PFL хотят потеснить UFC. Но не с того начинают
В конце ноября объявили о том, что давно анонсированная сделка по покупке владельцами PFL другой крупной лиги ММА Bellator завершена: еще недавно «вторая лига в мире» становится филиалом PFL, а все ее бойцы - становятся собственностью материнской компании.
Очевидно, что по задумке владельцев PFL новость о покупке конкурента должна была произвести эффект разорвавшейся бомбы, но стала очередной хлопушкой. Во-первых, слухи ходили очень давно, а во-вторых, в 2023-м году всем понятно, что в мире существует один промоушен - UFC, а остальные лиги обречены подбирать крошки с барского стола
Судя по объемам инвестиций, арабские владельцы рассматривают PFL как долгосрочную инвестицию, призванную не только создать конкуренцию в мире смешанных единоборств, но и способствовать улучшению имиджа Саудовской Аравии. На имиджевые затраты арабы, как правило, не скупятся, да и затраты, если сравнивать с футболом, не так уж и велики. Это я к тому, что финансирование лиги, скорее всего, не прекратится, даже если в ближайшее время не удастся выйти на планируемые показатели. А, значит, у команды, занимающейся развитием PFL есть время.
Свой путь в бизнесе смешанных единоборств новые владельцы начали привычно: решили залить деньгами все, что движется. Громкое подписание Фрэнсиса Нганну и создание элитного дивизиона, в котором из звезд, кроме Нганну, есть разве что Джейк Пол, явные тому свидетельства. Покупка Bellator - шаг верном направлении, однако и эту инвестицию нужно правильно реализовать. Пока складывается ощущение, что боссы PFL не осознают, что их главное преимущество - это не безлимитный банковский счет, а время. У них есть деньги, они не зависят от телеконтрактов и имеют возможность постепенно развивать свой бренд, увеличивая его привлекательность
Рассмотрим несколько шагов, которые необходимо предпринять боссам PFL, чтобы в долгосрочной перспективе приблизиться к UFC и даже составить конкуренцию
Стратегия
Ни для кого не секрет, что успех в бизнесе в первую очередь зависит от бизнес-плана. Звучит банально, но это так. Если твоя стратегия изначально неправильная, ни о каком развитии не может быть и речи
PFL должны определиться, что для них важнее: пошуметь здесь и сейчас, пустив по ветру десятки миллионов, или произвести длительную перестройку с целью укомплектации ростера бойцами, способными привлекать зрителей и рекламодателей. Вместо того, чтобы платить миллионы долларов Нганну или Джейку Полу, можно было бы собрать целый дивизион, а заодно вложиться в маркетинг. С точки зрения сиюминутного «хайпа» подписание Нганну выглядит отличным решением, но в долгосрочной перспективе - это бесполезная растрата ресурса. Шум вокруг перехода Нганну давно утих, всем уже ясно, что драться по правилам ММА он не собирается, а, между тем, PFL продолжает платить ему зарплату. И это при том, что большинство дивизионов настолько слабо укомплектованы, что ни о каком интересе к ним не может быть и речи
Подытоживая: PFL необходимо поступательное развитие. Переманивание «звезд» ни к чему не приведет по той банальной причине, что им не с кем будет драться, в то время как постепенное наполнение ростера крепкими парнями позволит сформировать «костяк», способный привлечь зрительский интерес
Ростер
Вскоре после покупки Bellator, PFL анонсировали турнир, в котором примут участие чуть ли не все звезды промоушена. Ожидаемо турнир пройдет в Саудовской Аравии, дабы порадовать местную публику и хотя бы на своем поле навязать конкуренцию UFC, которые пожалуют в Эд-Рияд летом. Кард укомплектован чемпионами и получил громкое название PFL против Bellator
Все это хорошо, и турнир, на который запланированы сразу четыре «титульника», безусловно, должен привлечь внимание не только саудитов, но вот вопрос: что дальше? Чем промоушен собрался потчевать публику весной, если чуть ли не все актуальные чемпионы подерутся в конце февраля?
Ответ - на поверхности. Зрители увидят несколько невзрачных по именам турниров, разочаруются и бросят смотреть PFL. Это UFC позволительно устраивать по несколько женских мэйн-ивентов подряд. У PFL нет лояльной армии болельщиков, которые точно уверены, что промоушен вознаградит их за долготерпение
Причина, по которой PFL не может в долгосрочной перспективе конкурировать с UFC заключается в том, что у них нет такого мощного ростера. Дивизионы забиты никому не известными парнями, лучшие из которых не способны составить конкуренцию даже бойцам из топ-15 UFC. Взять легкий вес, в котором списанный из UFC за ненадобностью Оливье Обин-Мерсье стал чемпионом. Чувствуете разницу? В то время, как в UFC это дивизион акул, в PFL унылый ветеран забирает титул. И какая мотивация у среднестатистического болельщика следить за PFL?
