Благодаря этому такие проходы часто соединяют в комбинацию с отвлекающим ударом:

Арман Царукян выбрасывает отвлекающий левый джеб

И тут же проходит в переднюю ногу Дамира Исмагулова

Проходы в две ноги смотрятся эффектнее. Обычно их выполняют, подсаживаясь навстречу сближающемуся сопернику:

Алекс Волкановски начинает сближение с Исламом Махачевым

В ответ Махачев делает проход в две ноги

Когда наблюдаете за затяжным проходом, обязательно следите за конечностями защищающегося бойца – прежде всего ему нужно просунуть хотя бы одну руку под руку атакующего (лучше снизу, но можно и через верх) и успеть отбросить ноги назад. Пример защиты от Ислама Махачева:

Если защищающийся боец уже падает на землю, то ему нужно правильно довернуться корпусом, не дать сопернику уложить себя на спину и как можно скорее вернуть опору хотя бы на колени. Такая база поможет быстро вернуться в стойку. 

Другой вид тейкдаунов в ММА – броски и подсечки. Это супероружие сильных дзюдоистов, которые чаще всего используют его в клинче. Такие переводы в смешанных единоборствах – самые эффектные и амплитудные. Посмотрите на этот бросок от Махачева против Чарльза Оливейры:

Чтобы увидеть готовящийся бросок или подсечку – следите за ногами и руками бойцов. Боец, собирающийся выполнить подсечку, будет подворачивать корпус и попытается просунуть руки под руки соперника для дополнительного контроля.

Но бывает, что боец делает подсечку прямо из стойки, маскируя ее за ударом:

Петр Ян показывает левый хук

Маскируя сближение для подсечки

Еще есть корпусные броски – пришедшие из греко-римской борьбы суплексы, сваливания и другие переводы при помощи замка на корпусе. Но они используются чуть реже – основную массу тейкдаунов в ММА составляют проходы, подсечки и броски. 

Что происходит в партере? Знакомимся с гардом, хаф-гардом, маунтом и другими позициями

После успешного перевода бойцы попадают в партер, где борются за улучшение позиции, параллельно стараясь нанести урон ударами и выйти на прием. Самая интересная активность в партере – переходы из позиции в позицию и подготовка приема. Именно за этими процессами нужно следить при работе бойцов на земле.

Чтобы увидеть переходы, смотрите за ногами бойцов. Хоть объективы камеры и направлены на лица и верхнюю часть тела, чаще всего именно в области ног происходит основная борьба: спортсмен сверху пытается обойти ноги соперника, а спортсмен снизу всячески старается контролировать его движение при помощи замков. 

Иногда бойцу снизу удается выполнить свип, мостик, «креветку» или другой прием для выхода из позиции контроля – внезапная смена позиций, особенно после долго контроля, зажигает публику. Можно сравнить это с моментом, когда боец, зажатый к сетке, резко отвечает сопернику сильным панчем – ценность момента схожая.  

Какие основные позиции есть в партере?

• Гард – самая безопасная позиция для бойца, находящегося снизу. В ММА она рассматривается как равная или близкая к равной. Боец сверху в такой позиции чаще всего просто бьет руками сверху или пытается перейти в более выгодную позицию. А вот боец снизу может попробовать выйти на треугольник, рычаг локтя, омоплату или любой другой прием, задействующий ноги.

Ислам Махачев в гарде Чарльза Оливейры

• Хаф-гард – позиция с преимуществом бойца сверху, ведь в ней количество вариантов для бойца снизу резко сокращается. А вот атакующий, наоборот, получает возможность провести, например, ручной треугольник или перейти в доминирующую позицию бокового контроля. Защищаться от переходов в таком случае бойцу снизу тяжело, ведь под замком находится лишь одна нога, а не весь корпус.

Ислам Махачев в хаф-гарде Криса Уэйда

• Боковой контроль – доминирующая позиция в партере. Есть два варианта удержания в боковом контроле: лежа на боку и лежа на груди. Для плотного контроля и атак сверху предпочтительнее положение на боку, для проведения приемов – позиция на груди. Когда бойцы находятся в боковом контроле, важно следить за ногами бойца сверху (для крепкого удержания они должны быть широко разведены) и положением корпуса бойца снизу, пытающегося вернуть ноги ближе к сопернику.

Валентина Шевченко в боковом контроле против Алексы Грассо

• Маунт – доминирующая позиция, самая сильная для бойца сверху. В такой ситуации у атакующего на руках абсолютно все варианты: он может разбивать соперника граунд-энд-паундом, выйти на любой из множества приемов или вынудить защищающегося отдать спину в попытках укрыться от атак. У бойца снизу почти нет хороших вариантов: для выхода из этой позиции, вероятнее всего, придется выбирать из плохих опций.

Ислам Махачев в маунте против Дастина Порье

• Бэк-маунт – доминирующая позиция за спиной соперника. Самая безопасная позиция для атакующего: при наличии крепкого замка ногами шансов изменить эту позицию у защищающегося почти нет. Вместе с этим в бэк-маунте у бойца за спиной не так много вариантов атаки – по сути, ему доступен лишь удушающий сзади. Чтобы выбраться, защищающийся боец должен провернуться в замке, тем самым попытавшись выйти в гард соперника. Тяжелейшая задача, требующая мощной взрывной силы и хорошей сноровки.

Алджамейн Стерлинг в бэк-маунте против Петра Яна

• Черепаха – позиция с преимуществом атакующего бойца, при определенных условиях может превратиться в доминирующую. В черепаху бойцы попадают после попыток подняться из стойки в партер – такую ловушку часто ставил Хабиб Нурмагомедов. В такой позиции атакующие бойцы обычно просто наносят удары, но в случае, если есть возможность заправить ноги и закрыть замок на корпусе соперника, то эта черепаха превращается в эквивалент бэк-маунта. А если боец сверху растягивает ноги соперника вдоль канваса – ситуация становится практически безвыходной.

Мераб Двалишвили в черепахе против Шона О’Мэлли

Важно отметить, что судейские критерии ММА отличаются от турниров по борьбе и грэпплингу. Позиция не так важна – большее значение имеет нанесенный урон и попытки приемов. Поэтому, если боец половину раунда пролежит в позиции бэк-маунта без попыток сделать удушающий прием, а затем вернется в стойку и допустит много попаданий – раунд уйдет сопернику.

Резюмируя, главное, что нужно понимать касательно судейства – контроль и работа в партере должны быть эффективными и активными, иначе просто не будут засчитаны как значительное действие.

***

Основная активность при работе в партере – перемещения из позиции в позицию. Основа этих перемещений – последовательности микродвижений руками, ногами и корпусом, которые позволяют переворачивать ситуацию в бою. Все эти ловушки, заготовки, обманки дают ощущение шахмат. С одной разницей – вместо фигур у спортсменов собственные тела и конечности.

Как и в случае шахмат, путей к полному, близкому к абсолютному, пониманию происходящего два: самостоятельно заниматься спортом на солидном уровне или смотреть поединок с глубоко разбирающимися комментаторами. Но база для понимания на начальном уровне у вас уже есть – не заскучаете.

Телеграм-канал Артема Нагорного. Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages.ru/Jeff Bottari