Золотая сотня 1960-х. № 40-36
Предыдущие серии:
# 40. The Guess Who - American Woman (1970)
История этой команды из канадского Виннипега началась с одного забавного случая. Основатели группы Чед Аллан и Рэнди Бахман были участниками команды "Chad Allan and the Expressions", группы, которая неожиданно стала известной в 1965 г., когда выпущенная ею кавер-версия "Shakin' All Over" Johnny Kidd and the Pirates стала хитом в Канаде и вошла в американский Top 40. Канадские и американские меломаны задавались вопросом, что же это за необычная группа? После того, как Expressions записали альбом под своим именем, лейбл Quality в шутку выпустил его с надписью: "Guess Who?" (Угадай, кто?) Рэнди Бахману настолько понравилось это название, что его решили сохранить в качестве окончательного. Сначала с вопросительным знаком на конце, со временем - без.
Во второй половине 1960-х участники Guess Who? записали несколько качественных альбомов и выпустили ряд синглов, получивших большую популярность в Канаде, но подлинный взрыв произошел в 1970 г., после выхода сингла "American Woman" и одноименного альбома. В меру быстрая и не слишком тяжелая песня, носившая, по словам авторов, антивоенную направленность, взлетела до №1 в американском чарте и удерживалась на вершине в течение трех недель. Это был беспрецедентный успех для канадской группы, после чего Guess Who? утвердились в роли главного рок-ансамбля Канады. В 1970 г. группу пригласили в Белый дом, где они выступили перед семьей президента США Ричарда Никсона, однако жена президента Синтия попросила не включать в сет-лист American Woman, так как там, по ее мнению, звучали оскорбительные для американских женщин слова и мотивы.
# 39. Otis Redding - (Sittin’ on) The Dock of the Bay (1967)
В истории рок-музыки принято выделять так называемый "клуб 27", куда входят музыканты, погибшие/умершие в возрасте 27 лет. Один из классиков соула Отис Реддинг не дотянул и до этой цифры, погибнув в 26 лет в авиакатастрофе. Самым известным его синглом стала солнечная и мелодичная композиция "(Sittin’ on) The Dock of the Bay" ("Сидя на пристани залива"), ставшая хитом уже после его гибели. Отис родился в штате Джорджия в семье священника-баптиста и с детства пристрастился к церковному пению и родственному жанру госпел. В юности он участвовал в местном шоу талантов "Teenage Party", в котором выиграл главный приз 15 раз подряд, после чего организаторы запретили Реддингу приходить на конкурс в качестве участника.
В ранних сольных композициях Рединга, вышедших в начале 1960-х, ощущалось сильное влияние Литл Ричарда - одного из величайших певцов в истории рок-н-ролла. С выходом новых синглов популярность Рединга росла и достигла своего апогея летом 1967 года, после успешного выступления на Международном Монтерейском фестивале. По воспоминания Отиса, именно там он начал записывать песню "(Sittin’ on) The Dock of the Bay", находясь в плавучем доме продюсера Билла Грэма в пригороде Сан-Франциско - Сосалито. Запись песни была закончена 7 декабря 1967 года, а 10 декабря Отис Рединг отправился в свой последний полет... В 1968 году эта композиция стала международным хитом, покорив первые строчки всевозможных чартов. Вошла в список 500 величайших песен по версии журнала Rolling Stone под № 26.
# 38. The Beatles - She Loves You (1963)
Идея написать песню, в которой идёт повествование от третьего лица («Она любит тебя») пришла к Полу Маккартни под влиянием песни Бобби Райдела «Forget Him» («Забудь его»). Это было необычно для лирических песен того времени, так как везде использовалось повествование от первого лица - «I Love You». Еще одной "фишкой" новой песни, которую вслед за "битлами" использовали другие группы и исполнители - стал рефрен "yeah, yeah, yeah" (да, да, да) Консервативные музыкальные обозреватели подвергли этот рефрен резкой критике, считая такое произношение жаргонизмом. Такого же мнения был и отец Маккартни, который сказал Полу: «Сынок, сейчас и без того везде полно американизмов. Почему бы вам не спеть в конце: „Yes, yes, yes“?», на что тот ответил: «Ты не понимаешь, папа, это не будет звучать». Джон Леннон сказал более категорично: «Вы когда-нибудь слышали, чтобы ливерпулец пел „yes“? Только „yeah“!»
В финале песни следовал вокальный аккорд с секстой, идея которого принадлежала Джорджу Харрисону. Продюсер группы Джордж Мартин, послушав песню, не оценил подобную концовку, посчитав ее чресчур банальной, однако участники The Beatles убедили его оставить все как есть, уверив в успехе песни. Действительно, успех был просто феноменальный. Выпущенный 23 августа 1963 года сингл уже в первую же неделю попал в британский хит-парад и продержался четыре недели на первой строчке. На протяжении двух недель сингл She Loves You держался на первой строчке и в чартах США. В 2003 году в гостинице Ньюкасла, где была написана песня, планировалось установить памятную табличку, однако ни Пол Маккартни, ни Ринго Старр, не смогли точно вспомнить в каком именно отеле это произошло.
В октябре 2005 года журнал Uncut в списке песен, изменивших мир, поместил «She Loves You» на третью позицию - после «Heartbreak Hotel» Элвиса Пресли и «Like a Rolling Stone» Боба Дилана. В этой песне, на мой взгляд, наиболее ярко проявилась кристалльная чистота и неудержимый гений ранних "битлов". Тот случай, когда вещь захватывает с первых нот и не отпускает до самой финальной коды.
