Джон Хиггинс: волшебник или иллюзионист?
За перипетиями увлекательного и непредсказуемого чемпионата мира-2010 по снукеру не смогла укрыться одна грязная и неоднозначная история, грозящая отодвинуть все спортивные события далеко на второй план.
Миллионер и чемпион мира Джон Хиггинс был заснят на видео пожимающим руки при заключении сделки по сдаче матча за сумму в 300 тысяч евро. Этот скандал вполне может бросить тень на стартующий сегодня финал, так как поднимает серьезные вопросы о легитимности результатов 34-летнего мастера, уже после вылета от ветерана Стива Дейвиса прилетевшего на Украину, чтобы обсудить с находившимися под прикрытием репортерами News of the World детали сделки по сдаче матчей. В эту пятницу орденоносный Джон Хиггинс:
1. дал согласие на преднамеренное поражение во фреймах четырех поединков, что позволило бы сорвать солидный куш на ставках;
2. торговался по поводу лучшего способа прикрыть махинации и сошелся на сумме 300 тысяч евро;
3. заявил, что будет несложно убедить болельщиков в подлинности игры.
Поразительно, но сделка была согласована с агентом Пэтом Муни, являющимся членом совета директоров WPBSA и ответственного за управление снукером. Поначалу Хиггинс и Муни имели вполне законный интерес в организации ряда турниров, связанных с Мировой серией предположительно Европейский снукерный тур для чего и вышли на группу репортеров News of the World, но впоследствии они не смогли удержаться от соблазна серьезно навариться. За десять минут обсуждения, «оформивших» жульнический уговор, Хиггинс ни разу не поднимал вопрос о нравственной стороне сдачи матча и был больше обеспокоен способами сокрытия значительных незаконных доходов.
Репортер: Ты должен быть уверен, если собираешься сказать ему: «третий фрейм я проиграю...».
Хиггинс: Да, я понял. Третий фрейм я собираюсь сдать, да, да.
Репортер: Да, но что, если ты будешь на хорошей серии, каков фактор риска?
Хиггинс: Никакого риска любой ведь может промахнуться.
На вопрос, есть ли вероятность, что Джон не сумеет при определенных обстоятельствах сдержать обещание по проигрышу определенного фрейма, он ответил коротко: «Это просто!»
Затем последовало обсуждение самого волнующего пункта об оплате «услуг». «Я думаю, как же я «проглочу» сумму в 300 тысяч фунтов или евро...?» Стороны рассмотрели возможность представления аферы в качестве спонсорского соглашения (и оплаты за ношение какой-нибудь нашивки). Впрочем, у находчивого Хиггинса и на этот счет были идеи: «У меня есть собственность в Испании, что если получить небольшую закладную, можно было бы рассчитаться... Вычислят ли меня, если это пройдет одной суммой?» Опасения шотландца были понятны:
Хиггинс: Знаете, я немного напуган всем этим
Муни: Тем, что эти деньги возникнут откуда ни возьмись?
Хиггинс: Да, это ведь чертова куча денег.
Репортер: Для профессионального снукериста? Бухгалтерия говорит, что в прошлом сезоне ты выиграл пятьсот с гаком тысяч.
Хиггинс: Все равно это заметная сумма.
Муни: Ну, да, для того, чтобы появиться из ниоткуда.
Хиггинс: И что получается по 75 тысяч за каждый фрейм? Ваши люди рассчитывают сорвать гораздо больше на этом, верно?
Репортер: Об этом не беспокойся, тебя должна заботить твоя сторона сделки.
Хиггинс: Окей, как скажешь.
Идею о сдаче фреймов в четырех матчах разных турниров охотно поддержал Пэт Муни, однако детали необходимо было обсудить с самим спортсменом:
Репортер: Итак, это будут четыре матча, так что мы пожмем друг другу руки и покончим с этим. Но что важнее как именно ты проиграешь эти партии? Как это сработает? Ты же чертов чемпион мира!
Хиггинс: А против кого я должен проиграть?
