Blue is the colour. Part 1. The Rising. Оффтоп.
Жеребьевок тогда ещё не показывали, а может и показывали, но я пропустил, да и отец как-то не подстраховал, поэтому рано утром следующего дня, нагретые по дороге в зажатом кулаке 30 сантимов на свежий номер «СЭ» были лихорадочно обменены на ещё тёпленькую газету. Помню, что резко пропала слюна. Как сейчас помню, что зашел за киоск, чтобы не палиться, и не пугать людей, стоящих на остановке. Звука не помню. Орал то ли «Ааааааа», то ли «Дааааа», то ли Ну вам знакомо, что в этот момент может закричать русский человек. Ага Пересмотрел ещё раз. Мало ли Грасхопперс Какое там! Русским по-белому Сконто Рига Челси, мать его так, Лондон. Время до первого матча тянулось муторно, и невыносимо долго. Как оно тянулось до ответки в Риге лучше вообще не рассказывать. Первого матча не видел, видел лишь голы в ультракоротком обзоре, да пару мини сводок в местной прессе. Рижане хорошо держались, выстояли 75 минут пресса и дрогнули. Селестино Бабаяро забил один из своих редчайших голов за Челси на 76 минуте, Пойет (обожал этого игрочилу, особенно его трюк с натягиванием капитанской повязки на голову) через две минут дырявит Сконто второй раз, и уже Саттон добивает поплывших рижан на 85-ой. 3-0. Всё как по рецепту. Фаворит едет на ответку со спокойным сердцем.
Возможно, что здесь у читателя может появится вполне резонный вопрос - как же так получилось С какого перепугу, за Челси? МЮ громыхал по Европе, был фаворитом трансляций по ТВ, Реал заполучил к себе моего любимого по тем временам игрока Давора Шукера, полосатый Интер пестрил звездами и очень симпатичной формой, до Абрамовича и всего глорихантерства ещё долгие пять лет Как так, парень, спросите вы меня, а я вам отвечу! По «маяковски» отвечу Вам, именем, и фамилией гордо отвечу Вам! Кто за «синих» - встать, когда это имя произносится вслух! Джанфранко продолжать дальше? Маленький Гений. Дьявол. Мастер. Художник. Трюкач, и просто душевный парень - Дзола. Дорожка к Стэмфорд Бридж была не хитрой: сострадание к Италии после ЧМ-94, стал следить за ними, посматривать, там ведь Баааджо! Позже начали просачиваться в сборную Сашка и Пиппо из «Синьоры» Крутое было время. Все болели за Италию, у всех были свои любимые игроки. Мне нужен был свой. Особенный. Дзола не часто выходил на поле, поэтому в кумирах он был не у многих. Ну как не у многих, не у кого! Провал на Евро 96. Наверное, именно с этого первенства, футбол стал более менее доступен по общественным каналам в Латвии. Что было не доступно, то я бегал смотреть к отцу на работу по спутниковому телевидению, и здоровенному телеку. «Уот э страйк бай Джанфранкоу Золааа» - кричал Джон Мотсон! Что-то подобное на двоих с Майком Лоуренсом они кричали у меня из колонок, когда Дзола колошматил голы уже за Челси в FIFA-99. «Оооу, уот э финиш!». Кто помнит, а?! J
По тем временам, из моего окружения, за Челси не болел никто. После триумфа французов на ЧМ-98, некоторые опомнились скала Дасайи, Пети, Лебёф. Тогда ещё не было такого термина, как «глорик», поэтому я называл их попроще «чмошники»! Челси, Pride of London. В этом было что-то особенное, болеть за незатертую во всех новостях команду. Челси реял своей таинственностью и новизной сквозь замусоленные марки и попсовые бренды. Пожалуй это можно сравнить с тем, когда ты с диким грохотом приезжаешь на какую-то тусовку на квадратном старом американском авто. Да, оно не самое дорогое, и не самое навороченное. Не самое актуальное, не самое привлекательное, и очень много других «не самое», но! Но, при всем при этом, все смотрят именно на него! Ведь именно у тебя гул из под капота, как рокот лодочного мотора, у тебя мечта всех девушек - сплошное переднее сиденье, у тебя переключатель скоростей на руле, здоровенный, как стол для снукера капот, квадратные фары из фильмов про полицейских Сан-Франциско Ты особенный. Special one. Естественно, это только сравнение, я не болел за Челси ради того, чтобы выделяться, и привлекать внимание, просто мне была и остается характерна черта выбирать что-то не похожее и альтернативное. Я выбрал Дзолу и выбрал Челси. Челси ответил взаимностью и местом проведения последнего матча отборочного турнира к ЛЧ 99/00 выбрал мой родной город.
