4 мин.

Гран-пли!

В конце прошлого года Скотт Кокер и Вадим Финкельштейн в один голос обещали «бомбу», «сенсацию» (что в свете последнего времени могло приравниваться просто к нескольким боям с участием Федора Емельяненко) в мире ММА. Как оказалось президент крупной американской организации и промоутер некогда сильнейшего бойца планеты действительно разработали впечатляющий проект Гран-при Strikeforce: восемь лучших тяжеловесов организации должны будут биться по олимпийской системе в течение девяти месяцев. На «бумаге» турнир действительно смотрится грандиозно, на словах уже чуть менее безоблачно. Попробуем и мы теперь как-то отнестись к самому факту проведения Гран-при, к его подводным камням и неоспоримым преимуществам.

Есть предложение рассматривать Гран-при под двумя углами: во-первых, это крупный MMA-турнир как таковой, где будут драться восемь хороших бойцов. Не сказать исключительно топовых, но откровенных «мешков» все же не наблюдается. Безусловно, это событие, которое может повлиять на расклад сил в борьбе UFC и Strikeforce. Как мы помним, именно с этими боями организация Кокера планирует выходить на рынок PPV, но одновременно это и большая проверка работоспособности и стрессоустойчивости единственного состоятельного конкурента UFC. Во-вторых, это новый контракт для Федора Емельяненко, то есть сколь бы мы ни пытались играть в аналитиков и ценителей красивых поединков, выгнать из себя болельщицкое не получится. Сам факт, что Федору, возможно, предстоит провести в этом году три (!) поединка, (последний раз такое с ним случалось в 2005) интересует несравнимо больше некоторых аспектов правил.

Предложенное слово «стрессоустойчивость» кажется вполне подходящим для определения того качества, которое понадобится Кокеру и его приближенным в ближайшее время. Иосиф Бродский рассуждал в нобелевской лекции, как пишутся стихи: «Начиная стихотворения, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал…». Хочется верить, что люди из штатов окажутся Маяковскими от менеджмента, и уж совершенно точно их можно просто сравнить с поэтами. Пока написана очень яркая первая строчка, но ведь совершенно неясно каким получится продолжение. Strikeforce решили рискнуть и, как в русском покере заказывают количество взяток, заказали масштабный турнир. Если у них все получится, это будет смотреться сильным шагом самодостаточного, крепко стоящего на ногах промоушена. Нет – ничего катастрофического, но будет занятно наблюдать, как станут латать прорехи.

Более всего, волнует участие действующего чемпиона Алистера Оверима. Слова Скотта Кокера настораживают, ведь президент отчаянно пытается казаться человеком, не представляющим механизмы профессионального спорта. Так, уже в нескольких интервью он говорит, что главным сдерживающим фактором для голландца станут «его человеческие качества». Более всего радует фраза: «Мы отпустили Алистера в прошлом году». Так и видится офис в США, где скучающий Оверим упрашивает отпустить его в к-1. А разве он не собрался и поехал? Этика этикой, но формально после весеннего турнира голландец может снова ехать выступать, куда ему заблагорассудиться. Это не значит, что он так сделает, но ему определенно ничто не мешает это совершить.

Коллеги с Valetudo.ru в недавнем радиоэфире также рассуждали на тему большого количества резервных боев и немного странного пункта правил, согласно которому специальная комиссия может заменить травмированного бойца кем-то из проигравших или резервистов. Сегодня так сложилось, что травма в ММА может быть просто формой отказа от боя. И Овериму, и Вердуму мало что помешает почувствовать боль в руке перед гипотетическим финалом, не понравься им хоть какое-то из условий контракта на бой. Более того, первый в этом случае не лишиться титула. А второй, прекрасно понимая, какой интерес в М-1 имеют к бою с ним, снова окажется в центре внимания.

Во второй четверке все не менее безоблачно: рекорд Арловского 2-3 в последних пяти боях, к уровню Роджерса после боя с Оверимом есть большие вопросы, а Барнетт и вовсе пока не имеет лицензии на выступления в США.

Отдельного разговора заслуживает участие Федора Емельяненко, который, разумеется, в России интересует всех гораздо больше Вердума и Оверима вместе взятых. И здесь тоже есть вопросы. В последние годы, пожалуй, каждый второй бой Федора заканчивается травмой. При условии, что все планируется проводить в достаточно сжатые сроки, есть большие сомнения в качестве подготовки российского бойца уже к полуфиналу.

Об этом не хочется говорить, но прагматичные менеджеры этот момент были обязаны обсудить – что произойдет в случае проигрыша? Конечно, Антонио Силву Емельяненко обязан проходить, даже можно бросить злую фразу, мол, какая разница, что будет дальше, если уж Биг Футу проигрывать, но ясность должна быть. Все помнят, какая началась несуразица после проигрыша Вердуму, когда уже спешили думать про Оверима, и ведь тогда тоже верили только в один исход. В целом же для ясности не повредило бы предусмотреть, какова будет судьба и остальных проигравших, кем бы они ни оказались.

Да, смущает все-таки в этом турнире некая поспешность с организацией, ощущение сборки на скорую руку (объявили, например, что Оверим будет в каждом бою Гран-при защищать титул, а уже спустя неделю все переиграли). Есть дисбаланс в турнирной сетке и вопросы по контрактным обязательствам к некоторым спортсменам. Но все же шансы на реализацию блестящей в целом идеи с «восьмеркой» остаются. Мы вначале оговорили, что есть определенный риск: этот травмируется, этот откажется. Но риск в отличие от обреченности подразумевает и иной вариант развития событий. Для Кокера и компании сейчас очень важно не превращаться в сторонних наблюдателей, втайне молящихся, чтобы все прошло без сучка и задоринки, а стать механизмом, способным перемолоть и не заметить любой сбой в работе.