Репортер: Ну, это точно не будет какой-нибудь украинский любитель или паренек из Варшавы или Праги. Было бы глупо, так что это должен быть кто-то...
Хиггинс: Кто достаточно хорош, чтобы ничего не заподозрили.
Репортер: Ну, да, один из топовых участников.
(Хиггинс и Муни затем предложили три известных имени, которые в статье не раскрыты)
Хиггинс: Это несложно.
Репортер: Одна ошибка, надо сделать всего одну ошибку.
Чуть ранее в приватной беседе с Пэтом Муни были оговорены подробности:
Муни: Суть в том, что Джон работает с людьми, которые его хорошо знают. Ну, вы понимаете, это не должны быть «большие» игры.
Репортер: Я о том и толкую. Думаю, выставочные матчи больше подходят для такого рода сделки?
Муни: Ну, это не столь принципиально, даже рейтинговые турниры подойдут. Для ребят «наверху» это не имеет значения.
Репортер: Ну, наши люди уж точно не будут ставить на Betfair или Ladbrokes они играют в местах, о которых вы и не слышали.
Пэт Муни заверил, что для такого профи, как Джон, не составит труда разок-другой чуть-чуть, на пару каких-то миллиметров, пустить шар мимо цели, чтобы это выглядело как естественный промах
В свете недавних скандалов и долгих следственных разбирательств, связанных с подозрительными ставками на матчах Питера Эбдона и Стивена Магуйара, эта история с трехкратным чемпионом мира большое жирно пятно на и без того небезупречной снукерной репутации. Никаких сомнений, что новоизбранный председатель WPBSA Барри Хирн, немедленно отреагировавший на громкую статью, не оставит без пристального внимания инициированное по этому эпизоду расследование. Последствия для участников инцидента могут быть самыми тяжелыми, если их вина подтвердится.
Стоит напомнить, что в 2005-2006 в похожей ситуации «слетела голова» Квинтена Ханна, но резонанс того проступка имевшего скандальное реноме «плохого мальчика» не идет ни в какой сравнение с бурей, которую способно вызвать разбирательство по нынешнему делу образцового семьянина и «посла снукера» Джона Хиггинса.
Пэт Муни и Джон Хиггинс в один голос заявили, что согласились на сделку только потому, что опасались за свою безопасность и полагали, что имеют дело с «русской мафией». Действительно ли их действия были продиктованы только соображениями самосохранения, а не наживы покажет время. И следствие.
(При подготовке использованы материалы News of the World:
www.newsoftheworld.co.uk/news/801883/John-Higgins-snooker-match-fixing-scandal.html)
Девушка: Ты обещал на мне жениться!
Перень: Мало ли что на ком я обещал.
Я конечно не хочу на 100% настаивать что он не виноват, но просто не довели дело до конца, чтобы предъявить конкретные обвинения. Так можно любого подловить, нету идеально невиновных людей.
А по поводу обвинений и доказательств - не ко мне. Я никого разоблачать не собираюсь..
Вот лично я себя считаю в этой ситуации оплеванным. Я действительно верил, что Хиггинс настоящий спортсмен и в таком дерьме мараться никогда не станет. Это же низость. А тут... Мафии он испугался. Надо ему тогда памперсы подарить, раз он такой пужливый.
Заявление Хиггинса (всято с топснукера):
«Я могу сказать, что никогда не участвовал в договорных матчах. За свою 18-летнюю профессиональную карьеру я никогда не допускал намеренных ошибок, не говоря уже о намеренной сдаче фреймов или матчей».
«Честно говоря, я очень обеспокоен тем, как протекал разговор в Киеве. Я очень испугался, когда он мне предложил проиграть фреймы в обмен на крупную сумму денег. Мне хотелось поскорее выйти из отеля, сесть на самолет и улететь домой».
«Я не знаю, была ли это русская мафия или кто-то еще. Но в этот момент я почувствовал, что лучше всего будет подыграть этим ребятам и поскорее улететь из России».
«Все кто меня знают, подтвердят, что я люблю снукер, и никогда не сделал бы ничего такого, что могло бы повредить целостности игры. Моя совесть чиста на все сто процентов».