«Я вся в порезах и синяках». Чемпионка-синхронистка теперь побеждает в серфинге
Вячеслав Самбур поговорил с Анжеликой Тиманиной, которая покоряет волны и шьет купальники.
У нее редкая биография: с 5 лет занималась синхронным плаванием, выиграла, как и полагается, всё – Олимпиаду, чемпионаты мира (аж 11 раз) и Европы, Универсиаду. Много училась – с отличием окончила институт физкультуры УрГПУ, поступила в аспирантуру, параллельно прошла курсы телеведущей в Останкино, запустила собственную линию купальников и главное – осталась в спорте. Только уже в другом – серфинге, где на прошлой неделе выиграла этап чемпионата России в Калининграде
Вячеслав Самбур связался с Анжеликой Тиманиной – девушкой, у которой 65 тысяч подписчиков в инстаграме, – и расспросил про новый карьерный поворот.
Серфинг в Калининграде – как это выглядит?
– Для России совсем новый вид спорта – видно, что сложностей хватает. В первую очередь потому, что волны и условия не способствуют хорошему катанию, высоким результатам, сравнимым с остальным миром.
Конечно, это не массовые соревнования с тысячами болельщиков. Но и на синхронном плавании трибуны почти пустые. Серфинг по сравнению с синхронным плаванием более народный, что ли: мужчины, женщины, мальчики, девочки – все катаются рядом. В Калининграде любители ловили волны вместе с участниками – для первого раза все было здорово. Люди болели, интересовались, спрашивали. Это начало чего-то глобального.
Где-то старт называют этапом Кубка России, но скорее все-таки этап чемпионата. Всего их три: Калининград, Сочи, Питер. И потом проведут соревнования на Бали. По итогам появится сборная, которую отправят на международные турниры.
Честно, я не собиралась выступать в Калининграде – просто поехала с друзьями за компанию, для приключения, хотя, конечно, заранее отправила заявку, взяла доску на всякий случай. Решение стартовать далось сложно – думала, что со спортом покончено. Но влюбилась в серфинг, и была-не была – почему не попробовать?
Неожиданно для себя выиграла на короткой доске, на длинной – второе место. За победу девушкам давали 40 тысяч рублей, за второе место – 20. Для первого чемпионата очень приятный бонус и стимул.
Как вы вообще им увлеклись?
– После ЧМ по водным видам-2015 целенаправленно поехала в серф-лагерь на Бали. Хотелось прочувствовать атмосферу вместе с другими ребятами, которые, как и я, впервые встали на доску.
Сначала занимались не на волнах, а на «пенке» у самого берега – она тебя толкает, дает импульс двигаться по прямой. Первое время на софтборде – это мягкая доска для начинающих, их выдают в лагере. Постепенно переходишь на хард – короткая и жесткая. Кстати, короткая доска включена в программу Токио-2020.
В лагере тренировались 3 недели – и к концу мне вручили приз как самой успешной ученице. А получилось так, что после ЧМ-2015 нам дали несколько месяцев отдыха, и я смогла остаться дольше. В итоге каталась на Бали 3 месяца – училась, росла. Сразу перешла на короткую доску – физически это более трудный вид. Доска маленькая, маневренная – нужно хорошо грести, уверенно чувствовать себя в воде.
Получается, катаюсь около полутора лет. Не постоянно, но когда есть возможность куда-то слетать – я выбираю места для серфинга.
Что с вашими досками?
У меня одна основная доска, которую беру всегда. Профессиональная, качественная – на нее сразу обращают внимание. Я порой ее обнимаю, глажу и тихонько с ней разговариваю, чтобы она помогла мне уехать в хорошую волну. Это мой снаряд, с которым я отлично взаимодействую.
Всего четыре доски, в том числе длинная, но на ней почти не катаюсь – совсем не моя история. В основном они стоят на Бали, перевозить их сложно.
Крутая доска, которая долго прослужит и на которой ты что-то покажешь, стоит 800-1000 долларов. Но даже про-серферы покупают б/у: немного покатались, перепродали за 300-500-700 долларов и так же взяли новые, в идеальном состоянии. Доски ходят по рукам – это очень распространено среди европейцев, на Бали. Мало кто постоянно покупает в магазине за 1000 долларов, слишком затратно.
Профессиональные доски очень хрупкие. Сломать легко, а починить в России практически невозможно. Перевозка – тоже больная тема, каждый раз мы как-то выкручиваемся.
Иностранные авиакомпании идут навстречу – спортсмены хорошо запаковывают. Но все равно бывает, что после прилета получают обломки. Из российских не перевозит почти никто, или только за огромные деньги. В тот же Калининград ребята из Питера и Москвы везли доски на машине – потому что не все едут с одной. По-хорошему нужно брать две-три под условия, под волны.
Три лучших места для катания?
– Первое место – Мальдивы, как ни парадоксально. Никогда бы не подумала, что на люксовом курорте могут быть такие шикарные волны и почти полное отсутствие людей. На Бали это большая проблема: по 100-200 человек сидят на споте – очень тесно, кататься невозможно. На Мальдивах пока народу мало, условия отличные, тепло, ветра нет.
Второе место – острова вокруг Бали, Индонезии. Я много раз была на Сумбаве – вообще никого, живут только местные с доисторических времен: никакой цивилизации, только деревня, джунгли и волны. Фантастическое место. И там можно встретить серферов со всего мира, более профессиональных – у них что-то подсмотришь, потом познакомишься.
Третье место – Гавайи, серферская мекка. Я там не была, но догадываюсь, смотрю фото и видео, слушаю рассказы. Мечтаю туда попасть. Народу тоже много, но уверена, что мне понравится.
