Absolute Championship Berkut. Насколько высок полет беркута
В минувшую субботу Санкт-Петербург принял 45 по счету турнир ACB. Про события самого турнира уже сказано и будет сказано много. Лишение пояса Дураева, пересмотр результатов боя Хамзаев-Накажима, да и сами бои, среди которых Борисов-Рагимов, Сарнавский-Гаджидаудов – просто песня. Кстати, Устармагомед, похоже, совершил рекорд среди российских бойцов, отправив в нокаут грозного опытного ударника Сарнавского – скакнул на 434 позиции наверх в рейтинге легковесов К слову сказать, следующий россиянин выше в этом рейтинге – Магомед Мустафаев, выступающий в UFC. В общем, кроме как сенсацией не назвать. Но все же в этой заметке хочется поговорить не о конкретных боях, а о продукте, который создает Беркут в целом. И к чему это, например, может привести. Я помню, как пару-тройку лет назад я услышал об этом промоушене из Чечни. Тогда основатель лиги, Майрбек Хасиев сделал в интервью заявление из серии «догнать и перегнать UFC». Честно говоря, тогда я с улыбкой воспринял это заявление, потому как кто только не грозился это сделать. Но сейчас, по прошествии времени, к этим словам можно уже относится со всей серьезностью. Почему я так думаю? И что из этого следует? Давайте прикинем вместе. Вот аспекты, на которые я бы хотел обратить внимание: 1) Ростер. По состоянию на сентябрь 2016 года ACB занимает 3 место в мире и первое в России по уровню ростера в рейтинге . Как это работает. Аналитики этого портала каждую неделю подгружают обновления с и рейтингуют бойцов т.н. «поинтами», исходя из результатов их боев, уровня оппозиции и так далее. Надо сказать, что далеко не все бойцы, выступающие профессионально попадают в этот рейтинг, так что само нахождение там уже серьезная заявка. Соответственно, уровень ростера складывается из суммы всех «поинтов» бойцов, выступающих в промоушене. По этому показателю безоговорочным лидером является UFC – 467 бойцов в рейтинге, 77 046 поинтов. Для примера следующий «в очереди» - Bellator 158 бойцов и 14 279 поинтов. Что называется, почувствуйте разницу. А уже в затылок «организации №2» дышит ACB – 6 291 на 130 бойцов. С одной стороны вроде бы более чем двухкратное превосходство в очках у Bellator. С другой стороны, мы знаем, кто выступает у Скотта Кокера, часто это списанные ветераны, в силу своей истории имеющие хороший ретинг в , например, Тито Ортиз (поинты – 147, средний поинт в Bellator – 90; средний поинт в ACB – 48). Я бы сказал, что у Майрбека Хасиева выступают пусть молодые, но более «голодные» до побед бойцы – сейчас только-только наступает их время. Да, до титана еще далеко – более чем десятикратное превосходство, но это вопрос времени и качественного подбора бойцов. При этом стоит отметить, что рекрутеры ACB набирают не только бойцов из России, география достаточно широка и постоянно становится еще шире. Например, в шотландской карде в Глазго заявлен Норман Парк, известный нашему зрителю по февральскому бою с Рустамом Хабиловым. В карде в целом половина бойцов – британцы. Это значит, что их бои будут интересны местной публике. Такая же история и с турниром в Ольштыне, Польша, который пройдет чуть раньше шотландского турнира. Этому способствуют и финансовые условия, предлагаемые в контрактах бойцам. Лига готова платить за тех, кто ей интересен.
2) Матчмейкинг. Пожалуй, матчмейкинг – это самое уязвимое место практически любого российского промоушена. О подборе пар на турниры Fight Nights давно кроме критики ничего не слышно, да и заметно исправившийся в этом плане M-1 Global периодически грешил домашними чемпионами. Матчмейкинг же для Беркута – дело принципа. Неважно, представляешь ли ты клуб «Беркут» или нет, являешься представителем Северного Кавказа или приехал из Японии – бой будет жестким, соперник будет равен тебе, а значит исход будет трудно предугадать. И этот нерв, эти эмоции «неведения», пожалуй, одна из движущих сил, что заставляет миллионы людей собираться у экранов своих телевизоров, а тысячи – покупать билеты в зал. С начала 2016 года мы увидели множество ярчайших боев, среди которых и Ян-Магомедов, Токов-Агуев, Сарнавский-Гаджидаудов и многие другие. И я уверен, увидим еще не один десяток «боев года» и «валидольных» матчей. Кстати говоря, ACB в этом плане пошла по пути западных лидеров индустрии – качество матчмейкинга они дополняют дополнительной мотивацией бойцов на яркость поединка: призы за самбишен вечера, нокаут вечера, выступление вечера. Достигнув ощутимых 5000 долларов на данный момент, эти бонусы обещают нам – скучно не будет.
