13 мин.

На выходных в UFC подерутся главные лоу-кик-маньяки – их соперники до сих пор лечат ноги

Джастин Гэтжи против Эдсона Барбозы.

В последнее воскресенье марта в Филадельфии пройдет десятый турнир UFC в 2019-м. В главном бою сцепятся две главные лоу-кик-машины промоушена – Эдсон Барбоза и Джастин Гэтжи.

Оба бойца входят в топ-10 легкого веса – победитель может подняться в пятерку сильнейших и приблизиться к титульным разборкам. Но турнирно-мотивационная часть в этом поединке далеко не на первом месте.

Бой Гэтжи и Барбозы – нокаут-матч, возможно, двух самых агрессивных страйкеров UFC, в котором оба будут драться за гораздо более важные вещи, чем позиции в рейтинги.

За что? За огромное творческое наследие.

Барбозы нокаутировал всеми видами ударов

Барбоза – единственный нокаутер в истории UFC, в активе которого есть финиши хай-киком (удар ногой в голову), мидл-киком (удар ногой в корпус), лоу-киком (удар ногой по ногам), летящим коленом и ударом рукой в корпус. До UFC Барбоза тоже финишировал соперников яркими панчами.

Эдсон – единственный боец в истории промоушена, у которого есть два нокаута лоу-киками (Майк Лулло на UFC 123 и Рафаэль Оливейра на UFC 162). Барбоза отбил ноги Оливейре так сильно, что бойца после выхода из клетки немедленно госпитализировали. Когда боль стала невозможной, ему вкололи две дозы морфия. «Я еле ходил после боя. Это была самая острая и невыносимая боль, которую я когда-либо испытывал», – вспоминал Оливейра.

Барбоза доказал, что лоу-кик даже на топ-уровне может использоваться не только в качестве связующего удара, но и как самостоятельный нокаут-инструмент.

Еще один соперник Барбозы Гилберт Мелендес считает, что у бразильца идеальные удары ногами. «У лоу-кикеров часто есть недостатки. Первый вариант – они бьют быстро, но слабо. Второй – у них жесткий лоу, но медленный. У Барбозы же нет недостатков. Он бьет очень быстро и очень сильно, у него идеальный тайминг.

Во время боя ты можешь не ощущать боль настолько остро, потому что адреналин заглушает любую физическую боль. Настоящие страдания после боя с лоу-кикером приходят после боя. Особенно если удары были мощными и достали седалищный нерв.

Внутренние лоу-кики от Эдсона – это удар бейсбольной битой. Представьте: к вам подходит здоровяк и лупит битой по бедру – примерно такие же ощущения после того, как Барбоза ударил ногой. Если мне предложат тысячу долларов за еще один лоу от Барбозы – я откажусь. Если 10 тысяч долларов – все равно откажусь. Операция на колено в хорошей клинике будет стоить дороже».

Даже тренерам сложно с Барбозой

Но Барбоза – это не только лоу-кики. В его арсенале много разнообразных ударов из муай-тай – он одинаково сильно работает ногами по всем этажам. В последнем бою Эдсон постоянно протыкал Дэна Хукера ударами с разворота и едва не пробил дырку в его животе.

Ущерб от ударов Барбозы был колоссальным. Перед третьим раундом в углу Хукера состоялся безумный диалог.

Рефери: Можешь продолжать бой?

Хукер: Да.

Рефери: Какой сейчас год?» (бой был 15 декабря 2018-го – Sports.ru).

Хукер: 2019-й.

Рефери: Хорошо, он может продолжать.

Слуховая ошибка рефери могла стоить Хукеру печени после того, как Барбоза подкосил его решающим ударом ногой с разворота в корпус за две минуты до конца третьего раунда.

Барбоза бьет ногами настолько сильно, что с ним некомфортно работать даже собственным тренерам. На последней открытой тренировке бразилец дважды снес тренера ударом через блок.

Барбоза – крут. Но Хабиб его уничтожил

В конце 2017-го Эдсон встречался с будущим чемпионом Хабибом Нурмагомедовым. Барбозе, как и любому ударнику, нужен дистанционный бой и пространство. Хабиб лишил его этих преимуществ, задавил прессингом и выдал, возможно, самый доминирующий перфоманс в истории легкого веса UFC. Все судьи отдали победу Нурмагомедову – он забрал каждый раунд 10-8.