Утром 24-го августа 1999-го года чартер Лондон-Рига приземлился в главном аэропорту страны. Бритоголовый Виалли и его банда, улыбнувшись таможенному контролю и проскочив крохотный зал ожидания, выкатились под мягкое, уже осеннее, рижское солнце. Где их и поджидали
Сделав работу над ошибками после встреч с Барсой и Интернационале, «синих» мы решили атаковать прямо с пылу, с жару в аэропорте. Фотографировать людей в движении не на «зеркалку» - не дело. Да у нас то и цифровых фотиков по тем временам не было, так что все мыльницы, спокойненько отдыхали в рюкзаках с минералкой и традиционными для таких случаев бутербродами. Первым появился Де Гуй. Я даже не дернулся. Он мне то и из-за своей фамилии не нравился, вдобавок ещё и как вратарь был на троечку. Фло! Туре-Андре! Идииии сюдаааа! Я не маленький, но Туре просто башня! Блокнотик, и почему-то голубой фломастер пожалуйста. Получи и распишись! Неловко получилось, я чёт перенервничал и мазанул фломастером норвежцу по руке! Туре улыбнулся, чирканул в блокноте и продолжил путь к автобусу. Пока возился с Фло, кто-то успел проскочить. Ладно, играем дальше! Ага, кто это там в здоровенных солнечных очках? Ле Со! Красавчик! Грэм почти проскочил мимо меня, но я успел его окликнуть «Грэм! Плиз, уан сигнейча фо ми». Не вопрос, свои у Грэма в респекте! 2 корявки в активе! Дальше. О мой боооог Густаво! Такое упускать нельзя! Я сделал решительный шаг вперед. Шаг к звездам! Улыбчивый Пойет без лишней суеты оставил и свой росчерк. Десайи! Я тормознул, и уже через 10 секунд к нему было не пробиться. Я не горевал, свидимся ещё. Лебёф так се. Надменный тип, как оказалось. Французы мне не были интересны. Я настойчиво ждал своего кумира. Как и полагается, итальянцы вышли всей мафией. Репортеры засуетились и стали расталкивать болел для лучшего фото-обстрела. Замелькали вспышки, кто-то стопорнул Виалли и его свиту. Пробка! Я смекнул, что так и так они все идут к автобусу, чё толкаться, пойду на площадку к транспорту. Там меня уже поджидало несколько таких же умников плюс парочка репортеров.
В какой-то момент время для меня остановилось, притих ветер, и во рту снова пересохло Невысокий человек, в элегантном костюме с двумя сумками не спеша колесил к автобусу. Моумент оф зэ сенчери! Я даю вам честное слово, что он был первым, и пожалуй единственным человеком, кто первый поздоровался с болельщиками. «Хэллоу бойз», сказал итальянец, и предчувствуя автограф-сессию поставил ручную кладь на землю. «Уэлкам ин Рига», пролепетал я на застенчивом английском и развернул иллюстрированную книгу о звездах мирового футбола. Итальянец размашисто расписался поверх своего изображения. В этот момент кто-то окликнул футболиста по имени. Звезда подняла голову и заулыбалась зашелестевшим вспышкам. А на утро я проснулся знаменитостью. Ведущая русскоязычная газета страны не могла не осветить факт прилета лондонского Челси в Ригу. Небольшая статья, расклад перед матчем и фото Джанфранко Дзола в окружении болельщиков. Тот самый кадр книга, Дзола и я. Аэропорт Рига. 24 августа 99-го.
