10 мин.

О мудрости и надежде семьи Скардино

27 марта празднует день рождения одна из самых обаятельных и жизнерадостных биатлонисток Надежда Скардино. По этому случаю хочу предложить читателям блога познакомиться поближе с Надей и ее мамой Натальей Георгиевной. Вашему вниманию - совместное интревью мамы и дочки журналу «Биатлон».

Надя с мамой 1

"Наталья Георгиевна – мама семерых детей. Когда у нее спрашивают, как они с мужем воспитывали целый детский сад, смеется: «Все трудности ушли в прошлое. Дети росли дружненькие, помогали родителям. Когда я вышла на работу, старшие забирали младших из детского сада. Так и выросли».

В этой большой и дружной семье выросла одна из лидеров белорусской сборной по биатлону Надежда Скардино. Мы встретились с мамой и дочкой в их родном городе Сестрорецке. Здесь, на берегу Финского залива, Наталья Георгиевна и Надежда Скардино рассказали журналу «Биатлон» о том, как из самостоятельной девочки из многодетной семьи выросла бронзовый призер Олимпийских игр.

О детстве и выборе профессии

Надежда: Я не была спокойным ребенком. Но с братьями и сестрами никогда не дрались. Не помню, чтобы у нас были какие-то междоусобицы. Ругались, конечно, бывало. Но мы дружные. До сих пор между собой хорошо общаемся.

Даже сложно выделить одно детское воспоминание. От всего периода осталось очень теплое ощущение. На дачу все время ездили с бабушкой. Дядя брал нас в походы, делал с нами зарядку. Дома, когда много детей, мама и папа, жизнь насыщенная. У нас не было времени скучать.

С самого детства мы выбирали сами себе дорогу. Про нас нельзя сказать, что кого-то куда-то отдавали. В то же время мы не были предоставлены сами себе. Каждый выбирал то, что он хотел, а родители одобряли. Кто-то шел по стопам папы – пел, кто-то рисовал. Моя младшая сестра уже второй раз участвует в регате. Не знаю, как она сделала такой выбор, но у нее получается.

Наталья Георгиевна: Между собой дети никогда не соревновались. Да и среди друзей спортивные состязания не пользовались популярностью. У нас все были самостоятельными, насколько это возможно. Уроки я не проверяла никогда.

Бабушка хотела, чтобы кто-то из детей стал медиком. А я своим детям желала только того, чтобы они были хорошими и счастливыми людьми. Больше ничего не желала. Мне этого было достаточно. Они во всем определялись сами. Когда я еще сидела в декрете, мы начинали ходить на кружок рисования, фигурное катание. А потом, когда все рухнуло, уже не до того было. Они сами находили секции в школе. И Надюха начала заниматься в школе. Всем на роду написано, кем быть, я в этом совершенно уверена.

Ко времени поступления в училище олимпийского резерва Надя серьезно занималась спортом, были результаты. Ее не просто так туда взяли. Конечно, там не та физика, не та математика, но то, что она получила, куда ценнее. В училище было очень трудно заниматься. Наше мнение она не спрашивала, за ручку мы ее не водили.

О характере

Наталья Георгиевна: Надя с Гошкой, хоть и двойняшки, совершенно между собой не похожи характерами. Гоша очень спокойный. Что ему не нравится – мимо ушей пропускает. А Надюха взрывная девочка. В спорте это полезно. Она хотела добиваться результатов. Ей нравилось быть первой, сильной. Хотя вот еще Соня, Надина сестра, занималась биатлоном. Она впервые встала на лыжи в семь лет  сразу обогнала меня. Соня даже была в молодежной сборной Беларуси по биатлону. А когда она должна была во взрослую сборную переходить, начались изменения: менялись тренеры, обстановка. Во взрослый спорт Соня не перешла. Много обстоятельств помешало. Она окончила Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта, тренирует детишек. И занимается тем, чем должна.

Надежда: Не знаю, хорошо это или плохо, но спокойствие не моя черта. Бываю спокойной, но редко. Дома я бываю разной. Думаю, и в жизни я такая же, как в спорте. Я не сильно отличаюсь и характером, и энергией, и настроением. Папа и мама все время говорили, что я очень упрямая. Может быть, как раз упрямство помогло мне в какие-то моменты не оставить спорт, не выбрать другую деятельность.