# 37. Iron Butterfly - In-A-Gadda-Da-Vida (1968)
Эффектное название этой хард-прогрессив-психодел-группы из Сан Диего ("Железная бабочка") в будущем вдохновило парней по ту сторону Атлантики назвать свою группу "Свинцовый дирижабль" (Led Zeppelin). Однако в то время, как "цеппелины" лишь делали свои первые шаги по покрению публики, музыканты Iron Butterfly уже были достаточно известными в среде американских и даже британских меломанов. Основателем и лидером группы был сын церковного органиста (и сам органист) Дуглас Ингл, который, по словам критиков, пел как "Барри Манилоу (амер. эстрадный певец - примечание автора), в которого вселился Годзилла".
Хотя уже первый альбом оказался довольно успешным, часть музыкантов к этому времени покинула группу. Поэтому следующий лонгплей записывался в следующем составе: "старики" Ингл и Рон Буши (ударные), и "новобранцы" Ли Дорман (бас) и Эрик Бранн (гитара). Как-то Ингл уединился в студии, прихватив с собой ящик спиртного, и начал творить, совмещая приятное с полезным. В его голове вертелся эффектный гитарный риф, к которому он написал простенький текст: "В райском саду, крошка / Разве ты не знаешь, что я люблю тебя?" Творческий процесс затянулся на всю ночь и наутро Дуглас был уже невменяемым. Когда Рон Буши спросил его, как называется новая песня, Ингл хотел сказать ""In The Garden of Edem" ("В саду Эдема"), но заплетающимся языком произнес "Ин-э-гадда-да-Видда".
Таинственный набор звуков понравился участникам группы и они решили оставить именно это название - "In-A-Gadda-Da-Vida". Почин Ингла поддержали его партнеры по группе. К органной импровизации Ингла, добавилось гитарное соло Бранна, а затем разошёлся и Буши, сыграв, наверное, одно из первых продолжительных барабанных соло в рок-музыке. В начале сессии музыканты решили разогреться, используя для этого импровизационную версию In-A-Gadda-Da-Vida. "Разогрев" занял целых 17 минут, а звукорежиссёр Дон Кэсэйл взял и всё это записал. Когда записанное прослушали, оказалось, что композиция вышла вполне законченной, добавили вокала и немного гитары. Продюсер Джим Хилтон однако не остался в восторге от полученного музыкального полотна. Он сказал группе: "Песня на семнадцать минут не ассоциируется у меня ни с удачными продажами, ни с местами в хит-парадах". Музыканты ответили ему беспроигрышным аргументом: бюджет записи исчерпан, если хочешь много коротких песен - мы запишем, но тогда выбей у фирмы ещё денег. Продюсер махнул рукой и позволил записать длинную версию. 14 июня 1968 года главный хит группы увидел свет.
Одноименный альбом, в котором названная композиция заняла всю вторую сторону, поднялся на 4-е место в американском хит-параде и был раскуплен за год в размере 4 млн. копий. Для продолжения успеха была записана сингловая версия на 3 минуты, которая активно крутилась и продолжает крутиться в радиоэфирах разных стран. Ниже предлагаю вашему вниманию альбомную 17-минутную версию, в которой можно в полной мере услышать все импровизационные изыски музыкантов "Железной бабочки".
# 36. The Who - My Geheration (1965)
Сейчас в это сложно поверить, но изначально "My Generation" была медленной блюзовой песней. Современный вариант появился в результате многочисленных репетиций, когда участникам The Who стало очевидным, что композицию нужно ускорить и сделать более агрессивной. В итоге получился образцовый гимн "бунта сытой молодежи" на все времена. Самая знаменитая строчка из песни - "I hope I die before I get old" ("Надеюсь я умру раньше, чем состарюсь") - тоже оказалась лишь красивой фразой. Все участники The Who дожили до седин, за исключением барабанщика Кита Муна - единственного настоящего, (а не показного), бунтаря в составе группы. Что касется истории возникновения песни, то известно, что Пит Таунсенд написал "My Generation" во время первых гастролей The Who.
Считается, что вдохновением для него стало решение британской королевы-матери убрать катафалк "Паккард" Таунсенда с улицы в Белгрейвии. Поскольку на таком же точно хоронили её мужа Георга VI, то сам вид этого автомобиля ей был неприятен. Объясняя смысл текста, Таунсенд говорил, что песня выражает поиски места в обществе. Необычная манера исполнения Ричарда Долтри, который как будто бы заикался, пропевая строчку "Why don’t you all f-f-fade away", по воспоминаниям продюсера Шела Тамли, возникла случайно. Якобы Долтри просто плохо слышал свой голос во время записи и начал запинаться, пытаясь подстроиться под музыку. Участникам группы понравилось, как это звучит, и они решили оставить такой ход для привлечения внимания к песне.
Примечательно, что после выхода песни работники BBC отказывались её передавать, мотивируя свое решение тем, что подобная манера оскорбляет людей, страдающих от заикания. Однако после того, как песня стала супер-хитом, они сняли этот запрет и начали ставить "My Generation" в жесткую ротацию. Эта вещь знаменательна еще и тем, что Джон Энтивистл на своём "Фендере" сыграл одно из самых первых соло на бас-гитаре в истории рок-музыки.
Bonus.
В качестве бонуса сегодня выступает одна из лучших кавер-групп в истории рок-музыки - американская команда "Three Dog Night" и композиция "One" Харри Нильссона, открывающая их дебютный альбом 1968 года.
Спасибо за внимание!
В следующей серии №№ 35-31.
Всем рокового настроения!
правда замечу, что вудстокская версия мне больше нравится...
Я, кстати, неправильно написал. Статуя Свободы по тексту не причина, а символ всего перечисленного.