«Не хочешь тренироваться – иди на сахарные плантации и руби тростник»
Христиан Юла продолжает в блоге на Sports.ru серию интервью, посвященную кубинскому боксу. Сегодня наш известный тяжеловес Евгений Горстков рассказывает, чем правительство Фиделя Кастро мотивировало своих бойцов, как сборная СССР пыталась перехитрить соперников с Острова Свободы, а также объясняет, в чем же состояла исключительная особенность кубинских боксеров.
- Евгений Николаевич, когда вы впервые пересеклись с кубинцами?
– Это произошло в 1970 году. Моим оппонентом как раз был будущий король любительского тяжёлого веса Теофило Стивенсон. В тот год в болгарском городе Видин мы готовились к международному турниру «Дружба», и под самый конец сборов в Болгарию приехала сборная команда Кубы. Мы стали вместе тренироваться, а наш замечательный и, наверное, самый яркий тренер, который когда-либо был в истории советского любительского бокса, Виктор Иванович Огуренков, попросил в спаррингах с кубинцами побольше хитрить, менять стойку и вообще придумать что-нибудь нестандартное.
«Когда будут проходить соревнования, кубинцы нас не узнают»
«Когда будут проходить соревнования, кубинцы нас не узнают», – сказал Виктор Иванович. Всё это было, скажем так, шутя, но настроил он нас очень хорошо. Вот так в первый раз у нас в Европе я стоял в паре с Теофило Стивенсоном. В 1970 году кубинец был ещё никому неизвестным молодым боксёром, но я, как и просили, поменял стойку на правостороннюю и нормально с ним отстояли. А спустя два года этот долговязый паренёк одержал на Олимпийских играх в Мюнхене три победы нокаутом, в том числе в четвертьфинале над очень сильным американским боксёром Дуэйном Бобиком, которого в США называли не иначе, как «Новой белой надеждой Америки», и стал олимпийским чемпионом в тяжёлом весе.
Также помню, что на упомянутом мной молодёжном турнире «Дружба» одержал победу как раз над кубинцем и после боя у меня от ударов очень сильно болели руки, а у него на лице из-за тёмного цвета кожи синяков видно не было, но глаза превратились в узкие щёлочки.
- Значит, у советских боксёров перед кубинцами никаких комплексов не было?
– Нет, не было. В преддверии первого чемпионата мира по боксу, который в 1974 году проходил как раз у них в Гаване, я, конечно, понимал, что мне с высокой долей вероятности предстоит встретиться там со Стивенсоном, но я этого не боялся и был к этому полностью готов.
- В чём на ваш взгляд состояла исключительная особенность кубинцев?
– (Смеётся) Антропологические данные у кубинцев для бокса более выгодны чем, например, у нас! При равном весе они выше ростом, у них худые ноги, длинные руки, хорошая скорость, реакция и вообще больше природных данных.
«У кубинца на лице из-за тёмного цвета кожи синяков видно не было, но глаза превратились в узкие щёлочки»
- Первый в истории чемпионат мира по боксу хорошо помните?
– Конечно. Меня очень впечатляло, что каждый день в зал на бои приходил сам Фидель Кастро и в финале после каждой победы кубинцы снимали с себя золотые медали, шли в правительственную ложу и вешали их на шею своего одиозного руководителя. Кастро был на Кубе в абсолютнейшем авторитете и всё, что происходило у них в стране, делалось исключительно для него. Знаменитый кубинский команданте не раз подчёркивал «Мы маленькая держава, нас в мире никто не знает, и единственное поприще, где мы можем о себе громко заявить это спорт!» В этом деле вопрос стоял очень жёстко. Если хочешь чего-то добиться, то должен не отвлекаясь ни на что интенсивно тренироваться, а если нет, – иди на сахарные плантации и руби там тростник. Вот отсюда и их потрясающие спортивные результаты на большинстве международных турниров мира.
- Вы выступали на знаменитом кубинском турнире Кордова Кардин?
