У UFC дерьмовый год. Почему так?
Слишком много провалов.
2017 год оказался для UFC коммерчески провальным. Чтобы убедиться в этом, просто взгляните на данные продаж платных трансляций:
Для сравнения, в позапрошлом году продажи первых девяти шоу были выше на 2 345 000, в прошлом – на 3 285 000. В декабре лучше не станет: UFC 218 уже лишился своего главного боя, кард UFC 219 до сих пор не заполнен, а значит Дану Уайта, недавно собравшегося промоутировать бокс, не ждет ничего, кроме разочарований. Как самая крупная лига ММА до такого докатилась, и как исправить ситуацию? Попытаемся разобраться.
Потери звезд
В этом году из обоймы вылетели многие популярные бойцы. Ронда Роузи завершила карьеру, Конор МакГрегор решил заняться боксом, Джон Джонс вернулся ради одного боя, чтобы потом снова уйти. Ни одного поединка за этот год не провели и уже не проведут Доминик Круз, Кейн Веласкес, Нейт Диас, Карлос Кондит, Джозеф Бенавидес. Антидопинговое агенство добралось до Джоша Барнетта, Бена Ротвелла, Джуниора дос Сантоса.
Рори Макдональд, Энтони Джонсон, Гегард Мусаси, Райан Бейдер, Никита Крылов, Фил Дэвис, Лоренц Ларкин – они не были локомотивами продаж, но создавали глубину ростера, без которой UFC уже не получается воспринимать как организацию «всех лучших под одной крышей». Нет звезд, которые могли бы возглавлять эвенты, нет звезд для укрепления середины карда.
Как сейчас выглядит топ полутяжелой весовой категории?
Чемпион: Даниэль Кормье.
1. Александр Густафссон.
2. Волкан Оздемир.
3. Гловер Тейшейра.
4. Джими Манува.
5. Овинс Сен Прю.
6. Маурисио Руа.
7. Миша Циркунов.
8. Кори Андерсон.
9. Илир Латифи.
10. Патрик Камминс.
После четвертого места провал. Теперь представьте, как выглядел бы этот же список, не потеряй компания Джонса, Бейдера, Дэвиса, Джонсона и Крылова.
Срывы боев
Эта беда терзает эвенты UFC уже долгие годы. Вспомните, сколько раз бои, которые вы ждали, срывались. Хабиб Нурмагомедов против Тони Фергюсона, Ти Джей Диллашоу против Коди Гарбрандта, Робби Лоулер против Дональда Серроне, Джуниор дос Сантос против Франсиса Нганну, Френки Эдгар против Макса Холлоуэя, Доминик Круз против Джимми Риверы – и это только мэйн-эвенты, практически каждое шоу успевает потерять минимум один бой.
Список несостоявшихся или перенесенных поединков за первое полугодие: Мартин-Кох, Грабовски-Пешта, Каравэй-Ривера, Медейрос-Джинлиан, Лима-Филипс, Данэм-Трухильо, Кейс-Уик, Мороно-Прайс, МакКолл-Сири, Браун-Салливан, Кармуш-МакМанн, Эрера-Ричи, Куинонес-Волкановски, Покраяц-Херман, Даффи-Годбир, Нурмагомедов-Фергюсон, Кутелаба-да Силва, Гриффин-Мораес, Пепей-Бочниак, Николсон-Коста, Пикетт-Брионес, Маседо-Лансберг, Бэмгбос-Бриз, Барао-Чой, Вердум-Ротвелл, Даньхо-Побережец, Петтис-Сехудо, Гордон-Куинонес, Талеб-Мик, Коломбо-Грабовски, Тайсумов-Силва, Арантес-Алькантара, Сантос-Аубин-Мерсер, Бенавидес-Нгуен, Алвес-Кунимото, Кассем-Алдрих, Мьюнир-Джинлиан, Гордон-Куинонес, Ногейра-Латифи, Сивер-Пенн.
Всего 40 боев, в среднем 2.35 за шоу.
Новые звезды не появились
Они просто не успели бы появиться, потому что до внезапного ухода старых звезд компания не считала нужным раскручивать новые активы. Ронда была единственной крупной фигурой среди женщин в UFC, но она проиграла слишком неожиданно, зрителя просто не успели подготовить к ее уходу, презентовав следующую большую звезду женского ММА. В результате ниша Роузи осталась пустой: ни Нуньес, ни Эджейчик, ни кто-либо еще ее не занял.
Конор ушел в бокс, и легкий вес мгновенно утратил интерес зрителей. Бой двух топовых претендентов на чемпионский пояс Ли и Фергюсона купили 200 000 человек – ужасающие малое число. Весь дивизион – придаток к одному человеку.
Джон Джонс победил действующего чемпиона, лишив его пояс легитимности и ушел в закат. Многие ли после этого купят бой Кормье с Оздемиром?
Новые звезды, Нганну, Холлоуэй, Гарбранд, Уитакер, еще не успели раскрыться.
Что делать?
1. Отказаться от исключительных чемпионов
В UFC любят сделать ставку на конкретного человека, относясь к его оппонентам, как к мусору. Ронда была единственной звездой, а роль остального ростера сводилась к тому, чтобы ей зрелищно проигрывать. И никто не ожидал, что равные по силе Роузи соперницы когда-нибдь появятся.