3) Правила и их соблюдение. Уже с 2017 года в лиге вводится тестирование на допинг. Начиная с турнира 22 октября будут разрешены удары локтями, которых нет в России нигде, кроме лиги ProFC. Все это максимально приближает продукт под брендом «Беркут» в понятный на международной арене. По сути, правила приводятся в соответствие с общепринятыми международными стандартами. ACB делает это, не дожидаясь того же Союза ММА, который до сих пор, не имея правил для профессионалов, судит все турниры по «любительским правилам». Кроме унификации правил мы видим и четкий вектор на их соблюдение. Основатель ACB не стесняется «выносить сор из избы» и зачастую открыто выражает несогласие с теми или иными действиями и оценками судейской бригады. Четко и аргументировано. И зачастую принуждает сотрудников Союза ММА повышать качество своего судейства. Плюс ко всему мы уже начали замечать иностранных рефери в клетке, боковые, я думаю, также не за горами.
4) Честность. Все это делается только с одной целью – ни у кого не должно возникать сомнений, что промоушен – честный. Честный во всех отношениях: соблюдении веса, соблюдении правил, отсутствие симуляций. Строгие санкции за нарушения правил создают серьезный диссонанс с уже сложившимся мнение о России – все куплено, все решается по знакомству и так далее. Это одинакова важная история, как и для российского потребителя, так и для иностранца, особенно иностранца западного.
5) История. Лозунгом лиги является фраза «Less show – more fighting», в пику столичным Fight Nights чеченская организация стремится показывать только бои. Значит ли, что они это самое шоу – не создают? Абсолютно нет. Первоисточником «шоу» является не пресловутый трешток (хотя и он является неплохим инструментом в умелых руках), а история. С каменного века наши предки развлекали себя и окружающих тем, что рассказывали истории. Это на уровне нашего подсознания и генов – мы хотим следить за историями, ценим интересные, сближаемся с «героями». ACB пытаются эту историю создавать. Конечно, это пока первые шаги: интервью с каждым бойцом, вопросы о его мнении так далее. Что-то больше, нежели «организация на уровне, бой покажет, это не наш менталитет». Несмотря на официальную поддержку «сурового менталитета», мы видим, что бойцы уже не стесняются и делать прогнозы, и оценивать соперников, и сыпать колкими фразами. В отличие от ничем не окончившихся интернет-скандалов начала года: Яндиев-Минеев-Шлеменко, истории, рассказываемые бойцами ACB имеют логическое завершение в клетке. Кроме того, лига привлекает и молодых, харизматичных атлетов, которым даже не обязательно задевать своих оппонентов – после видео тренировок в супермаркете Сергея Хандожко в Инстаграме сразу поднимается настроение и возникает мысль «надо бы глянуть его бои, что он может в клетке?».
