5 мин.

Пустое место. Как заполнить «Лужники» на Кубке мира по регби-7

Забавно все-таки иногда делать сравнения. Особенно, когда от одного до другого события – минут этак 30 пешком.

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

Итак, Большая спортивная арена «Лужники». Духота, пыльные кресла (тысячи «упакованы» в баннеры, чтобы пустоты не смущали), сплошь иностранные лица, если не считать услужливых волонтеров, которые через каждые 10 минут разносили протоколы и щепетильно проверяли: все ли составы на твоем столе.

В Москве, если кто не в курсе, проходит Кубок мира по регби-7. Событие, по меркам южного полушария (да и некоторых стран северного), очень крутое. В России оно впервые – Международный союз регбистов (IRB), расширяя географию теперь уже олимпийского вида (дебют в 2016-м в Рио-де-Жанейро), три года назад отдал крупный турнир в не самые регбийные руки. С понятной целью – завоевать новую аудиторию, которой консервативному регби не хватает.

Сколько стран по-настоящему развивают регби? Формально, конечно, 100, но объективно 15-20. А это очень мало. Умный дядька, президент IRB Бернар Лапассэ, не раз говорил, что «регби должно быть открыто для всех стран, а не только «первой десятке». У этого вида – потрясающая культура, аристократичные болельщики (слово «фанаты» в регби вообще не приемлют).

В игре чтят традиции, редко меняют правила, почти нет сенсаций (если в футболе чемпионы мира и Европы – испанцы – могут сыграть в отборе с финнами 1:1, то представить себе, чтобы Новая Зеландия, обладатель регбийного Кубка мира, выиграла с разницей менее 40-50 очков у Португалии, невозможно). В общем, такой закрытый, чуть ли не масонский, клуб.

Географическая замкнутость регби не плохо и не хорошо – такова реальность. С ней нужно бороться – в том числе, и России, которая с переменным успехом развививает овальный мяч уже почти 100 лет. Бывали мы и на молодежном и взрослом Кубке мира (в 2011-м, если кто забыл), выигрывали чемпионаты Европы по регби-7. Далеко, конечно, не австралийцы или французы, но учимся, бьемся. Хотя, как показали матчи в Москве, бьемся немного прямолинейно – тащим мяч на руках, плохо играем ногами, делаем неубедительные захваты...

А теперь – внимание! – вопрос. Сколько людей было сегодня в «Лужниках»? Если верить президенту Федерации регби России Вячеславу Копьеву, раскуплено 100 тысяч билетов. Но болельщиков нет. Вот не просто нет, а СОВСЕМ нет. И это особо пугает перед другим чемпионатом мира – по легкой атлетике, который пройдет в тех же «Лужниках» через полтора месяца.

Вот так, например, выглядел стадион на дневном матче сборной России и Шотландии. 2000-3000 зрителей – ну максимум 4000.

80-тысячная арена на Кубке мира мало чем отличалась, например, от мартовского матча Лиги Европы «Рубина» и «Леванте». Можно было докричаться до знакомого Миши из противоположного сектора – и услышали бы все, включая судей и игроков.

Притом, что организовано все очень даже достойно. Торжественное открытие (Собянин и Мутко в роли спикеров), специальная песня (бедный видеоряд, но это не так важно), сувенирная атрибутика от Canterbury (честно купил в подарок футболку и бейсболку за общие 1700 рублей), конкурсы на трибунах и дижестив от группы «Спейс» и Дидье Моруани – лазерное шоу.

Но ПУСТО.

Меня, например, не удивляет, что болельщиков нет. Москва пресыщена событиями (на футбол и хоккей то почти никто не ходит), в выходные многие уезжают на дачу. Удивляет, что никто не пытается работать с болельщиками. Я видел несколько афиш в центре города и около «Лужников», слышал про акцию на Пушкинской площади «Возьми меня на регби». Ну, собственно, все. Туристов из Зимбабве, Кении, ЮАР (а их – то ли работников посольств, то ли, правда, туристов) набралось не больше тысячи. Даже грузинская диаспора сачканула... Почти никто не приехал, а свои, на которых и делался расчет, не подошли (может, к завтрашним финалам подтянутся?).

Маленькие федерации, как показывают разные соревнования, не научились работать со зрителями. Мало получить Кубок мира, мало хорошо его организовать – важно, чтобы это было хоть кому-то интересно. Не омоновцам, умирающим от жары в кирзовых сапогах, не волонтерам в красных футболках, а зрителям.

Овальная планета. Как болеют в Новой Зеландии

Сергей Собянин на открытии сказал, что «в одной только Москве регби занимаются 25000 человек». Где они? Неужели все в отпусках, на огородах или дома у телевизора? Их сложно было зазвать на трибуны? Хотя бы тысяч 10? В Пензе, Красноярске, Омске, Краснодаре, Подмосковье действительно тысячи юных любителей регби. Но их почему-то нет на трибунах – кому-то дорого ехать и снимать жилье в Москве (так, может, стоило вложиться и решить этот момент, если регби действительно хочет развиваться?). Цена вопроса – в раз так 500 меньше, чем организация всего турнира.

У русского регби был прекрасный шанс (и пока еще есть) заявить о себе во весь голос. Сборная России два года назад впервые вышла на Кубок мира, а теперь Москва принимает Кубок мира по регби-7... Влад Коршунов, капитан сборной России, как-то честно признался: успехи взрослой сборной – хорошо, но важно, чтобы на регби обратило внимание государство, в секции потянулись мальчишки и девчонки. Важно, чтобы они ВИДЕЛИ, что регби интересно.

А пока они видят пустые, безжизненные трибуны... И это Кубок мира.

***

В 30 минутах пешком от «Лужников» – в Парке Горького, где сегодня торжественно отмечали Олимпийский день, народу только у стенда Союза биатлонистов России было почти столько же, как на регби.

Фото: facebook.com/maxim.motin

А в самом Парке тысячи людей танцевали, катались на роликах и велосипедах, играли в пляжный футбол и настольный теннис, стреляли и занимались другим интересным спортом. Еще несколько лет назад там не было такой семейной атмосферы, а гулять с детьми было небезопасно. Но ситуацию ЗАХОТЕЛИ и СУМЕЛИ изменить.

Я глубоко убежден, что многие болельщики пришли бы и в «Лужники» (благо недалеко). Если бы их действительно заинтересовали. Или хотя бы попытались это сделать.