Хотя в первые 30 секунд боя Барбоза несколько раз жестко пробил по сопернику (6 лоу-киков и мидл-кик). Хабиб не уберег себя от этих атак и поэтому сам перешел в давление, лишив бразильца всех маневров. Но кое-что Барбозе все-таки удалось. После боя отец и тренера Хабиба Абдулманап заявил, что вертушка Барбозы – один из самых серьезных ударов, которые сын пропускал в UFC. К слову, другой топовый легковес Кевин Ли от такого же удара оказался в стоячем нокдауне, но Хабиб успел смягчить бразильскую вертушку рукой и выдержал давление.

Хабиб уничтожил Эдсона в борьбе, хотя нельзя сказать, что он вообще не умеет бороться и не умеет защищаться от проходов в ноги. Два года назад Бенеил Дариуша навязал Барбозе конкурентный бой, но нарвался на колено при попытке тейкдауна.

Хотя атакующий грэпплинг у Барбозы весьма посредственный. За десять лет в ММА у бразильца всего одна победа в партере – в заштатном промоушене Renassaince в 2009-м.

Гэтжи отказался от борцовской базы ради зрелищности

Соперник Барбозы – пожалуй, главный нокаутер-авантюрист Джастин Гэтжи. В UFC нет другого бойца, который так беспечно нарушает элементарную технику безопасности.

Гэтжи пришел в ММА сбалансированным разносторонним бойцом. Джастин занимался борьбой с четырех лет, дважды выиграл чемпионат Аризоны и попадал в символическую сборную лучших борцов в NCAA. Кроме того, в детстве Гэтжи учился боксировать у дедушки, который преподавал единоборства в армии. В университетские годы Джастин начал добавлять к борьбе тайский бокс – бить ногами ему очень нравилось.

В топ-промоушенах WSOF и UFC Гэтжи стал драться исключительно в стойке – борьбу он применял только тогда, когда нужно было защищаться от тейкдаунов. В четырех боях в UFC у Джастина ни одного успешного тейкдауна, зато он стал первым бойцом в истории промоушена, который пробил 100 значимых ударов в каждом из трех первых боев. Недавно Гэтжи рассказал, почему не любит бороться: «Борьба изматывает. Лучше устать от драки в стойке, чем от борьбы. Я и так боролся с четырех лет – мне это просто надоело. Если я буду бороться и не финиширую, я устану и мне конец. А в стойке гораздо больше шансов. Борьба – слишком тяжелое и изматывающее занятие. К лагерю с Барбозой я упорно работал над кардио, но все равно не буду делать ставку на борьбу. Мне это просто неинтересно».

Соперники Гэтжи не могут найти спарринг-партнеров с его стилем

У Гэтжи своеобразная ударка. Джастин всегда работает первым номером, особо не варьирует тактику, не ждет ошибок соперника и не пытается к нему адаптироваться. Давить, заряжать бешеные лоу-кики, на подходе работать мощной правой – Гэтжи одинаково хорошо стреляет правый оверхэндом и правым хуком.

В последнем бою с Джеймсом Виком Гэтжи оттеснил соперника к сетке, выбросил ложный левый хук и накрыл Вика решающим правым полуоверхэндом-полухуком.

Лоу-кики Гэтжи тоже чудовищно сильны. Уже во втором бою во WSOF Джастин сломал Брайана Кобба – тот постучал по груди и сдался.

Кобб рассказал главную проблему при подготовке к Гэтжи. «Нереально найти спарринг-партнера, который удачно скопирует его стиль. Дело в том, что никто не хочет драться в таком сумасшедшем стиле – да никто и не умеет. Поэтому я вышел на бой с Джастином без отрепетированных спаррингов.

Он великолепно прячет удары ногами. Их сложно читать по его бедрам, потому что он постоянно варьирует обманные движения. Он постоянно давит, ты не успеваешь сказать себе: «Так, готовимся, сейчас будет удар ногой». Вместо этого ты говоришь: «##### [блин], он опять ударил ногой».

Когда он подбил меня, я не мог продолжать бой, я поднял руки и обратился к рефери. Этот идиот уставился на меня. Я хотел закричать: «Черт, я сдаюсь! Видишь: стучу по груди? Останавливай бой!» Гэтжи нанес еще несколько страшных ударов, пока реф соображал, что происходит. Я порвал мениски и другие связки на ногах. Он уничтожил мои колени».

Гэтжи выбросил 125 ударов ногами в первых четырех боях в UFC – никто не бил столько ногами даже в первых пяти боях в промоушене. 

Стиль Гэтжи – самоубийство

Разумеется, Гэтжи не бессмертен. Нельзя побеждать топовых соперников, если атакуешь и совсем не защищаешься. Экс-чемпион UFC Эдди Альварес и претендент на пояс временного чемпиона Дастин Порье доказали это.

