«Под такую снежную кашу нужны лыжи с очень мягкими кончиками». Можно ли победить сугробы в Контиолахти?
На ЧМ-2015 прошла всего одна гонка, а биатлонисты уже недовольны трассой. Что с ней делать? Как подобрать лыжи? Sports.ru подробно расспросил Ольгу Медведцеву, Павла Ростовцева и Вадима Мелихова.
Павел РОСТОВЦЕВ, трехкратный чемпион мира
1. Что можно было сделать с трассой?
Организаторам стоило пригласить Вадима Ивановича Мелихова. Если помните, в олимпийском Сочи была ровно та же ситуация, причем сам турнир длился гораздо дольше. Есть специфика: если начинаешь сыпать селитру – она какое-то время цементирует трассу, а потом как бы обрушивает. Но в Сочи нашим специалистам удалось сработать отлично, несмотря на тяжелые погодные условия. Что это значит? Такой опыт есть, и с трассой в принципе можно что-то делать.
Возможно, в эстафете ее состояние не сыграло решающей роли – все были в одинаковых условиях. Но если выводов не последует, то спринт может превратиться в гонку нескольких человек из первой стартовой группы.
Не знаю, станут ли финны засыпать трассу селитрой или просто расчистят. Друзья-специалисты рассказывают, что порой приходится весь день снимать 40-сантиметровый слой снега – потому что этот слой уже не способен впитывать селитру и как следует цементировать.
2. Как приспособиться к трассе Контиолахти?
У меня в свое время была специальная пара лыж на такую кашу – со своеобразной жесткостью, с очень мягкими кончиками. Лыжа шла по сугробам и не срезала, а как бы «обыгрывала» их. Даже если со спуска они катят хорошо, то на подъеме могут врезаться – тогда спортсмену приходится тратить много сил. В таких специфичных условиях инвентарь приобретает огромное значение. У каждого элитного биатлониста должна быть пара на экстремальные условия. А лучше две пары.
3. Нужно ли менять технику, подстраиваясь под условия?
Наверное, да. Мощного отталкивания, к которому привыкли некоторые спортсмены, на такой каше не получится. Надо брать за счет частоты а-ля Драчев, ну или а-ля Устюгов. Впрочем, есть исключения для физически сильных гонщиков. У Дарьи Домрачевой хороший, толчковый прокат – казалось бы, не самый подходящий вариант для этой трассы. Но Даша вчера все равно выглядела хорошо. Хотя техника в любом случае меняется: нужно почаще отталкиваться, покороче прокатываться, чтобы не зарывать лыжи.
Вляпались. У России в биатлоне все как обычно
Ольга МЕДВЕДЦЕВА, двукратная олимпийская чемпионка, шестикратная чемпионка мира
– Селитрой посыпают снег только тогда, когда на улице тепло, плюсовая температура. Таким образом, снег сохраняется, «удерживается» и не превращается во влажную кашу. Тогда у спортсмена ощущение, что едешь как по столу. Вчера в Контиолахти было плюс 1 – теоретически можно было с трассой что-то сделать. Но организаторы, возможно, решили не торопиться, послушать команды и ничего не менять до спринтов. Тем более, сегодня выходной день.
Но селитра – спасение относительное. Если солнце, трасса все равно разбивается, снег кристаллизуется. В подъемы идти очень тяжело. И наоборот, только похолодает – сразу «глянец». А снимать верхний слой снега... Ну, наверное, можно – но сколько этого снега нужно снять? И сколько это времени займет? А если погода изменится?
Я в Контиолахти бегала всего лишь один раз – запомнился только большой подъем. Он, конечно, тяжелый, но преодолимый. Если ты физически готов, этот тягун не помеха. Конечно, в горку проще забираться тем, кто частит, легенький такой, как Устюгов, но это все теория. Повторюсь, если здоровье есть, то любая трасса рабочая.
Лыжи я с собой особенные никогда не возила. Доверяла нашей сервис-бригаде. Я согласна, тонкостей много. Например, у фирм-производителей модели инвентаря разнятся даже по температуре. Или вообще есть пары, которые едут только в Скандинавии. А есть, которые в Сибири катят – и больше нигде. Всегда, помню, у меня были сложности с дождем, влажной погодой. Кто лыжи подберет – тот их бережет.
