«Вероятная причина срывов в стрельбе – увеличили стрелковые тренировки на 35%». Удивительный доклад от шефа биатлонисток
Вы уже знаете, что тренерский совет Союза биатлонистов России (СБР) этой весной проходит в заочном формате – с помощью электронной почты.
Тренеры сборных подготовили отчеты о прошедшем сезоне и разослали по регионам для оценки и предложений. После всех процедур соберется Правление СБР (возможно, тоже дистанционно) во главе с Владимиром Драчевым, чтобы принять окончательные решения – какой будет сборная в следующем сезоне.
В распоряжении Sports.ru есть все отчеты и другие документы, собранные тренерами. На днях мы раскрыли подробности из доклада старшего тренера мужской команды Сергея Белозерова.
Теперь время держать дистанционный удар для женского шефа Виталия Норицына. С большой долей вероятности бывшего – сразу после чемпионата мира Драчев объявил, что у Норицына нет шансов сохранить пост.
Первое впечатление об отчете Норицына (в его подготовке участвовали также стрелковые тренеры Леонид Гурьев и Николай Загурский) – он выглядит максимально формальным и поверхностным. Даже по сравнению с работой Белозерова, который тоже далеко не шедевр.
В докладе Норицына минимум попыток анализа – только констатация очевидной статистики, собранной аналитической группой в виде презентации. Вот главные тезисы женских тренеров о сезоне-2019-20:
• на этапах Кубка мира участвовали 9 спортсменок;
• в топ-25 закончили трое;
• очки набрали семеро.
Дальше идут чуть менее очевидные выводы:
1. Норицын считает, что команда осталась на том же скоростном уровне относительно топ-6, что и в предыдущем сезоне, сопровождая этот факт красочным графиком. Из него заметно даже ускорение команды за год – на 0,01 м/с.
2. Изначально были запланированы два пика функционального состояния – к первым этапам Кубка мира и к чемпионату мира. Тренеры женской команды, в отличие от мужской, не жалуются на сорванные сборы во время предсезонки – видимо, план оказался выполненным в той или иной степени.
3. Норицын описывает тактическую модель мировых лидеров в спринте (к которой, видимо, стремился сам – Sports.ru): быстрое начало, снижение скорости на втором круге (в целях улучшения стрельбы стоя) и финишный круг на уровне первого или быстрее.
Отставание россиянок на финишном круге и в целом по скорости, заметное на графике, Норицын объясняет тем, что вся интенсивная работа выполнялась в зонах около ПАНО – ПАНО+ (порог анаэробного обмена – уровень нагрузки, при котором скорость образования лактата превосходит скорость его утилизации – Sports.ru).
Следом он приходит к выводу, что в будущем необходимо сконцентрировать внимание на тренировках, направленных на увеличение аэробной емкости и анаэробных возможностей, что позволит держать высокую дистанционную скорость и иметь резерв для повышения скорости на финише.
Если упрощенно – призывает развивать одновременно и общую, и скоростную выносливость.
4. Пожалуй, самый интересный тезис Норицына: вероятной причиной срывов в стрельбе стало увеличение общего времени стрелковых тренировок – примерно на 35% относительно прошлого сезона (на графике сравнение за июнь-сентябрь).
Напрашивается вопрос – женщинам надо меньше тренировать стрельбу?
Традиционно слабым местом сборной Норицын называет стрельбу в условиях сильного ветра, но путей решения этой проблемы не предлагает.
5. По распределению ОЦН (объем циклической нагрузки – Sports.ru) и силовой нагрузки команда фактически выдержала уровень прошлого сезона.
6. Норицын предлагает СБР усилить работу сервис-бригады – несколько гонок на ЧМ и практически все «водные» (при плюсовой температуре и тающем снеге – Sports.ru), по его мнению, сборная проигрывала лидерам в качестве подготовки лыж.
В расширенный список для централизованной подготовки к следующему сезону Норицын рекомендует 20 спортсменок, не разделяя их на основу и резерв. Среди них почти все биатлонистки, которые были на виду в прошедшем сезоне (исключение – Тамара Воронина, начинавшая сезон на Кубке мира).
Полностью предложенный Норицыным состав выглядит так (сохранен порядок, в котором их указал тренер): Евгения Павлова, Кристина Резцова, Виктория Сливко, Екатерина Юрлова-Перхт, Лариса Куклина, Светлана Миронова, Анастасия Халиуллина, Екатерина Глазырина, Ирина Старых, Ульяна Кайшева, Анастасия Поршнева, Екатерина Мошкова, Наталья Гербулова, Валерия Васнецова, Анастасия Егорова, Анастасия Гореева, Елизавета Каплина, Анна Никулина, Полина Шевнина, Ирина Казакевич.
Впрочем, это всего лишь рекомендации Норицына – тренера, который по мнению руководителей, не справился с сезоном, и в следующем займется другой работой.
Тренера биатлонисток уволили (на словах) во время чемпионата мира. Это его интервью-оправдание
Есть ощущение, что его отчет – осознанный шаг в этом направлении.
Скачивайте лучшее приложение про биатлон на iOS и Android
Все о биатлоне – в телеграм-канале «Биатлон без Губерниева»
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
А вот по скорости и подготовке лыж тема дискуссионная. Когда я сам бегал на лыжах, в теплую погоду снег липнет, смазка нужна такая, чтобы лыжи катили, а ведь они катят и в другую сторону, такая тема как отдача (лыжи стреляют назад) предполагает несколько иную технику передвижения. На современных лыжах это возможно не так сказывается, но не раз видел, как у некоторых спортсменок назад дергает лыжу. Что это значит - нужна хорошая, качественная наработка вариантов техники - под погоду и лыжи. Чудо-вакс-машина может как угодно нашлифовать поверхность, но если спортсмен не знает азов передвижения, а катается как первый тренер в тайге показал, это все ни о чем. Нужна комплексная бригада по лыжной подготовке - где отрабатывают стили прохождения для каждого индивидуально, там же и прохождение спусков -подъемов, там же и работа палками, а это тоже не так просто. А то вспоминаю, как Глазырина в 26 впервые научилась правильно корпус держать. а Шуми всем кагалом учили с горки скатываться, и наблюдая супертехнику той же Павловой или даже Юрловой, которая у нас свет в окошке, возникает понимание, почему у нас все так плохо без живительного ЭПО.