Порье умно зарубился с Гэтжи – он вовремя выходил из опасных разменов и минимизировал ущерб. Гэтжи принял 142 удара в голову (Порье всего 56), не распределил силы на пять раундов и попал под решающую комбинацию соперника из нескольких панчей.

Порье объяснил, почему стиль Гэтжи очень опасен для него самого. «Гэтжи безрассудно относится к своему здоровью, к своим конечностям, к элементарным правилам безопасности в бою. На дистанции он подставляется под панчи и удары ногами, даже не пытаясь перестроиться. Он двигается так, будто вышел просто пинать мяч во дворе.

Нормальный боец должен иметь план. Он должен точно знать, что будет делать после выброшенного удара. Гэтжи не интересует, что будет после его удара. Он не придает значения тому, что делает соперник. Все, что его волнует – как связать удары ногами в комбинацию. Ему плевать, что было до удара, что будет после и в какой он позиции. Он занимается только двумя вещами – либо раздает ущерб, либо принимает его сам.

Он не отрабатывает ногами – не делает правильные отшагивания. Ему просто это неинтересно. Он делает вышагивание и бьет. Шаг-удар, шаг-удар. Он на 100 процентов вкладывается в удар ногой. Все его атаки строятся на этом. Умные бойцы всегда держат в голове план «Б»: «Если мой удар ногой не проходит, я делаю то и то». А Гэтжи просто лупит. Да, он бьет технично, но его удары не встроены в тактику и правила безопасности.

Гэтжи разорвал мне связки икроножной. Я не чувствовал это в бою, но узнал об этом после обследования. Парень настроен на абсолютное убийство, вкладывая в удары ногами всю ярость».

Гэтжи безумно себя ведет даже во время празднования побед. После тяжелейшей рубки с Майклом Джонсоном он от усталости не смог с первого раза залезть на клетку и сделать традиционное обратное сальто. Но Джастин не нарушил традицию: с третьей попытки боец исполнил задуманное.

Гэтжи работал шахтером и сделал в UFC почти миллион долларов за четыре боя

Дикие рубки Гэтжи нашли отражение в пугающей статистике. 10,54 значимых ударов в минуту – так много не пропускает ни один топовый боец. Гэтжи принимает один серьезный удар каждые шесть секунд. В среднем бойцы пропускают один значимый удар за 18-20 секунд.

Гэтжи в ММА интересуют только деньги: «После боя со мной соперники никогда не хотят реванша. Ни один мой соперник не закончил бой здоровым. Мои кости всегда крепче. Я дерусь за жирный чек, который можно обналичить в любом американском банке.

Мне нравится приносить зрителям радость, нравится чувствовать себя особенным. Я год работал в шахте. Мой брат десять лет работает на медном руднике. После шахты драться в клетке сплошной кайф. Хочу, чтобы UFC больше платил парням вроде меня. Я должен зарабатывать за каждый раунд, а не только за бой. ММА похожи на триллеры, если дерутся парни вроде меня».

UFC с учетом всех бонусов уже выплатил Гэтжи 905 тысяч долларов за четыре боя – такого денежного старта не было даже у Конора Макгрегора. Бои Гэтжи часто становятся главным событием вечера – в UFC его ценят.

Букмекеры считают Барбозу фаворитом

Барбоза уважает Гэтжи, но не видит, что американец в чем-то его превосходит: «Не думаю, что он сможет меня чем-то удивить. Если он захочет сближаться и бороться со мной, я буду к этому полностью готов. У меня всегда работают локти и колени, я могу драться в клинче и на ближней дистанции. Могу боксировать на средней. Думаю, я буду лучше готов физически, буду быстрее и буду сильнее бить. Я знаю, где ждать его ошибок».

Сам Джастин считает, что на выходных будут вещи важнее тактики: «Мой геймплан – сломать Барбозе ноги. Выиграет тот, чьи кости крепче. Я готов к войне, но и готов использовать любую его ошибку. Конечно, я не дурак и знаю, что у Барбозы проблемы с борьбой. Если у меня будет настроение, возможно, я попробую перевести его. Но, уверен, борьба – далеко не худшее, что его ждет».

Сначала букмекеры давали бойцам равные шансы. Но теперь небольшим фаворитом открывается Барбоза: коэффициент на его победу – 1,77, на успех Гэтжи – 2,10.

Бой пройдет в ночь с субботы на воскресенье. Основной кард турнира в Филадельфии начнется после 2:00 по московскому времени.

Фото: REUTERS/Jerry Lai/USA TODAY Sports; globallookpress.com/Scott Taetsch; instagram.com/edsonbarbozajr