Если PFL нацелены на то, чтобы сбросить UFC с Олимпа, то им нужен лучший в мире ростер. Без этого никак. Где взять бойцов, спросите вы. Я вам отвечу: там же, где берет UFC - в региональных лигах. Конечно, далеко не каждого можно убедить подписать контракт, особенно, когда на другой чаше весов возможность выступить в UFC, однако там, где не работают уговоры, на выручку приходят деньги. Большие деньги. Они у владельцев PFL есть. Ни для кого не секрет, что UFC платит новичкам минимальные гонорары: 10+10, 15+15. Ничто не мешает PFL платить в два раза больше. Если взять деньги, которые ни за что отдают Нганну и Джейку Полу, то можно собрать превосходный ростер. Конечно, не сразу, а по прошествии нескольких лет кропотливой работы. Но для этого нужно мыслить стратегически, а не гнаться за сиюминутной выгодой
Тезисно: PFL необходимо пополнить ростер качественными и перспективными бойцами из мелких лиг. Кто-то из них в будущем наверняка «выстрелит», а остальные создадут плотность в дивизионах, которой сейчас не хватает
Маркетинг
Маркетинг - это единственное, в чем PFL пока преуспевают. Благодаря подписаниям Нганну и покупке Bellator, они создали вокруг своего бренда медийный шум, благодаря которому о существовании промоушена узнали даже те, кто раньше не особо интересовался чем-то, кроме UFC
Однако этого мало. Чтобы в долгую победить UFC, нужна четкая маркетинговая стратегия. Вроде тех, что используют компании, выходящие со своим товаром на конкурентный рынок
Да, PFL удается создавать информационные поводы, однако сами по себе они ничего не значит. Да, о промоушене узнает больше людей, но это ведь не гарантирует, что они включат турнир PFC, или заплатят деньги. Самой крупной звездой организации является Фрэнсис Нганну, который не спешит возвращаться из ринга в октагон
Чтобы выиграть конкуренцию с UFC, необходимо прорывное событие. Для самой UFC таким был первый сезон TUF, завершившийся грандиозным финалом. Почему бы Рэю Сефо и компании не устроить что подобное, только переработав и улучшив концепт? Понятно, что это проект убыточный, однако для UFC стал спасительным билетом. Может стать таковым и для PFL
PFL нужно продвигать имидж богатого, уверенного в своем будущем промоушене, который настроен в скором времени обрести величие. Промоушен, в котором большие деньги платят не только ветеранам и «сбитым летчикам», но и простым парням, пришедшим из мелких бразильских и американских промоушенов. После этого у PFL не будет проблем с ростером, а впоследствии - со зрителями и рекламодателями
Тезисно: PFL нужно инвестировать в развитие бренда. Но не бездумно швыряться деньгами, а разработать стратегию, которая позволит привлечь аудиторию и рекламодателей, сделать бренд уважаемым и узнаваемым
Топ-менеджмент
Для того, чтобы привести бизнес-проект к успеху, нужна команда профессиональных менеджеров, имеющих большой опыт в сфере. Сейчас кажется, что все лучшие управленцы собраны в UFC, однако это едва соответствует истине. Имея неограниченный капитал, можно переманить толковых менеджеров, собрать эффективную команду, которая поведет компанию в светлое будущее. В футболе, когда строят проект, в первую очередь, приглашают грамотного спортивного директора и тренера. В ММА, помимо маркетологов, финансистов, лоббистов, нужны грамотные промоутеры, которые знают, чего хотят фанаты, и как им угодить. Если саудовские инвесторы хотят добиться успеха, то первое, о чем им следует позаботиться - это о команде менеджеров
Рекрутинг
Как известно, все великое начинается с малого. В футболе топ-клубы вкладывают деньги в спортивные академии, в которых растут будущие «звезды». В ММА, насколько мне известно, эти пока никто не озаботился. Клубы по смешанным единоборствам существуют отдельно от промоушенов: лучшие бойцы подписывают контракты и т.д. Если PFL нацелились на долгосрочный проект, то им ничто не мешает инвестировать несколько миллионов долларов и открыть академии смешанных единоборств по всему миру. Там будет расти новое поколение, тренироваться действующие бойцы, и все это весьма благоприятно скажется на имидже промоушена. Открыв залы в Африке, Европе, Азии, Северной и Южной Америке, PFL делом докажут, что готовы развивать смешанные единоборства, а не только трепать языком. И не нужно вкладывать десятки миллионов, создавая мега-залы наподобие тех, что открывают в Эмиратах. Достаточно самого простого, но оборудованного всем необходимым тренировочного пространства под управлением грамотного тренера. Окупаемость такой инвестиции не заставит себя ждать
Итоги: Подводя итог, все вышеперечисленное - лишь малая часть того, что может сделать PFL дабы навязать реальную конкуренцию UFC. Необходимо заботиться о бойцах, обеспечить их медицинской страховкой, пенсионными выплатами и прочим. Нужно развиваться медийно, распространяя своё влияние по всему миру. Нужно, чтобы ведущие спортивные СМИ писали о PFL, чтобы болельщики знали о их турнирах и о том, где их смотреть. Нужно проделать очень много работы. Однако если запастись терпением, не гнаться за сиюминутной выгодой, то вполне реально создать конкурента UFC. Я в этом абсолютно уверен
При этом топовый Немков дерется с каким-то бразильским ноунеймом со стремным рекордом )
Здесь сразу возникает вопрос: если у вас гора бабок, то почему вы не делаете подписания бойцов, переманивая у конкурента, где на слабые зп постоянно жалуются, а просьбы о бонусах после боев стали нормой.
Честно, сомневаюсь, что эти промоушены вызовут интерес. Автор верно подметил, без долгосрочной стратегии и какой-то ключевой точки/заманухи у них мало что получится.