6) Плотность турниров. На данный момент ACB провели 52 ивента и 729 боев на них. Для примера №1 в Азии One FC провели на данный момент 49 ивентов и 465 боев. Организация №2 в мире, Bellator провела 160 ивентов и 1615 боев. UFC – 375 ивентов и 3 865 боев. Чтобы создавать интересные истории – нужно делать большое количество турниров в год. Естественно, что мы имеем ограничение общего количества турниров в виде количества недель, а значит и выходных в году – 52. С другой стороны, минимальная цифра – не реже раза в месяц – 12. В 2016 году лига провела 17 и планирует провести еще 5 турниров, то есть 23 ивента, примерно по 2 турнира в месяц. Очень неплохой темп. Думаю, что и 2017 он снижен не будет, как минимум. Все эти 6 факторов можно сложить в одну гипотезу, ACB близка к тому, чтобы «заходить» на зарубежный рынок не только в качестве организатора турниров в отдельно взятой стране, а как полноценный игрок индустрии. Может быть, на данный момент это звучит не очень реалистично, но прочитайте 4 абзац этой заметки. На мой взгляд, сейчас ACB нужно добавить к уже имеющимся 6 пунктам седьмой – систему дистрибьюции контента, и систему глобальную. Скоро организация достигнет такого уровня своего развития, что люди будут готовы платить за трансляцию деньги, особенно за рубежом. Да и скептикам отечественного PPV я бы посоветовал посмотреть динамику продаж, например, iTunes. По ней видно, что набивший оскомину «особый менталитет» может оказаться лишь красивым словосочетанием. Не знаю, ведется ли сейчас работа по этому седьмому элементу внутри лиги, но рано или поздно, он должен появиться. Это закономерное развитие рынка и итог удачно выбранной стратегии действий одного из игроков. А нам остается наблюдать за действиями ACB и ждать хороших новостей. *Автор благодарит юзера Canopus77 и блог «Подмосковный наблюдатель» за регулярно предоставляемую статистику и качественную аналитику из мира ММА
Фотографии из официальной группы ВКонтакте ACB MMA.
Во-вторых, "отказываться от федеральных каналов". По сути речь идет только о Матче, ему сейчас (по крайней мере пока) нет альтернативы. Опять же основной упор в статье делается на зарубежную аудиторию. Тот же UFC продал (наверное за бешеные бабки) права трансляций Матчу, PPV в России нет (по крайней мере до "входа" UFC на рынок России с турнирами).
Кроме того, мы знаем, что аудитория ТВ для ММА ивентов в России - около 1,5 млн. и особо не растет (ивент ФН с Федей скорее исключение, как участие сборной в общемировых стартах). И от того, что этот контент просто будет транслироваться по мачту - аудитория не увеличится, т.к. все, кто уже хотел, уже смотрят.
В-третьих, на счет спонсоров это тоже большой вопрос. Для Беркута спонсоры не играют решающей роли. По крайней мере на данный момент. Боле того, если цифры PPV будут приличными (т.е. необходимый спонсорам охват будет обеспечиваться), рекламодателям будет все равно, где размещаться.
Да, все верно. Вовлечение населения простой трансляцией по фед каналу не сделать. Это большая работа
Вероятность "случайного" натыкания на ММА на фед канале (напомню, только на одном канале - Матч) - на уровне стат погрешности.
Как расширять аудиторию текущую - вопрос правильный, на который еще предстоит всем ответить.
Что же касается Матча. Деньги, которые они платят сейчас российским промоушенам не являются критичными, с их отсутствием можно справится. Кроме того, в последнее время у тех же М1 и ACB были некоторые затруднения и разногласия с Матчем и попаданиям туда. Возможно, не в последнюю очередь из-за того, что на Матче теперь работает Бату Хасиков.
Ну и мысль, пришедшая в процессе: на рынке ТВ сейчас нет альтернативы Матчу. Это значит, что любой, кто придет в этот сегмент - будет автоматически вторым. А контента хватает: One FC, Pancrase, WSOF, Legacy FC, RFA (последние два вообще объединились и по уровню ростера должны быть на 5-6 месте в мире).
Заметил небольшую ошибку в тексте: "среди которых Багов-Рагимов" - Рагимов бился с Олегом Барисовым. Багов на следующем ивенте :)
Ну и если разбить текст на абзацы - намного легче будет читать, а то большие куски получаются.
В такой ситуации UFC показывает андеркард на ТВ, а главный кард по ППВ. Но я не думаю, что МАТЧ ТВ захочет покупать право показать андеркард какого-то российского турнира.
Интересно ваше мнение
Во-вторых, по поводу "кто хотел, уже смотрят" - это очень сомнительно. Если промоушены не могут привлечь к своим ивентам новую аудиторию - вопрос только к их методам продвижения. Все-таки наши ивенты показывают на в 5 утра, как UFC, там большая аудитория просто щелкает по каналам.
Другое дело, что схема привлечения тех "кто уже хочет" и тех, кто еще не в теме совершенно разной должна быть. Тут публикации в тематических сообществах уже не прокатят, нужно идти к целевой аудитории.