Знаете, в этот момент, мне хочется пожелать, чтобы каждый из вас нашел ту самую Встречу. Свою. С тем самым кумиром из детства. Мы растем, меняются кумиры, меняется понятие «кумир». «Не воссоздай», учит нас Книга книг. Но в детстве, в юности то, оно все по-другому Там и кумиры не во вред, там и мороженное вкуснее.
Что было дальше..? На тренировку не попали. Виалли сделал ее закрытой. Через забор посмотрели на квадраты и «физуху». Скучно. Конечно же был матч. Форсель, Фло, губили моменты. Сконто дисциплинированно пахал в защите и стоял автобусом. Помню болел «синих». Предлагали поменять флаг Латвии на синий стяг со львом. Не мне правда. Знал бы, украл бы накануне у дворника латвийскую тряпку, выменял был на льва, спал бы в нем месяц! Бриты были бритые и были в дрова. Вели себя не агрессивно. В перерыве предлагали хлопнуть по парочке пластиковых со светлым. Мы отказались, по тем временам не злобарили ещё. Матч, кстати, так и закончился. 0-0. Этим же вечером Челси улетел обратно в Лондон. Прямо со стадиона, автобусом, в аэропорт, обратный чартер домой.
Был правда ещё один момент, который я не могу не рассказать. В день матча, с утра, мы приехали к всё той же гостинице «Рэдиссон САС». Караулить «синих». Не будут же они весь день сидеть в отеле, правильно? Правильно! Сидим ждем. Погодка отличная, вид на старый город с дамбы шикарный. Романтика! И тут та-даа! Люди в черном! Нет не менты, Челси! В черных спортивных костюмах выплыли из отеля на прогулку. И чтобы вы думали отправились пешком через Каменный мост в старый город! Вот это было раздолье! Подходов наделали сотню. Никто тебе не мешает, все идут на расслабончике, дарят автографы, не отказывают в фото. Несколько удачных фоток с Десайи и Петреску хранятся дома до сих пор. Кадров в фотоаппарате ещё было под 20, когда произошло невероятное. Виалли, а-ля крутой десантник из боевика, повертел пальцем над головой и дал команде команду, команду команде, гыы разворачиваться «домой». На базу. В чем была причина, не пойму до сих пор. На пол моста, синие в черном дружно развернулись и поплелись обратно в гостиницу. Мы за ними. Те скрылись в «Рэдиссоне», мы снова на дамбу. Добили бутеры, поделились впечатлениями, и снова в засаду. Трое маются ерундой в глубине дамбы, один на вахте, держит вход гостиницы. На игру то они выезжать будут, правильно? Правильно! На сей раз комплексного фото у гостиницы не было. Бабаяро с Владом, Серёга с Десайи, ещё несколько фоток Фло, Виалли и всё-таки Де Гуй. Дзола расписался мне на бис в том самом специальном блокнотике для вип-игроков. На том и отпустили. Помахали рукой на прощание. С тех пор так и не виделись. А вот с «синей» темы, я так и не слез. Blue is the colour, господа, football is the game.
Алекс Стартов
Записки человека, пишущего только правой рукой
я перед написанием сидел, вспоминал, вживался в образ, чтобы писать прям от-туда, от того пацана 10 лет назад, прям из аэропорта...
написать подобное, можно лишь если ты пережил это так, ну или если ты Пелевин, к примеру. да и читатель, если «прохавал всё это сам» - найдет в каждой из этих истории себя.
я перед написанием сидел, вспоминал, вживался в образ, чтобы писать прям от-туда, от того пацана 10 лет назад, прям из аэропорта...
так можно только пережив всё это. да и читатель, если «проховал всё это сам» - найдет в каждой из этой истории себя.
обалденно написано, аж захотелось быть опять пацаном и клянчить автографы...
Прочитал на одном дыхании!