Потихоньку начинаю кататься в России, но это непростой опыт – вода ледяная, сильный ветер, сложные волны. Самые известные места – наверное, Владивосток и Камчатка. В тех далеких краях, судя по фото, очень хорошие волны. Я там не была, но люди хвалят. Только нужен полностью закрытый гидрокостюм – да и с ним испытание не для слабых.
После синхронного плавания это страшно?
– У меня есть преимущество перед другими девочками – страх почти отсутствует. Я провела в воде большую часть жизни, чувствую себя там очень комфортно. Но меня, бывало, пугал размер волны. Порой заходила в гигантские. Часто бывает так: на споте десятки мальчиков и одна девочка – я. Но я прекрасно понимаю свой порог – не полезу в волну, если понимаю, что она может убить.
Наверное, со стороны серфинг не выглядит страшно, но когда ты около волны, когда понимаешь ее размер, ее работу – то ощущения совсем другие. Большие волны чаще всего там, где мелко, где острый риф. Отсюда много травм, даже летальных исходов. Сейчас я вся в порезах и синяках, это сразу отличает любого серфера. Но я была к этому готова.
Ваша главная гордость в серфинге?
– Бывает, что ты выехал на крутую волну, но никто этого не снял. У серферов есть такая шутка: нет фото – нет «трубы». «Труба» – большая волна, которая закрывает тебя целиком, и ты внутри едешь как в коридоре. Мне повезло, около года назад меня так сняли.
Въехала в «трубу» по случайности, но главное – выехала оттуда, что для новичка практически нереально. Большинство серферов-девочек выезжают из первой «трубы» через три-четыре года после начала, а мне хватило полгода или чуть больше. Она примерно в полтора-два роста, но тут главное не размер, а именно факт: «труба» закрылась, а я там проехала.
Вообще, адреналин подскакивает каждый раз, от любого катания. Эмоции подходят постоянно, особенно когда долго ждешь – или нет волн, или не дают кататься. А потом – ух! И ты хочешь поделиться со всеми. Долгое ожидание и потом маленькая победа – очень здорово, это то, что держит меня в серфинге
Что за люди в тусовке?
– Если относиться к этому как к хобби, то серферы – самые приятные люди в моей жизни. Позитивные, целеустремленные, приветливые – подсказывают, помогают, тем более девочкам. Когда ждем волну, отношение лояльное, нас периодически пропускают. Мне комфортно находиться в этой семье – они так и говорят: все мы – серф-семья.
На соревнованиях, конечно, каждый сам за себя. Хотя не скажу, что конкуренция бешеная, точно не на уровне синхронного плавания, когда за одно место в команде борются 20-30 человек.
Это больше философия, а не соревнования. Преодоление себя: сможешь ли въехать, удержаться? Нет драки, нет соперничества, которое случается в других видах, когда люди мешают друг другу. Тут история про взаимопомощь и позитив.
Во всем мире профи зарабатывают неплохие деньги, потому что спонсоров много. На доску можно приклеить любые значки. Это не синхронное плавание, где сплошные запреты: ни на купальник, ни на шапочку, ни на зажим ты ничего не приклеишь. А тут хоть всю доску – конечно, это хорошие деньги.
Я пока трачу только свои, речи о спонсорах не идет – это по-прежнему отдых и удовольствие. Я много лет отдала спорту, не могу до конца своих лет заниматься только им. Если получится – буду рада продолжить, если нет – ничего страшного.
Вы выпустили линейку купальников – зачем?
– Первая коллекция разошлась успешно – в первый день продаж в «Цветном» на мероприятии журнала Vogue. Я планировала сделать единичную коллекцию и посмотреть, как пойдет.
В России не выпускают модные спортивные купальники – в мире они есть, но у нас или спорт-спорт, или розовые рюши в блестках. Мне хотелось выглядеть спортивно и стильно, в итоге придумала сама – и дизайн, и расцветку. С удовольствием плаваю в своих купальниках и удивляюсь, как классно сделано – не сечется, не растягивается. И все обращают внимание.
В такое дело нужно хорошо инвестировать – у меня пока нет возможности заниматься этим глобально. Но держу в голове, нельзя заниматься всем одновременно. К сожалению, в России к спортсменам, завершившим карьеру, нет должного отношения. В США спортсмен может зарабатывать именем, когда его узнают, предлагают контракты. И он герой, на него равняются. В России люди равняются на звезд музыки, кино и в принципе все.
Взять нашу команду синхронисток, подойти к любому человеку с фото – и он спросит: а кто это? И так в любом виде, за исключением футбола. Я заранее знала, что нужно заниматься собой, посещать мероприятия, сниматься в модных журналах. В этом нет ничего зазорного, я стараюсь все делать качественно: фото, видео, кино. Почему нет? Я общительная, люблю общаться, люблю людей.
У меня несколько специальностей: тренерский диплом, обучалась в «Останкино» не теле- и радиоведущую, на актерских курсах. Мне хочется попробовать все, а благодаря этим курсам можно многому научиться. Когда было время учиться, я использовала возможность. Если предложат интересный проект – возьмусь. Но опять же, не строю глобальных планов и живу сегодняшним днем.
Фото: instagram.com/angelikatimanina; Gettyimages.ru/Al Bello (5)
Те, кто теперь вздыхают, что не могут поехать на Мальдивы - пусть сначала поработают столько же, сколько она (и с такими же успехами)
А девчонка молодец, пашет – и добивается. Только так в этом мире что-то и работает.