Вспоминая прошлый сезон. Часть 2
Легко побеждать, если у вас самая лучшая техника, сильнейшие спортсмены и огромный бюджет. Но когда при наличии всего этого нет побед, возникает вопрос – чем вы вообще там занимаетесь? Ведь бюджет российской команды сопоставим с немецким, а вот результаты сравнивать иногда совсем не хочется.
Во второй части мы поговорим о неудачах сезона 2012/2013.
Сезон еще не успел начаться, а сборная России уже повела борьбу за звание “Раздолбаи года”. На старт первого этапа Кубка мира не был допущен скелетонист Александр Мутовин. Дело в том, что у него не было достаточного количества рейтинговых очков. О чем думали тогда тренеры и федерация, остается только догадываться. Кроме того, три северо-американских этапа пропустили бобслеисты Дмитрий Абрамович, Дмитрий Стёпушкин и Пётр Моисеев – им не оформили въездные визы.
Экипаж Александра Зубкова по ходу сезона одержал 5 побед(4 из которых подряд) в зачете четверок и это вселяло оптимизм. Однако, в январе на чемпионате Европы в Иглсе команда Зубкова заняла лишь четвертое место, уступив немцам Максимилиану Арндту и Томасу Флоршутцу, а также швейцарцу Биту Хефти. В двойках ситуация была еще хуже: максимум, чего смогли добиться Александр Зубков и Дмитрий Труненков – это седьмое место. Причиной поражения российские спортсмены и главный тренер Пьер Людерс объявили немецкие чудо-коньки, которые, якобы, изготовлены с использованием нелегального напыления. Тут же подключились государственные СМИ и начали объяснять отечественному телезрителю, какие немцы плохие, а мы – честные и справедливые. Впрочем, разговоры на тему немецкого инвентаря действительно идут давно. Дело в том, что сталь для коньков производится только в Германии на предприятиях, имеющих лицензию Международной федерации бобслея и скелетона(FIBT). То есть, если вы хотите изготавливать коньки сами, то вам придется покупать сталь у немцев. Понятное дело, что в такой ситуации немецкая сборная, обладающая лучшим в мире техническим потенциалом, имеет преимущество. Однако, давайте взглянем на скоростные показатели. В Иглсе на чемпионате Европы экипаж победителя Максимилиана Арндта разогнался до 126.6 км/ч., четверка Зубкова - до 125.4 км/ч. “Это всё немецкие нелегальные коньки!” – скажете вы. Ан нет! Серебряный призер швейцарец Бит Хефти разогнал свой боб до 127.2 км/ч, а занявший 11-е место сербский экипаж Вука Радженовича промчался со скоростью 126.1 км/ч. Если всё дело только в коньках, то почему мы проигрываем в скорости не только немцам, но еще и швейцарцам, и даже откровенным середнякам сербам? И дело вовсе не в разгоне. Команда Зубкова показала на старте 5.05 с. и 5.02 с., команда Радженовича – 5.18 с. в обеих попытках.
Во время чемпионата мира в Санкт-Морице российская сборная подала протест на немецкую команду, который был поддержан канадцами и американцами. Но заседающие в технической комиссии Международной Федерации бобслея и скелетона немцы отклонили все доводы и лишь формально немного изменили процедуру подготовки и проверки коньков перед стартом соревнований. Из-за этой волокиты произошел редкий конфуз: пока главный тренер Пьер Людерс писал протест, наши экипажи Алексей Стульнев/Алексей Воевода и Александр Касьянов/Максим Белугин перепутали бобы, стартовали на чужих машинах и в результате получили заслуженную дисквалификацию. Да, случай дурацкий. И его можно было бы избежать, если бы на трассе присутствовали представители российской федерации бобслея и скелетона, которые и должны заниматься подачами протестов и прочей бумажной работой, но их не было. К слову, Георгий Беджамов прибыл в Санкт-Мориц только к женским соревнованиям по скелетону. То есть президент федерации приехал на главный старт сезона тогда, когда уже прошли соревнования бобслеистов в мужских и женских двойках, а также командная гонка.
Ну а дальше был замечательный во всех смыслах скандал с российской командой по скелетону. Во время чемпионата мира проводилась выборочная проверка и жребий выпал на Марию Орлову. Коньки её скелетона показались судьям подозрительными и были отправлены на экспертизу. Результаты этой экспертизы, наверное, лучше всего иллюстрировать поговоркой о том, кто больше всего кричит “Держи вора”. Коньки, изготовленные старшим тренером сборной России Вилли Шнайдером, оказались обработаны нелегальным способом, а маркировка и вовсе была поддельная. Тут надо пояснить, что на скелетонах Вилли Шнайдера выступает вся российская команда, включая чемпиона мира Александра Третьякова. Сами можете догадаться, какие после этого пошли разговоры, особенно со стороны семьи Дукурсов. Отечественные же СМИ решили промолчать.
По правилам FIBT (Международная федерация бобслея и скелетона) за это нарушение Вилли Шнайдер мог лишиться тренерской лицензии, но не лишился. Руководство FIBT решило в преддверии Олимпиады не портить отношения с российскими чиновниками, и в итоге Федерация бобслея России отделалась лишь денежным штрафом. Первоначально у Марии Орловой должны были аннулировать все очки за сезон. Однако, затем ей оставили звание вице-чемпионки Европы, а дисквалифицирован был только результат на чемпионате мира (13 место). Вилли Шнайдер никакого наказания не понес.
Продолжение следует...