Конор не только овладел этой схемой, но и развил ее: в этом он еще вредоноснее для спорта, чем Роузи. МакГрегор унижал своих оппонентов, а компания закрывала на это глаза. Вокруг Конора строили образ исключительного чемпиона: самый быстрый нокаут, пояса в двух весах, великая дилогия с Диасом, «паунд фо паунд», «мистикмак», «смертельная левая». А остальные – бомжи, на коленях выпрашивающие бои у Королей. Когда Король ушел, на бомжей никто смотреть не захотел, и теперь руководство UFC у него, как у единственного стабильного продавца платных трансляций, в заложниках. Все еще считаете, что МакГрегор популяризировал ММА?
От этой схемы пора отказаться и вернуться к временам, когда «царей» и «холопов» не было. До 2013-го года работало.
2. Бороться за топовых бойцов
UFC слишком легко отпускает свою элиту. Лучше заплатить спортсмену больше и сохранить того в ростере, чем в один прекрасный момент обнаружить, что у тебя по четыре нормальных бойца на дивизион, к чему все и идет.
Увольняя своих сотрудников, руководство компании еще и очень непоследовательно. Они готовы платить огромные гонорары старому пробитому Орловскому, но не готовы платить топовым Бейдеру или Мусаси. Серьезно? Сокращайте тех, кто действительно не соответствует уровню организации, а не лучших своих сотрудников.
Если сделка с Reebok приносит вам так много денег, почему бойцы получают от нее так мало? А ведь отсутствие спонсорских контрактов – главная причина, по которой сильные спортсмены вообще не заключают контракт с UFC, оставаясь в Bellator или ONE. С этим нужно что-то делать.
3. Слезть с иглы «денежных боев»
Купив UFC, компания WME-IMG нацелилась на получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Ради этого эвенты промоушена стали наполняться «денежными боями» – поединками, которые приносят доход здесь и сейчас, но не идут на пользу развитию спорта.
Два боя Диаса с МакГрегором, титульный бой последнего в легком весе, возвращение Леснара, реванш Биспинга с Хендерсоном, бой Роузи с Нуньес – UFC нарушали логику своих же рейтингов.
Не всегда их решения оказывались верными в долгосрочной перспективе. Ронда, например, перед титульным боем могла провести один-два разминочных боя, чем возможно на несколько лет бы продлила свою карьеру. Но UFC хотели заработать здесь и сейчас, кинув свою звезду, психологически не отошедшую от нокаута, под самого страшного панчера дивизиона. Они подтерлись своей главной звездой, чтобы получить максимальную прибыль в конкретный момент. Это сработало в 2016-ом, который стал самым успешным в истории UFC. Но следующий за ним оказался провальным.
Кто-то писал мне: «Все они делают правильно, денежные бои никогда не закончатся». Закончатся, потому что новые звезды не вырастут: будет расти медийность уже и без того популярных фигур, пока остальные сильные бойцы так и останутся в безвестности.
4. Ограничить весогонку
Многие бойцы травмируются в том числе и потому, что сбрасывают слишком много массы: из-за сушки минералы вымываются из костей. Так же из-за сушки спортсмены теряют в выносливости – посмотрите на Кевина Ли в последнем бою, если не верите. Часто проблемы с весогонкой могут нанести непоправимый вред организму: Джонни Хендрикс – ярчайший пример.
Самые дикие весогонщики в определенный момент просто перестают влезать в свой вес, потому что организм больше не позволяет. Тогда им приходится подниматься в соседнюю весовую. Что происходит потом, можете увидеть на примере Ренана Барао. Эх, была бы в UFC категория 63 кг, мы бы не потеряли этого отличного бойца..
Чтобы ограничить весогонку, достаточно ввести контрольные взвешивания за несколько дней до боя, и за несколько часов. Для каждого веса можно обозначить лимит массы, которую можно набрать после взвешивания. Например, 5% для легкого, 7% для полусреднего, 8% для среднего и т.д.
Главная проблема такого подхода в том, что разница в массе между бойцами одной весовой все равно будет довольно большой. И чтобы разобраться с этой проблемой, придется ввести как минимум еще две категории. Но разве это проблема?
***
Наш любимый спорт слишком сильно пострадал от жадности функционеров. Многие забыли, что ММА не ограничивается одним лишь Конором МакГрегоров. Это должно измениться, иначе UFC, а вместе с ним и все смешанные единоборства, начнут умирать.
Фото: Gettyimages.ru/Ethan Miller, David Becker, Christian Petersen, Christopher Lee, Sean M. Haffey
До USADA только все подозревали, что очень много бойцов в UFC любят творожок и чаек с курагой :) Теперь знаем всю глубину того, как там керосинят.
Ушёл бенсон Хендерсон в белаттор и что???? Все до сих пор думают что это потеря потерь??? С его набиранием очков??? Статья неплохая, есть здравая логика, но не надо забывать ЮФС это в 1ю очередь бизнес!!! И они думают о деньгах, а не о развитии спорта как такового