– Нет, на турнирах Кордова Кардин я не выступал ни разу. Там был наш Игорь Высоцкий. Он мне рассказывал, что когда в 1973 году он его выиграл, одолев в финале Стивенсона, об этом, конечно же, доложили Фиделю. Вождь не поверил и потребовал, чтобы ему принесли видеозапись поединка. Кубинские товарищи в лучших традициях подрезали те моменты, где Игорь выигрывает, и после просмотра Кастро был уверен, что его боксёра просто засудили.
А так, все, кто там был не из Кубы, попадали в настоящую мясорубку. Турнир был очень популярный, стоял у кубинского правительства на особом контроле и, конечно, местные боксёры из кожи вон лезли. Хотя, справедливости ради, должен вам сказать, что кубинцы были очень хороши на ринге ещё до произошедшей у них социалистической революции.
«Снимали с себя золотые медали, шли в правительственную ложу и вешали их на шею Фиделя Кастро»
Также отмечу огромный вклад в развитие любительского бокса на Кубе Андрея Кондратьевича Червоненко, который поставил латиноамериканцам советскую школу бокса. Как показало время, она оказалось самой надёжной и десятилетия приносила кубинским боксёрам просто ошеломляющий результат на всех крупнейших международных соревнованиях. Это же классика: левым плечом закрыть подбородок, варьировать вес на правой ноге, акцентировано работать левой рукой с жёстким подключением справа – всё это в комплексе являлось оптимальным вариантом для победы.
- Не секрет, что у ряда американских промоутеров был здоровый интерес к не раз упомянутому в разговоре Теофило Стивенсону. Как считаете, смог бы кубинский мастер достойно выступать и на профессиональном ринге?
– Уверен, что в профи у Стивенсона всё сложилось бы нормально. В своё время, где-то с 1975 года, стали практиковаться матчи советских боксёров тяжёлого веса с американцами, и мы несколько раз ездили в США для встреч с ними, что дало возможность сделать вывод об их качественном уровне. У нас в Советском Союзе в то время не было спортивной прессы, которая бы специально освещала бокс, как вид спорта, спасал польский специализированный ежемесячник «Бокс». По возможности его просматривали и нам особенно были интересны опубликованные в нём боксёрские рейтинги любительского и профессионального бокса. Очень часто находили там имена боксёров, которые выступали в любителях, в том числе и против нас, а теперь на высоком уровне боксировали в профессионалах. Я имею в виду таких ребят, как Грег Пэйдж и Тони Таббс. Ещё год, два назад они выходили с нами в ринг как любители и вот они уже на очень неплохом счету в профи.
Подчеркну особо, что оба названных мной американских боксёра стали в своё время чемпионами мира в тяжёлом весе по версии WBA. Если получилось у них, а мы с ними боксировали и выигрывали, то почему же не могло получиться у Стивенсона, который был их на голову сильней!? Теофило Стивенсон был очень мощным боксёром, который большинству своих соперников ещё до выхода в ринг внушал ледяной ужас. Так что, если бы у него был шанс выступать в профессионалах, то он бы там выглядел очень достойно и вполне бы мог стать чемпионом мира. И неоднократно.
Другие материалы блога:
Владимир Гендлин: «У Теофило Стивенсона и Феликса Савона не было шансов на успех в профи»
«Боксеров сборной Кубы готовил балетмейстер»
Кирилл Набутов: «Многие люди становятся идиотами и не пропуская ударов в голову»
тут можно гадать но правды уже никто не узнает
думаю версия Гендлина ближе
смотрите кто из кубинцев кто эмигрировал добился больших успехов
я что то не припоминаю - а свалило достаточно много - я видел некоторых
они все порхают
а проф. бокс там больше панчеры нужны
а Солис - олимп. чемпион как он на Кличко тявкал
а на выходе такой пшик получился
я Стивенсона на ОИ 80 видел - он уже староват был
эх его в расцвете против тех боксеров бы глянуть
зы видел Кличко- Адамек это даже не смешно было
дядька против пацана по впечатлениям