4 мин.

«У нас с Пихлером не было большого выбора»

Мы расположились с экс-тренером женской сборной России, уволенным как раз по ходу эстафеты ЧМ-2011 в Ханты-Мансийске, на выходе со стрельбища: там отлично слышно трибуны и отлично видна гонка – с огромного табло.

«Довольно необычная расстановка у России: в данной ситуации дейстивтельно стоило «поиграть» этапами, сделав финишером либо Зайцеву, либо Вилухину. У немцев, кстати, второй этап тоже закрывает лидер. Конечно, наш замысел понятен: привезти Ане Богалий хороший отрыв».

Возвращенная на «забойный» этап Слепцова, чуть подергавшись с винтовкой, начала финишный круг. У Светы хватает изъянов: они всплывают поочередно, «рандомом». Очень редко – вместе. Но изъян последнего круга не исчезает вообще. 17 секунд проигрыша основным соперницам – и хитрый план с расстановкой начал пошатываться.

«Света – стабильный стрелок. Не думаю, что тренеры сильно рисковали, доверяя ей первый этап. Мы с ней здороваемся, но не общаемся. Вряд ли я интересен Свете как личность. Ей нужно уменьшать объемы. Она мне в этом смысле напоминает Мякяряйнен – спортсменку с малой мышечной массой, которую не следует мучить на тренировках. Они без жутких объемов легко и быстро набирают форму».

Зайцеву ждала дуэль с Нойнер. Виртуальная, потому что кое-как рассмотреть спину немки Ольга могла лишь после «стойки» – когда Лена вырулила со штрафного круга (потрясенный стадион молчал).

Трагедией еще не пахло. Зайцева подтянулась на четвертую позицию и вроде как нацелилась на новый рывок. Но рывка не случилось: Кузьмина, проводящая тусклый сезон, и Софи Бойли (тоже какой-то там сезон проводящая) отъезжали от нашего лидера совсем уж оскорбительно.

«Для Оли чемпионат складывается плохо. В предыдущих стартах сбоила стрельба, теперь, сами видите, какая скорость. Вчистую уступает Нойнер, при том, что та – со штрафом. Лена ведь грязновато прошла «лежку», но и Оля ничего не отыграла».

Хованцев говорил много и охотно. В его репликах абсолютно не чувствовалось яда, который, наверное, мог бы проснуться в человеке с таким бэкграундом. Нет, тренер сборной Финляндии кричал проносящимся мимо россиянкам что-то бодрящее, подсказывал. И фотографировал. Говорил, что просто на память.

«Нойнер не справилась со «стойкой». Это от желания быстро уйти с рубежа. Гляньте на движения. Очень напряженная стрельба, чисто мышечная, не расслабленная. Вон как торопливо винтовку в плечо втыкает. Как Женя Гараничев вчера».

Хитрый план с отрывом для Богалий уже не пошатывался, а лежал руинами. Ко второй передаче мы горели лидерам почти минуту. Критикуемую всеми подряд россиянку окружали моторные Гесснер, Сулемдал, Дуборезова и Вита Семеренко.

«Надо признать, Зайцева выступила ужасно. Перед Аней стоит сложная задача, которую можно решать только идеальной стрельбой. Знаю, что в России ее ругают. Скажу так, индивидуально она мало что может. Человек конца топ-10 в лучшем варианте. Остается ждать проблем соперниц. Гесснер вот вообще непредсказуема».

Гесснер в итоге использовала три доппатрона (по ее меркам – гениальная точность), Сулемдал с Беско тоже избежали завала. Богалий промчалась по лезвию: ее «стойка» едва не обернулась кругом – обошлось, но стоила колоссальной потери времени. Пожалуй, с этого момента стало окончательно ясно, что нам светит новый эстафетный позор.

«Я понимаю, что у Пихлера нет большого выбора. Все говорят: ему дали команду, он ее не выбирал. Ну так и я не выбирал. Сами по себе объемы – не панацея. Подчеркну, что мы с Вольфгангом в нормальных отношениях, никаких проблем. Нет человека, который мог бы назвать идеальную цифру, идеальную методику. Надо подбирать ключ к каждому. Три запасных патрона для Ани – чересчур. Вряд ли она шла не в своем темпе – здесь несложный подход к рубежу. Это психология. У меня бы вместо Богалий бежала Глазырина».

Ольга Вилухина дебютировала финишером. Тренеры доверили. Даже так – доверил Пихлер. Прав он был или нет – узнаем потом, в какой-нибудь другой гонке. Не сегодня. Оля боролась только за условный престиж. Цинично звучит. Чем в текущем контексте шестое место престижнее седьмого?

«Хорошо, если Вилухина окончательно оправилась от болезней. Она – будущий оплот команды. Не думаю, что сейчас она загнана. Чемпионат долгий, паузы есть – обычная работа для гонщицы ее уровня. Она хорошо подготовлена».

Хорошо подготовленная Ольга ошибалась больше обычного. Обычного рупольдингского. Три запасных патрона – не трагедия, но в сухом остатке на восемь рубежей нам удался лишь один чистый – у Богалий.

«Когда берешь запасной патрон, главное – выверить изготовку, баланс. Лучше еще секунду потратить, но правильно встать. Стрелять надо на расслаблении».

Мимо пронеслись Домрачева и Бергер – их ждала битва за бронзу. Хованцев тут же повысил голос.

«Дашка, Дашка, вираж, давай!... Техника у нее, конечно, интересная. Разновременная постановка палок. Может, не слишком красиво со стороны, зато лыжи постоянно скользят. Нет шаговой работы. Отсюда – преимущество».

***

Хенкель размахивала флагом в финишном коридоре, француженки с визгом обнимались, норвежки позировали перед фотографами. И были счастливы.

Россиянки дружно рыдали. В голове вихрем кружили мысли о дежа-вю. Мне казалось, что подобные кошмары не повторяются. В глубине души я жалел, что пошел смотреть эстафету туда, на гору к Хованцеву.

Текстовая трансляция и полные результаты женской эстафеты