Не могу сказать, от кого из родителей я унаследовала эту черту. Вот моя младшая сестра больше похожа на маму, а на папу – мой брат-двойняшка. Упрямство скорее папина черта, чем мамина. Мама очень спокойная. Наверно, это спокойствие ей помогло вырастить семерых детей.

Надя с мамой 2

О немецких и итальянских корнях

Наталья Георгиевна: Поскольку у меня папа немец, что-то от этой нации у меня есть. Я не терплю опаздывать, например. В голове всегда должен быть какой-то план. У Надюхи, видимо, итальянские папины нотки. Она рассказывала, например, что на Универсиаде организация была просто отвратительная. Все было для нее непонятно. Это ей не понравилось, несмотря на ее свободное ко всему отношение.

Надежда: Наверно, во мне больше итальянского. Я эмоциональный человек, мною руководят чувства. Говорят, что немцы более рассудительные, у них все по полочкам разложено. Когда мы с Клаусом Зибертом работали, это было видно. Я не такой человек. Это, наверно, мой минус. Вот в маме видны немецкие рассудительность и спокойствие. Эти качества присущи моим старшему брату и сестре. Младшие, и я в том числе, более эмоциональные.

Об эмоциях в спорте

Наталья Георгиевна: Мы были на чемпионате мира в Контиолахти. Это самый близкий к нам старт. Младшая Маша летала и в Сочи как волонтер. Я всего один раз съездила на соревнования, и мне этих ощущений хватило. Конечно, смотреть биатлон вживую и по телевизору – совершенно разные вещи. Я телевизор не могу смотреть, потому что выхожу из себя. Я почему-то считаю, что от каждого моего вздоха зависит: попадет Надя или не попадет. Я или только слушаю, или вовсе ухожу от телевизора. Наверно, так все мамы переживают.

Какая-то из российских биатлонисток говорила, что мама прислала 17 смс перед стартом. Я же только молюсь за Надю. Единственное, что я ей говорю: мы с тобой, мы тебя любим.

Надежда: Спорт и жизнь все-таки разные вещи. На старте ты должен быть внутри уверен и спокоен, сосредоточен. Но когда гонка заканчивается, вот тогда эмоции у спортсменов выходят. Кто-то вои удачи и неудачи переживает внутри: сел, подумал, оценил. Кто-то может разговаривать, плакать. Моим эмоциям после финиша свойственно выходить наружу. Когда что-то не получается, я не успокаиваюсь, пока не добьюсь своего. Меня не оставляет неудача. Может быть, мне это помогает к чему-то стремиться и чего-то добиваться. Хорошо, что моих эмоций не видно на соревнованиях, а на тренировках я могу их выразить.

О переезде в Беларусь

Надежда: К тому моменту я была независимым от семьи человеком. Два года я жила в училище олимпийского резерва. К 19 годам многие дети из моей семьи перешли на собственные хлеба. И моя семья переезда «не заметила». Они оценили это как новый этап моей жизни и были рады, что у меня будет такое спортивное развитие. Что-то меняется, это естественно, и папа с мамой не волновались. Тем более Минск недалеко от Сестрорецка. Родители восприняли это так, будто я уехала в другой город. Они с энтузиазмом отнеслись к смене вида спорта. Биатлон был популярнее, это было интересно. Переезд в Беларусь был моим сугубо личным решением, а они его приняли.

Наталья Георгиевна: Она к тому моменту практически не жила дома, все время была на сборах. Перешла – и перешла. Она рассказывала, что уже собиралась заканчивать с лыжами. Были разные обстоятельства. И вдруг ее увидел биатлонный тренер.

Я переезжать в Беларусь не собираюсь. Я не такой человек, который легко снимается с места. Когда у Надюхи будет своя семья, не знаю, где она будет жить: в России или в Беларуси. Надо будет приехать помочь – я приеду. Мне смой не хочется из Сестрорецка уезжать, тут такой рай земной. Когда мы сюда переехали, я каждый деь благодарила Бога. Мы оказались здесь после рождения двойняшек, нам дали квартиру. Для переезда должна быть острая необходимость.

