6 мин.

Золотая сотня 1960-х. № 100-96

фото

Запускаю музыкально-исторический сериал, в рамках которого собираюсь выложить сотню лучших, на мой взгляд, песен 1960-х гг. В каждом посте буду выкладывать по пять вещей в обратном порядке, со своими краткими аннотациями.

Порядок отбора песен и расставления их по ранжиру - субъективный. Понятно, что 1960-е подарили такое количество музыкальных шедевров, что изначально отбирал из 300-400 песен, затем сократил до 200 и уже совсем избранные и любимые вещи попали в "сотню".

При составлении этого импровизированного чарта изначально установил несколько примерных критериев:

- использовал песни, вышедшие в промежутке между 1961-1970 гг. включительно;

- включил в список не больше трех песен одной группы или исполнителя. Исключение сделал для "The Beatles", и то четвертая вещь - это кавер на их песню;

- постарался представить максимально большее количество жанров и стилей - от соула до панка, от блюза до прогрессива;

- несмотря на то, что англоязычные песни составляют более 90% итогового списка, все же стремился вставить наиболее яркие и интересные вещи, сделанные не в Англии и не в Америке, а в других странах. Исключение - СССР, так как это отдельная тема;

- наряду с роком во всем его многообразии не удержался от искушения вставить и немало эстрадных поп-номеров, в том случае, если это талантливо и красиво;

- порой "пожертвовал" признанными хитами монстров рока ради включения в список песен от групп и исполнителей второго-третьего эшелона, для полноты картины;

- при составлении списка изучал мнения критиков и музыковедов о той или иной песне и её популярность у слушателей в то время (места в чартах Billboard, Melody Maker и т.д.), но больше опирался на личные ощущения от прослушанного.

Ну что же, приглашаю Вас в музыкальное путешествие во времени.

Сегодня первая серия. №№ 100 - 96

# 100. Neil Sedaka - Happy Birthday Sweet Sixteen (1961)

Открывает мой список солнечная и безмятежная песня от бруклинского сладкоголосого эстрадного певца Нила Седаки. В этой вещи, как мне кажется, очень ярко проявился беззаботный и праздничный дух, царивший в американской музыке на рубеже 1950-1960-х гг. А так как США в то время были главной музыкальной метрополией, то они задавали тон и всему остальному миру. В то время Седака и подобные ему эстрадные исполнители были на пике популярности и казалось, что оптимистичные номера в стиле "Happy Birthday Sweet Sixteen" еще долго будут в тренде, но вскоре в моду вошли другие ритмы.

 

# 99. Shangri-Las - Leader of the Pack (1964)

Песня "Leader of the Pack", повествующая о нежных чувствах девочки из хорошей семьи к "плохому парню"-мотоциклисту, стала главным хитом некогда популярной девичьей группы Shangri-Las. Эта группа из Нью-Йорка, состоявшая из двух пар сестер-близняшек Вайс и Гансер, принесла много нововведений, как в музыкальный репертуар, так и в сценическом образ женских коллективов того времени. Они стали одними из первых использовать перкуссию и другие посторонние звуки (в частности, одной из "фишек" данной песни стал звук ревущего мотоцикла и разбитого стекла), стали более раскованно вести себя на сцене и сопровождать вокальные партии танцами и небольшими театральными этюдами, в конце концов, в сами песни они стали вкладывать больше эмоций и экспрессии, чем было принято раньше.

 

 

# 98. The Small Faces - Itchycoo Park (1967)

Во второй половине 1960-х гг. в Англии, и конкретно, - в Лондоне, большое развитие получило движение "модов". Это были лондонские мальчики-мажоры, носившие модную одежду из континентальной Европы (в основном, из Италии) и разъезжавшие на итальянских мотороллерах Vespa. При этом они играли довольно интересную музыку, которую некоторые критики относили к жанру "психоделического попа", а некоторые выделяли отдельное направление - "мод-рок". Это был утяжеленный ритм-энд-блюз, смешанный с британским битом, американским рок-н-роллом, и с негритянским соулом. Ощущалось и влияние ска и регги. Самой известной мод-группой стали The Who, базировавшиеся в Западном Лондоне. (Про них мы еще поговорим позже). Второй по значимости стала группа The Small Faces, участники которой были, напротив, из Восточного Лондона. Сингл "Itchycoo Park", выпущенный группой в 1967 г., добрался до 3-го места в британских чартах и попал в американский Top 20. Эта песня стала одним из ярких образцов психоделического попа 1960-х гг. Мне нравится в этой вещи, как музыканты виртуозно меняют темп и ритм, не теряя при этом динамики. 

 

# 97. Chicago - Make Me Smile (1970)

Группа Chicago из одноименного американского города стала одной из наиболее влиятельных команд, игравших в стиле джаз-рока, получившего большую популярность на рубеже 60-70-х гг. К традиционному набору инструментов рок-группы они добавили мощную духовую секцию (труба, тромбон, саксофон), активные клавишные в джазовом стиле и аналогичную перкуссию. Музыкальная диковинка пришлась по вкусу американской публике, ценившей джазовые традиции, и уже второй альбом группы "Chicago II" попал в "горячую десятку" американского хит-парада. Отдельные синглы также пробились в Top 10. Одной из наиболее ярких композиций стала баллада "Make Me Smile", являвшаяся частью 13-минутной сюиты "Ballet For A Girl In Buchannon". Второй альбом "чикагцев" оказал влияние не только на их дальнейшую карьеру, но и на развитие всего жанра джаз-рока, обозначив ориентиры и стандарты, которых придерживались в дальнейшем их коллеги и последователи.

 

 

# 96. Gun - Race With The Devil (1968)

Лондонское трио Gun, состоявшее из братьев Эдриана и Пола Гурвицов (гитара и бас) и барабанщика Луи Фарелла, записало всего два номерных альбома и несколько синглов. Команда играла тягучий психоделический хард и, возможно, её имя и не сохранилось бы в анналах рока, если бы не песня "Race With The Devil". Самой "вкусной" частью которой стал гениальный гитарный ход, вошедший в золотой фонд мирового рока и ставший предтечей хэви-металла. Впоследствии на песню "Race With The Devil" делали каверы Judas Priest, Black Oak Arkansas и другие известные хэви-металлические команды. Мощнейший номер, невероятно свежо и актуально звучащий даже сегодня. 

Спасибо за внимание! В следующем выпуске №№ 95-91.

Всем рокового настроения!