Но, если честно, я бы вообще не заостряла внимание на качестве или количестве снега. У сервис-групп есть структуры на любой тип – старый, молодой, свежий, влажный, сухой. Ко всему нужно быть готовыми. Это чемпионат мира.
Дарья Домрачева чуть было не привезла Беларуси сенсационную медаль
Вадим МЕЛИХОВ, рэйс-директор отечественного биатлона
Учтите, что вчера был только первый день соревнований. Нельзя сразу же применять искусственные меры – это может быть чревато. Мы столкнулись с такой ситуацией в Сочи: в первые дни начали использовать химикаты, а потом пришлось счищать 20 сантиметров трассы. Организаторы ЧМ – опытные люди, решили ничего не трогать на первый день. Они готовятся ко всем вариантам.
Я вас прошу: никого не ругайте! Скажите спасибо, что трасса сделана. За состояние трассы отвечают жюри, представители IBU, рейс-директор – их решения оптимальны. Думаю, на спринт-пасьют никаких кардинальных изменений ждать не нужно. Многое зависит от погоды: сейчас трассу немножко прихватит морозцем – она должна стать жестче.
Мы видели, что хорошо готовые гонщики правильно использовали даже такие условия: та же Домрачева, Мякяряйнен показывали лучшие скорости. Многие спортсмены недовольны трассой? Интересные они люди. В смешанной эстафете для всех были одинаковые условия – конечно, в спринте их не будет. Но когда стартует сто с гаком человек, одинаковых условий не будет ни на какой трассе. Надо относиться к этому объективно.
7 лет без медалей и другие печальные итоги смешанной эстафеты
Что сказали тренеры и спортсмены?
«Очень тяжелая, разбитая трасса. Жаль, что ее не посыпали. Решили не сыпать, чтобы потом не стало хуже и не испортить трассу» (Дарья Домрачева)
«По такой трассе каждое движение отнимало сил в два-три раза больше обычного. Вроде бы 6 км, а кажется, что проехал все 15. На месте организаторов я бы снег не насыпала сверху, а наоборот, почистила трассу» (Ольга Подчуфарова)
«Я была рада, что добралась до финиша. Было реально тяжело на этой рыхлой трассе. Пришлось просто стиснуть зубы и бежать. Ничего классного. У меня были хорошие лыжи, но условия на трассе чудовищно тяжелые» (Тириль Экхофф)
«Лыжи работали хорошо, мне кажется, это даже было преимуществом перед соперницами. Тяжелая трасса. К сожалению, на финише проиграла – меня просто всю сковало» (Яна Романова)
«Состояние трассы неудовлетворительное. Как мы будем определять чемпиона в спринте? По такому снегу велика доля случайности. Будем разбираться. Нельзя в это время проводить чемпионат мира» (Александр Касперович, тренер)
«На этих трассах мы не являемся фаворитами. Мы не так много отрабатывали крутые подъемы, не настраивались на то, что снег будет такой рыхлый. К этому ужасно трудно приспособиться. Мы предполагали, что будет холоднее и лыжня станет жестче. Теперь мы боимся того, что при таких условиях девушкам придется тратить очень много сил. Этот чемпионат может стать чрезвычайно тяжелым» (Стиан Экхофф, тренер)
Подробное расписание трансляций ЧМ-2015 в Контиолахти
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; Fotobank/Getty Images Sport/Allsport UK
Устюгов о котором все говорят и Зайцева, которая вечно на этой трассе в призах, закончили именно сейчас.
и заодно вычеркните Рупольдинг, где по объективным причинам нормально он уже выступить не смог...на этом все.
если вы не берете в расчет то, что к главным стартам Устюгов всегда подходил готовым, и отношение бы явно было не как к рядовому этапу КМ в конце сезона...что тут еще сказать.
и всю его историю я знаю уж получше многих.
----------------------------------------
Вот самый главный вывод из уст Пылевой. Всё. Тема закрыта, занавес