О Сестрорецке

Надежда: В Сестрорецке у меня немного другая жизнь. Здесь практически нет болельщиков и журналистов. Когда я сюда приезжаю, окунаюсь в жизнь, отдаленную от биатлона как работы. У меня есть тренировки, но они в режиме лыжных гонок. Я никогда не стреляю в Сестрорецке, не вожу с собой винтовку. Здесь я всегда ощущаю себя как будто в отпуске. Пусть и всего на неделю, но у меня есть тренировки. А в Минске обстановка более рабочая. Естественно, мы стараемся уделить время и болельщикам, но это все остается там, в Минске.

Сестрорецк – это город детства, здесь живут мои друзья. Какая бы погода здесь ни была, питерская или нет, я всегда немножко тоскую по этому месту. Очень люблю бегать вдоль Финского залива, это место воодушевляет почему-то.

Наталья Геогриевна: В Сестрорецке Надю узнают. После Сочи ни в один магазин не могла зайти. Я, кстати, гонку, когда она стала бронзовым призером, провела в поликлинике. Мне прямо туда позвонили и сообщили новость. Я совсем отключилась от гонки, ни о чем не думала, ничем не мешала Наде.

Мы не чувствовали, что гонка закончится медалью. Мы могли только желать и надеяться на это. Я, если себе что-то представлю, оно точно не случится. Поэтому ничего не загадываю. Перед любым стартом думаю, как помочь Наде. А в итоге выяснила, что лучше вообще не смотреть.

Об авантюрах

Наталья Георгиевна: Каждый год 26 августа на день рождения отца наша семья собирается вместе. В этот раз на даче стояло десять машин! И еще на мотоцикле пиехал друг Вали, Надиной сестры. Мотоцикл, конечно, страшный. Но всем было интересно на нем покататься. Я думаю: чего же и мне раз в жизни не попробовать? Он так рычит! Я во все авантюры ввязываюсь, мне все интересно.

Дети выросли, и у меня появилось время сделать что-то для себя. Дети молодцы, они мне всякие сюрпризы устраивают. Например, полет на дельтаплане, с дельфинами плавали, в этот раз они меня отправляют в санаторий. Мне это приятно. Если есть необходимость с внуками посидеть, я посижу, да. А так у меня хор, фитнес, экскурсии для пенсионеров. Так что у меня жизнь сейчас полная впечатлений.

Надежда: Мама сама села на мотоцикл. Мы все удивились. Давным-давно я говорила, что хочу научиться ездить на мотоцикле, но пока не могу найти для этого время. Приятель сестры приехал к нам в гости и предложил мне: «Давай хоть так прокачу». Я возвращаюсь, снимаю шлем, тут мама стоит передо мной и говорит: «Я следующая». Она никогда не отказывается от наших предложений. Мы то на горные лыжи ходим, то на простых катаемся. Мы с мамой летали в аэротрубе и веревочные городки изучали. В этом плане она нас удивляет иногда.

Надя с мамой 3

О Наде

Надюха с детства рисует. Как-то вернулась из Анапы, она бросилась к краскам и пыталась все изобразить. Сейчас она почти не рисует. Только на праздники присылает всякие открыточки смешные. Надюха творческий человек. Сейчас для нее вязание – способ проявить себя, и нервы, наверное, так успокаивает.

Наде хорошо, значит, и мне хорошо. Хочется, чтобы труд спортсменов вознаградился медалями. Девочки после соревнований такие выжатые приезжают. Я первое время даже пугалась.

О маме

Думаю, она авантюрная была все время. Но потом ее главной задачей стало быть женой и мамой. Она занималась только нашим воспитанием. Сейчас мама более свободна. И к ней вернулся тот драйв, который она, возможно, недополучила раньше. И мы, конечно, ей удивляемся.

У мамы есть черты, которые хотелось бы у нее перенять. Это доброта, терпимость и какая-то святость. Наверно, все мамы для детей кажутся святыми. У меня мама верующая, она старается до нас, детей, что-то донести со своей точки зрения. Она для меня пример мамы и жены. Всем всегда помогает: родным, соседям, бездомным. Она не может сказать «нет». Не знаю, как ее на все хватает. Она отдает, и ей это возвращается".

Источник: Биатлон. - 2016. - №2. Декабрь. - С. 30-36.

журнал

Приобрести журнал "Биатлон" можно в интернет-магазине Белорусского клуба биатлона.

***

Самые сердечные поздравления и пожелания Надежде в день рождения!

Пусть будут вечно в ее власти здоровье, молодость и счастье!

Надя